Внешнеполитический курс Германии в конце 20- начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Федеративная Республика Германия вступила в XXI столетие в качестве государства, чья внешняя политика способна оказывать серьезное влияние на международные отношения в целом. В 1990 г. произошло объединение страны, положившее начало коренным изменениям стратегической обстановки в Европе. ФРГ, которая и ранее играла весьма важную роль в НАТО и Европейском экономическом сообществе, после объединения многократно увеличила свой политический и экономический потенциал. Военная политика страны в течение 90-х гг. XX столетия также подверглась серьезной корректировке, во многом обусловленной изменившимися международными ситуациями в связи с распадом биполярной системы.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 88.78 Кб (Скачать файл)

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел 2 декабря 2005 года телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, поздравив ее с вступлением в должность главы правительства Германии. Стороны выразили готовность прилагать совместные усилия для постоянного развития китайско-германских отношений. Вэнь Цзябао дал положительную оценку богатым результатам, достигнутым обеими странами в развитии межгосударственных отношений, и благоприятной координации в международных делах. По его словам, недавний государственный визит председателя Ху Цзиньтао в Германию принес реальные результаты и содействует дальнейшему развитию двусторонних отношений. Правительство КНР готово, как и прежде, уделять большое внимание развитию отношений с Германией, заметил Вэнь Цзябао, выразив надежду на поддержание двусторонних контактов на высоком уровне, активизацию политического диалога и консультаций и расширение взаимодействия во всех областях. Он выразил уверенность, что при совместных усилиях сторон китайско-германское партнерство, несущее ответственность в глобальном масштабе, принесет новые результаты. А. Меркель подчеркнула приверженность нового правительства ФРГ политике одного Китая и выразила надежду на расширение и углубление двустороннего сотрудничества с Китаем во всех сферах. «Я жду визита в Китай в следующем году, чтобы воочию увидеть огромные изменения в вашей стране», – сказала канцлер Германии. 5

В своей китайской политике Берлин руководствовался, прежде всего, экономическими интересами. Однако ситуация может измениться. Немецко-китайские отношения гораздо важнее существующей политической и экономической ситуации, так как ровно шестнадцать лет назад, в ночь 9-го на 10-ое ноября 1989 года не стало Берлинской Стены.

В апреле 2005 года Герхард Шрёдер попытался, несмотря на несогласие всех политических партий Германии, отменить эмбарго на торговлю оружием с Китаем, введенное в 1989 году после подавления студенческих демонстраций в Пекине.

В результате чего, даже его собственная Социально Демократическая Партия обвинила его в отсутствии нравственности в погоне за экономическими выгодами.

Эксперт по Китаю профессор Эберхард Зандшнайдер из Берлина указывает на новые ориентиры во внешней политике Германии, которые в среднесрочной перспективе могут оказать влияние на германо-китайские отношения. По его словам, А. Меркель не раз подчеркивала, что собирается приложить немалые усилия для улучшения трансатлантических отношений. Пока по «китайскому вопросу» между ЕС и США существуют заметные расхождения.

Особенно четко эти различия проявились при обсуждении вопроса об отмене эмбарго Евроcоюза на поставки вооружений в Китай. Когда в ЕС обсуждался вопрос о его отмене, США высказывались против такого шага. Мнения разделились и внутри Германии. Канцлер Шрёдер призывал отменить эмбарго, А. Меркель выступала за его сохранение.

Сотрудничество между двумя странами как в двусторонних, так и во многосторонних областях имеет широкую перспективу. Китайская сторона намерена вместе с Германией приложить усилия по углублению китайско-германских и китайско-европейских отношений.

 

Германо-российские отношения в начале 21 века.

Среди стран Евросоюза Германия считается одной из стран, с которыми у России традиционно складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения. Как во времена К. Гельмута, так и во времена Г. Шрёдера немецкие лидеры всегда старались установить хорошие личные отношения с президентами России. Нередко Германию называют адвокатом России в Евросоюзе, особенно на фоне его пополнения недружественно настроенными к России странами Центральной и Восточной Европы. Особое политическое сближение между обоими государствами наблюдалось в период правления Г. Шрёдера и В. В. Путина, завязавших крепкую личную дружбу. В 2001 году В.В. Путин произнёс речь в германском бундестаге на немецком языке, в которой изложил своё видение сотрудничества между Россией и Европой в будущем.6 В том же году был основан Петербургский диалог, российско-немецкий дискуссионный форум, проводящий ежегодные встречи представителей общественности двух стран. В 2003 Россия, Германия и Франция были едины в несогласии с развязыванием США войны в Ираке.

Важнейшим направлением совместной политики обеих стран стало и отношение к международному терроризму. В 2004 году лидеры двух государств приняли заявление, посвященное вопросам борьбы с международным терроризмом. Заявление предусматривает конкретные меры по борьбе с терроризмом. Оба президента отмечали, что «международный терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности обеих наших стран». В этом отношении совпали военно-политические взгляды двух стран по вопросу урегулирования ситуации в Афганистане. Глава МИД России Сергей Лавров и посол Германии Ханс-Фридрих фон Плетц в октябре 2004 года подписали в Москве Дополнительный протокол о наземном военном транзите в Афганистан. Этот документ стал дополнением к действующему между Россией и Германией Соглашению о транзите военного имущества и персонала через территорию РФ в связи с участием Вооруженных сил ФРГ в миротворческой миссии в Афганистане. Соглашение было подписано 9 октября 2003 года, и по согласованию сторон временно применяется с начала этого года. Оно определяет порядок осуществления транзита через территорию России вооружений, военной техники, военного имущества и персонала ФРГ в целях поддержки международных усилий по стабилизации и восстановлению Афганистана. 

2005 году В.В. Путин и Г. Шрёдер договорились о строительстве Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря. Труба длиной 1200 км.  была проложена по дну Балтийского моря с ответвлениями на Калининград, Швецию и Финляндию. Это решение вызвало бурные протесты в странах Восточной Европы и даже обвинения в новом Пакте Молотова-Риббентропа. Яростным противником строительства Северного газопровода выступила Польша. Причина - уходят пошлины, что взимали поляки за транспортировку энергоносителей через их территорию. Уклончиво начали вести себя в отношении строительства нитки Финляндия и Швеция. Тем не менее, благодаря сотрудничеству с компанией Рургаз, Россия вышла на рынки Европы. До 2008 г. компании Рургаз было поставлено около 200 млрд. м3 газа.

Торговый оборот между двумя странами достиг почти 30 млрд. евро и таким образом Германия заняла первое место в торговом обороте России. Таким образом, очередной экономически важный проект не только обеспечил укрепление российско-германского сотрудничества, но и сплотил Россию и Германию на мировой арене. В 2006 году бывший канцлер Германии, а ныне председатель наблюдательного совета Северо-Европейского газопровода (СЕГ) предложил российским властям создать лоббистскую структуру по продвижению интересов России на Западе. Однако к предложению экс-канцлера неоднозначно отнеслись и в Берлине. Германских экспертов смущало, что финансировать работу центра предлагалось из средств российского бизнеса, а в российском руководстве опасались, что все это могло негативно повлиять на отношения Кремля с нынешним канцлером ФРГ Ангелой Меркель.

21 ноября 2005 года первой  женщиной-канцлером в Германии  стала Ангела Меркель. Однако  следует отметить, что для нового  канцлера Германии  важны были в первую очередь отношения с США. Сама А. Меркель отмечала: «будем развивать стратегическое партнерство с Российской Федерацией», но дала понять, что возвратит главную внешнеполитическую ориентацию Германии на Соединённые Штаты, а к России необходимо относиться более дистанцировано, хоть и прагматично. Тем не менее, несмотря на её желание больше принимать во внимание интересы восточноевропейских стран, она не стала денонсировать достигнутые в эпоху Г. Шрёдера соглашения с Россией. В качестве одной из немногих западных стран, Германия в лице своего министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера критикует планы США по базированию ПРО в Восточной Европе и призывает их к консультациям с Россией.

В 2010 г. состоялись переговоры Президента России Д. А. Медведева и канцлера Германии А.Меркель. 7 В результате встречи был подписан меморандум, который предлагает рассмотреть возможность создания Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, цель которого будет в координировании действий России и ЕС в урегулировании военно-политических конфликтов и быть форумом для обмена мнениями по вопросам безопасности и разработки совместных операций России и ЕС. Конфликт в Приднестровье, единственный упомянутый в меморандуме, рассматривается сторонами как первоначальное поле для взаимодействия. Однако Германия выдвинула России требование в обмен на продвижение инициативы президента Д. Медведева по Договору о европейской безопасности, которое заключается в предварительном выводе российских войск из Приднестровья. Сама идея создания такого органа поддерживается Евросоюзом.

Г. Шрёдер претворил в жизнь восстановления доверительных отношений между Россией и Германией. Неподдельное уважение, которое оба лидера питали по отношению друг к другу, вывело российско-германскую дружбу на новый уровень и позволило достичь новых, важных для обеих сторон соглашений в самых различных областях. Постепенно недоверчивость и подозрительность, пережитки холодной войны, начали сменяться дружелюбными настроениями с обеих сторон.

В настоящее время сотрудничество России и Германии не должно терять набранных темпов, ведь оно помогает решить ряд различных проблем, с которыми сталкиваются страны сегодня. Россия получает доступ к высоким технологиям, хорошим инвестициям в промышленность и энергетику. При этом экономической зависимости от Германии не наступит, поскольку взамен та будет получать от Москвы стратегическое прикрытие от США и ресурсную независимость от стран третьего мира, которые не подконтрольны США.

Рассматривая перспективы российско-германских отношений, следует ожидать, что стратегическое партнерство РФ и ФРГ по многих вопросам современных отношений в области европейской безопасности будет продолжено, поскольку ФРГ не способны в одиночку, даже обладая статусом крупной державы на европейском континенте осуществлять внешнеполитические инициативы. Более того, позитивное развитие российско-германского сотрудничества в будущем обусловлено тем, что Россия и ФРГ не смогут вернуться к модели холодной войны, поскольку конфликтный потенциал двух государств недостаточен для возобновления старой конфронтации. 

Глава 3. Политика Германии в рамках Европейского Союза.

Жизнедеятельная Европа отвечает национальным интересам Германии. Процесс интеграции проявил себя в качестве подходящих рамочных условий для обеспечения мира, процветания и безопасности. Благодаря общей политике Германия нашла себе прочных партнеров в лице своих соседей и вместе с Европой вновь обрела свое единство, а также добилась уважения и авторитета в мире. Для немцев соблюдение мирного баланса интересов с соседями и с остальным миром стало успешным рецептом для интеграции Европы. Председательство Германии в ЕС в первой половине 2007 г. еще раз подчеркнуло это. Федеральный канцлер Меркель и министр иностранных дел Штайнмайер умело использовали авторитет и доверие в Европе для преодоления институционального кризиса. Германия заложила основу для Лиссабонского договора и добилась одобрения всех стран ЕС в важных вопросах, касающихся способности ЕС принимать решения, вырабатывать политику и институтов ЕС.

В 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами, Федеративная Республика Германии основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в ЕС от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома. При этом преследовалась цель повысить политический вес Европейского совета и Европейской комиссии и упорядочить деятельность совместных органов ЕС.

Благодаря договорам о создании Европейского экономического сообщества в 1957 г. началась успешная история процесса европейской интеграции. В отличие от первых шагов – от Европейского объединения угля и стали и до Европейского оборонительного союза – Римские договоры были направлены не на осуществление контроля за важными прежде в военном отношении отраслями, например за угледобывающей и сталелитейной промышленностью, или на концентрацию оборонительной мощи. Главное внимание уделялось развитию экономики западноевропейских стран путем углубления сотрудничества и поощрения торговли между государствами-основателями. Основная идея решения, принятого в 1957 г., дает о себе знать и сегодня: Римские договоры создали базу для таможенного союза и совместной торговой политики ЕС. Логике договоров отвечало и создание общего рынка без торговых барьеров. Это решение определило динамику развития европейского единства, пожалуй, сильнее, чем любое политическое заявление за прошедшие десятилетия. Стремление к общему рынку потребовало создания административно-политической инстанции – Европейской комиссии как органа управления, стоящего над интересами отдельных государств, и стража договоров. Потребовалось устранить внутренние границы в смысле создания условий для полной свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы: это была программа по завершению создания единого внутреннего рынка в 1992 г.

Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Союзе, подписанному в Маастрихте 7 февраля 1992 г., и Амстердамскому договору от 2 октября 1997 г. были сделаны важные шаги по пути объединения Европы. Маастрихтский договор [5] дал старт созданию экономического и политического союза; третий и последний этап, предусматривающий введение единой валюты, - евро - начался 1 января 1999 г. Тем самым в Европе появляется второе по величине единое валютное пространство мира. Кроме того, с момента вступления в силу Маастрихтского договора ЕС проводит совместную внешнюю политику и политику безопасности (СВППБ), а также совместную политику в сфере юстиции и во внутренних делах. Итак, созданы предпосылки для превращения ЕС в подлинно широкий политический союз.

Дальнейшим шагом на пути углубления европейской интеграции стал Амстердамский договор, создающий также предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС ратифицировала этот договор, 1 мая 1999 г. он вступил в силу.

Формально председательство Федеративной Республики Германия в Европейском Союзе (ЕС) осуществляется в течение первой половины 2007 года. В ЕС все государства-члены председательствуют по очереди, и срок такого руководства для всех одинаков - шесть месяцев. Однако нахождение Германии во главе Европейского Союза случай не рутинный для этого объединения, а весьма знаменательный. Дело в том, что Германия является наиболее мощным и влиятельным государством ЕС. Во-первых, это самая многочисленная по населению страна объединенной Европы. Население Германии - 82 млн чел. - составляет одну шестую часть от всех граждан Евросоюза. Во-вторых, Германия обладает самой мощной экономикой в Европе. ВВП Германии — свыше 3 трлн долл., и больше по объему только экономики США (ВВП - 10 трлн долл.) и Японии (ВВП - 6 трлн долл.). В-третьих, ФРГ является страной - донором ЕС. Ее доля в европейском бюджете самая большая, и страна платит в казну объединенной Европы, как считают немцы, много, а получает мало. В-четвертых, Германия - страна, стоявшая у истоков европейской интеграции, имеет колоссальный опыт управления интеграционными процессами, и начавшееся председательство будет двенадцатым в ее истории.

Информация о работе Внешнеполитический курс Германии в конце 20- начале 21 века