Внешнеполитический курс Германии в конце 20- начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Федеративная Республика Германия вступила в XXI столетие в качестве государства, чья внешняя политика способна оказывать серьезное влияние на международные отношения в целом. В 1990 г. произошло объединение страны, положившее начало коренным изменениям стратегической обстановки в Европе. ФРГ, которая и ранее играла весьма важную роль в НАТО и Европейском экономическом сообществе, после объединения многократно увеличила свой политический и экономический потенциал. Военная политика страны в течение 90-х гг. XX столетия также подверглась серьезной корректировке, во многом обусловленной изменившимися международными ситуациями в связи с распадом биполярной системы.

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 88.78 Кб (Скачать файл)

В 1990-е годы Германия впервые за послевоенный период стала использовать свои вооруженные силы вне национальных границ, а затем и вне сферы ответственности НАТО, сначала по мандату ООН, а затем и без него. Идя на выборы 1998 г., Г. Шрёдер обещал своим избирателям, что ФРГ будет надежным оплотом мира в Европе. Однако, не пробыв у власти и полгода, его правительство приняло участие в агрессии против СРЮ. По утверждению федерального канцлера, у ФРГ не было иного выбора, чтобы «прекратить убийство» в Косове. Именно позиция ФРГ наряду с США определила решение НАТО на военное вторжение в СРЮ. По словам министра иностранных дел ФРГ Й. Фишера, «этот конфликт должен ясно показать, что в действительности означает, когда Германия совместно со своими партнерами выполняет свой долг».3 Приняв участие в военной операции НАТО на Балканах, ФРГ, пожалуй, впервые в полной мере продемонстрировала союзническую солидарность и готовность брать на себя ответственность теперь уже, правда, далеко не однозначно оцениваемую в мире. Если в недавнем прошлом, например, во время первой войны в Персидском заливе в этом вопросе в силу исторических причин и географической отдаленности региона Германия проявляла особую сдержанность (оказывая антииракской коалиции политическую и финансовую поддержку, она не предоставляла ей свой военный потенциал), то на этот раз ситуация была принципиально иной. Во многом это было связано с тем, что конфликтная ситуация разворачивалась на европейском континенте. Германия участвовала в планировании и осуществлении военных акций НАТО. Знаковая роль ФРГ в этом конфликте уже не оспаривалась. Это ясно дал понять за несколько недель до войны в Косове германский канцлер, когда на конференции по политике безопасности в Мюнхене заявил: «Германия и не может, и не хочет идти особым путем. Мы... выросли в союзе (НАТО). И мы хотим в нем оставаться. В столицах государств НАТО этот шаг был воспринят с вниманием и полным одобрением. После 11 сентября 2001г., когда против США был совершен широкомасштабный террористический акт, правительство ФРГ выразило свою «неограниченную солидарность» с Америкой, связывая с этим ожидания иметь более весомый голос при принятии решений в Вашингтоне.

К началу XXI столетия Германия стала крупнейшим государством после США, которое предоставляло свои воинские контингенты для обеспечения миротворческих операций в мировом масштабе. Несмотря на предпринятые усилия, канцлера Г. Шрёдера постигло серьезное разочарование, когда президент США не признал в нем равного себе партнера. По-видимому, это одна из причин американо-германских разногласий по Ираку, которые были публично озвучены канцлером ФРГ летом 2002 г. в ходе избирательной кампании. Одержав победу на выборах, Г. Шрёдер вновь заявил, что полная солидарность не распространяется на «авантюрные действия» 4и скептически отозвался о готовившейся военной операции в Ираке. Впрочем, канцлер вынужден был учитывать общественное мнение в собственной стране, где 71% населения высказался в начале декабря 2002 г. против войны в Ираке.

Американцы в течение достаточно длительного времени не проявляли никакой заинтересованности в урегулировании разногласий с германским правительством. Президент Буш глубоко лично воспринял ситуацию и в нарушение сложившейся традиции даже не поздравил канцлера ФРГ с его победой на парламентских выборах. В 2002 г. Когда Г. Шрёдер некоторое время спустя стал посылать в Вашингтон сигналы о своей готовности к нормализации отношений, американский президент, по ряду свидетельств, лично распорядился о недопустимости положительной реакции со стороны сотрудников своей администрации. Со своей стороны, его тогдашний советник по национальной безопасности К. Райс отдала официальное распоряжение, согласно которому министр иностранных дел ФРГ Й. Фишер стал нежелательным лицом в Белом доме. Действительно, только в июле 2003 г. Й. Фишер смог приехать в Вашингтон для консультаций со своим американским коллегой К. Пауэллом и К. Райс. Администрация США дала понять, что ее «германская политика» должна интерпретироваться как реакция на критику Г. Шрёдером американской позиции по Ираку в ходе предвыборной кампании. В глазах Вашингтона Германия отказалась от международной ответственности в борьбе с терроризмом и вместо этого присоединилась к антиамериканскому настрою во Франции, которая, как считалось, желала создать европейский противовес США и традиционно поддерживала хорошие отношения с арабскими странами.

Весной 2004 г. развитие событий внутри ЕС и НАТО породило ряд новых обстоятельств. Канцлер Г. Шрёдер предпринял попытку убедить некоторых соседей Германии, что Франция и ФРГ «не намерены до минировать» в ЕС, хотя двусторонние отношения Германии и Франции остаются, по его мнению, движущей силой дальнейшей интеграции ЕС. В то же время Франция, при ее тесных контактах с Италией, Великобританией и Испанией, уже не так зависела от Германии и теоретически могла позволить себе пойти на сближение как с Соединенными Штатами, так и с Великобританией. Совместная с США миротворческая миссия на Гаити в 2004 г., как и визит президента Дж. Буша в Нормандию по случаю празднования шестидесятой годовщины высадки союзников во Второй мировой войне предоставили такую возможность.

Внешняя политика ФРГ оказалась в этот период в состоянии неопределенности на ключевом для себя трансатлантическом направлении. Германская внешнеполитическая элита так и не сумела в полной мере выработать четкого представления о том, по каким правилам и в соответствии с какими принципами должен функционировать «новый миропорядок», каковы могут быть допустимые средства формирования и поддержания стабильного функционирования этого миропорядка и, наконец, каким образом следует реагировать на проявления Америкой своей мощи.

 

2.2. Роль ФРГ в азиатском  регионе

В настоящее время ФРГ и Индия являются важными геополитическими центрами силы в мире, от внешней политики и взаимодействия которых будет зависеть будущая глобальная конфигурация международных отношений во второй половине XXI века. Основные направления сотрудничества между Германией и Индией были оформлены в  так называемом германо-индийском плане стратегического партнерства в XXI веке. Германо-индийское стратегическое сотрудничество было официально закреплено в соглашении, которое подписали в мае 2000 г. министры иностранных дел обоих государств – «программа / план немецко-индийского сотрудничества в XXI веке» [3] Затем были подписаны и последующие декларации между Германией и Индией в 2006-2007 гг. основными задачами «программы германо-индийского сотрудничества в XXI веке», так называемого германо-индийского стратегического партнерства в XXI веке, являются:

  • укрепление двусторонних отношений между Германией и Индией посредством регулярных встреч и диалогов между лидерами обоих государств;
  • политика безопасности и разоружения;
  • торгово-экономические отношения Германии и Индии;
  • обмен современными технологиями и новыми разработками, IT специалистами;
  • -укрепление германо-индийского сотрудничества в области культуры;
  • политика по защите окружающей среды;
  • совместная разработка политики СМИ, которые, как известно, играют во всем мире важную роль в формировании имиджа страны, распространению информации;
  • совместная работа Германии и Индии по реформированию ООН. Важно отметить также, что Германия и индия задействованы в разработке плана по урегулированию конфликтной ситуации в Афганистане, Ираке, Иране, проблем разоружения, борьбы с терроризмом;
  • разработка стратегии по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и криминалитетом, нелегальной миграцией. Стороны также договорились  «осуществлять обмен информацией и сотрудничать в проведении изысканий по оборонным технологиям и в реализации проектов закупки вооружений».

На деле основным направлением взаимодействия между Германией и Индией стали торгово-экономические отношения. Даже несмотря на разразившийся финансово-экономический кризис, ФРГ и Индия проводят форумы, подписывают взаимовыгодные договоры, инвестиции, которые сейчас вкладывает Германия в индийское производство, современные технологии, энергетику и строительство, помогают обоим государствам укреплять свои двусторонние отношения. Основные германо-индийские бизнес- проекты и инвестиции сконцентрированы в основном в химическом, фармацевтическом производстве, машиностроении и авиатехнике, а также в современных технологиях. Судя по статистике, товарообмен между Германией и Индией с 2000-2008 гг. возрос примерно на 14 млрд. евро. Что же касается инвестиций, то они возросли более чем на 3 млрд. евро, таким образом делая Германию третьим по величине инвестором после Великобритании и Нидерландов в Европе и седьмым в мире. С самого начала торгово-экономических отношений между Германией и Индией немецкая промышленность не была ориентирована только на поставку товаров в Индию.

Многие германо-индийские проекты осуществляются в тесном сотрудничестве неправительственными организациями. На протяжении более 50 лет сотрудничество в социальной сфере между Германией и Индией неуклонно развивается. Германо-индийские отношения за последнее двадцатилетие претерпели значительную трансформацию и сейчас развиваются очень динамично. Благодаря либеральным экономическим реформам индии в 1990-е гг., немецкие компании смогли внедрить свое производство в Индию, выстроить торгово-экономические отношения, базирующиеся на взаимном доверии и демократических ценностях. Инвестиции, которые сейчас вкладывает Германия в индийское производство, современные технологии, энергетику и строительство, помогают обоим государствам укреплять свои двухсторонние отношения.

Индия является самой большой в Азии демократической страной, где сильны современные IT-технологии и программисты, в этом Китай уступает Индии. Германия считает, что с таким мощным и надежным партнером, как Индия, необходимо укреплять отношения и в политике, и в экономике, и в культуре и других сферах, а также и стратегическое партнерство. В условиях глобализации Германия и Индия обладают политическими, экономическими, культурными, научно-техническими ресурсами для развития их стратегического партнерства. По мнению канцлера ФРГ Ангелы Меркель, Индия  обладает достаточным экономическим потенциалом, чтобы стать для Германии таким же крупным партнером в Азии, как и Китай.

 

Федеративная Республика Германии и Народная Республика Китай наладили дипломатические связи в 1972 году.

В течение прошедших лет эти связи между обоими государствами развивались в большом разнообразии и значительной плотности. На сегодняшний день они дружеские и хорошие.

Германия придерживается, так же как и её партнеры по ЕС, политики единого Китая. В последние годы между этими двумя странами прошёл ряд дружественных визитов. Так, вице-президент того времени и сегодняшний президент Народной Республики Китай, Ху Дзинтао совершил с 8 по 11 ноября  2001 г. официальный визит в Германию. Китайский премьер-министр Вен Джиабао посещал со 2 по 5 мая 2004 г. Федеративную республику Германию. Со своей стороны, федеральный канцлер Г. Шредер уже в шестой раз посещал Китай с 5 по 8 декабря 2004 г.

Стержнем этих связей является двусторонний диалог о правовом государстве. Федеральный канцлер Герхард Шредер и премьер-министр Цху Ронгджи договорились во время официального визита федерального канцлера в Китай в ноябре 1999 г. вести обширный диалог по вопросам правового государства. Летом 2000 г. было подписано соглашение об обмене и сотрудничестве в юридической области. [4] С тех пор конкретные общие проекты проводятся в рамках двух годовых программ. Также двусторонний диалог по правам человека – это часть этой программы. Последнее мероприятие в рамках диалога по правовому государству состоялось в мае 2004 под руководством федерального министра юстиции Бригитты Зипри в Пекине.

После прихода к власти в 1998 году Герхард Шрёдер без каких-либо существенных изменений продолжил политику своего предшественника Гельмута Коля, который акцентировал внимание в первую очередь на экономических аспектах сотрудничества между Китаем и Германией.

Во время своего визита в Китай 10 ноября 2005 г. президент Ху Цзиньтао указал, что Китай, как и прежде, ценит развитие отношений с Германией и намерен совместно с ней на прочной основе углублять сотрудничество. Он надеется на укрепление двумя сторонами контактов на высшем уровне для повышения политического взаимного доверия и стратегического взаимодействия, расширение двустороннего торгово-экономического сотрудничества для содействия взаимным инвестициям, укрепление гуманитарного сотрудничества и продвижение гуманитарных обменов для перехода отношений между Китаем и Германией на новую ступень.

Г. Шредер сказал, что он испытывает глубокие чувства к Китаю и встреча с Ху Цзиньтао – его последняя встреча с зарубежным лидером в качестве канцлера Германии, что всецело отражает тесные связи между Германией и Китаем и между их руководителями. По словам Г. Шредера, приверженность политике одного Китая является основой политики Германии в отношении Китая, и это никогда не изменится. Германо-китайские отношения вступили в этап всестороннего опережающего развития и кроме плодотворной торговли и инвестиционного сотрудничества контакты и обмен между сторонами в сферах культуры, образования и высоких технологий получают непрерывные сдвиги. Новое германское правительство сохранит преемственность политики в отношении Китая для дальнейшего продвижения и расширения германо-китайского сотрудничества.

При этом, надо отметить, что позиция будущего Канцлера Анжелы Меркэл в отношениях с Китаем все еще не ясна. Тем не менее, принимая во внимание политическую позицию Шрёдера, она заявила: «Мы хотим, чтобы внешняя политика была основана на ценностях». 10 октября 2005, когда было объявлено о ней, как новом Канцлере Германии, Меркэл на пресс-конференции, состоявшейся после заседания президиума Христианско-демократического союза (ХДС) заявила, что отношения Германии с Китаем имеют чрезвычайное важное значение и что она сделает приоритетом торговлю с Китаем и продолжит придерживаться текущей внешней политики Германии.

Выступая на пресс-конференции, А. Меркэл объявила, что она станет следующим канцлером федерального правительства Германии, подчеркнув, что «большая» правящая коалиция под ее руководством будет продолжать прежнюю политику в отношении Китая. Во время правления Гельмута Коля и Герхарда Шредера немецко-китайские отношения получили благоприятное развитие, отметила новый канцлер ФРГ.

Информация о работе Внешнеполитический курс Германии в конце 20- начале 21 века