Развитие сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества(ШОС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в проведении анализа основных направлений деятельности в рамках ШОС.
Исходя из основной цели были определены следующие задачи:
- исследовать историю возникновения и предпосылки образования ШОС;
- рассмотреть структуру ШОС и её членов;
- анализ основных направлений сотрудничества;
-анализ интересов и положений России и Китая в ШОС, их сотрудничество в рамках этой организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Основные направления развития Шанхайской организации
Сотрудничества……………………………………………………………4
1.1. История возникновения и предпосылки образования ШОС……..4
1.2. Структура и члены организации……………………………………8
1.3. Основные направления сотрудничества ………………………….15
2. Место Китая и России в ШОС………………………………………..24
2.1. Интересы и положение Китая в Центральной Азии……………..24
2.2. Интересы и положение России в Центральной Азии……………30
2.3. Сотрудничество Китая и России в ШОС…………………………38
Заключение………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………...47

Файлы: 1 файл

ШОС.docx

— 94.53 Кб (Скачать файл)

     Отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Помимо того, ШОС имеет соглашения о партнёрстве с ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН.

     Рассматривая  разнонаправленные интересы стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества, российский экономист Р. Андреещев отметил, что в случае ШОС нет очевидных предпосылок для сотрудничества. По его мнению, цементирующим фактором является нежелание стран Центральной Азии, а также России и Китая принимать политику, навязываемую администрацией США, активная экономическая и политическая экспансия которой не отвечает интересам данных стран. Не менее важным является и вопрос стабильности, которым по-прежнему остаётся нерешённым для региона и вызывает заявления представителей стран Запада о «нехватке демократии» в бывших республиках СССР [12].

     По  мнению А. А. Кольтюкова, начальника Института военной истории Министерства обороны России, Китай, Пакистан, Иран и Индия не в последнюю очередь рассматривают ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию в данном регионе, что, несомненно, составляет угрозу безопасности этих стран [15].

     Несмотря на внешний монолитный вид, эксперты отмечают ряд вопросов, по которым наблюдаются противоречия в политике членов ШОС, самое серьёзное из которых касается расхождения политических и экономических интересов РФ и КНРКитай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол» (по терминологии ШОС):терроризмомэкстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, предпринимает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Впрочем, КНР может быть не заинтересована в наращивании военной, антитеррористической составляющей в отличие от России и стран Центральной Азии, поскольку Китай в основном решил проблему (уйгурскоготерроризма [17]. Кроме того Китай во внешней политике на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам (ОДКБЕврАзЭС), Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим.

     Москва рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин же настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайской экономики.

     По  мнению российского исследователя  А. Ю. Баранова, «американские эксперты уповают на то, что Пекин, идя на контакт с Россией, в первую очередь стремится разыграть в своих целях „российскую карту“, но не заинтересован в расширении российского политического влияния в АТР. Но ежегодные встречи глав государств ШОС и двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление и российской, и китайской стороны к взаимодействию в ряде ключевых сфер в политике и экономике в АТР и за его пределами» [18].

     Среди прочих стран региона Средней Азии Монголия стала первой страной, которая получила статус страны-наблюдателя на саммите в Ташкенте (2004 год). ПакистанИндия и Иран получили статус наблюдателей в следующем году на саммите в Астане.

     Откладывая  расширение на неопределённый срок, члены  ШОС опасаются попыток «размыва»  организации и, как результат, уменьшения ее «веса» в мировом сообществе. Во-вторых, вхождение в ШОС Индии и Пакистана может снизить эффективность ее работы, поскольку внешнеполитические интересы этих стран существенно расходятся. В-третьих, вступление Ирана на фоне обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы может позиционировать ШОС как блоковое объединение и стать причиной ухудшения отношений с Европой и США, сотрудничеством с которыми дорожат Индия и Китай.

     На  серии встреч в феврале 2006 года с китайскими чиновниками и журналистами президент Пакистана Первез Мушарраф привёл доводы готовности Пакистана к присоединению к организации как полноправного участника. Руководители Китая и Узбекистана изъявили намерение поспособствовать этому[8], однако с 2005 года Пакистан всё ещё остаётся лишь страной-наблюдателем. Тем не менее, отказ в «повышении статуса» не явился препятствием для сотрудничества этой страны с остальными участниками ШОС. Пакистан подписал соглашение об экстрадиции террористов с Узбекистаном, активно сотрудничал в Контактной группе ШОС —Афганистан, проводит активную идеологическую и военную борьбу с Аль-Каидой и Талибаном и т. д. В плане экономики с помощью ШОС страна укрепляет свои позиции традиционного экспортёра текстиля, обуви, риса, качественного медицинского оборудования, а также импортёра тонковолокнистого хлопка и энергоресурсов (по производству энергии Пакистан занимает одно из последних мест в мире).

     Некоторые страны ШОС одобряют возможность  присоединиться к организации Индии. Так, например, Россия, установившая тесное экономическое сотрудничество с данной страной, в свою очередь неоднократно заявляла, что согласна на присоединение Пакистана(поддерживаемого в этом Китаем), только если одновременно с ним к организации присоединится Индия [10].

     Как отмечает профессор Института востоковедения РАН Н. М. Мамедова, проблема участия Ирана в ШОС во многом сопряжена с проблемой ядерного вооружения страны и взаимоотношениями ШОС с США. Для стран Шанхайской организации Иран не представляет какой-либо угрозы, куда большую обеспокоенность стран — участниц вызываетядерная программа КНДР. К тому же Иран привлекает ШОС как важный транспортный узел и ведущей экспортёр энергоресурсов [13].

     Некоторые противоречия стран — участниц ШОС и Ирана лежат в сфере территориальных споров. В частности по-прежнему не решён вопрос о разделе акватории Каспийского моря. В то время как Иран соглашается на часть, не менее чем 20 %, Россия, Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение «О точке пересечения линий раздела сопредельных участков дна Каспийского моря», согласно которому по линии раздела по обычной срединной линии Иран получит менее 14 %, Россия, Азербайджан иТуркмения — почти 20 %, а Казахстан — 29 % [15].

     Белоруссия также подала заявку на статус страны-наблюдателя, однако получила отказ по той причине, что «не является азиатской страной» [3]. 16 июня 2009 года, по завершении саммита стран-участниц ШОС в Екатеринбурге, было принято решение предоставить не применявшийся ранее в практике организации статус «партнёра по диалогу» двум странам: Шри-Ланке и Белоруссии. 

    1. Основные  направления сотрудничества
  1. Сотрудничество в сфере безопасности

     Деятельность  ШОС первоначально лежала в сфере  взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма  вСредней Азии. По мнению министра иностранных дел Китая Тана Цзясюаня, она стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности [17]. Уже среди первых документов, подписанных участниками установочного саммита ШОС в Шанхае (2001 год) была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных, преследуемых в уголовном порядке деяний. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии, свидетельством чего вначале стало создание Региональной антитеррористической структуры, а затем и подписание Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

     23 мая 2002 года в Астане (Казахстан) было проведено очередное заседание руководителей правоохранительных ведомств и спецслужб государств-членов ШОС, на котором было подписано «Решение о проекте Соглашения между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре». Также был принят проект данного Соглашения и было рекомендовано ускорить на его основе разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. 7 июня того же года в Санкт-Петербурге на состоявшейся встрече глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре. Основные задачи и функции Исполнительного Комитета РАТС ШОС определены по трём приоритетным направлениям:

  1. координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие компетентных органов стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);
  2. международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействиеСовету Безопасности ООН и пр.);
  3. информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

     В 2004 году в интервью первый заместитель МИД России Вячеслав Трубников, отвечая на вопрос об отсутствии видимых результатов антитеррористической деятельности ШОС, отметил, что нельзя требовать от молодой организации сколько-нибудь решительных действий. Кроме того, Трубников заявил, что ШОС не военная организация и её деятельность не направлена на исключительно военную защиту [14].

     Тем не менее деятельность РАТС уже приносит свои плоды. По свидетельству исполнительного  директора этой организации В. Касымова только за период между двумя саммитами  ШОС (5 июля 2005 года — 15 июня 2006 года) в результате деятельности РАТС на территории ШОС было предотвращено более 450 терактов, 15 главарей террористических организаций были задержаны или уничтожены спецслужбами стран Организации, ещё 400 находятся в розыске [12].

     Подписанный на бишкекском саммите (16 августа 2007 года) Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве был призван укрепить добрососедские отношения между странами — участницами. По мнению видного российского политика и политолога А. А. Кокошина «этот Договор может сыграть весьма важную роль в становлении новой системы мировой политики, нового миропорядка, более справедливого, менее чреватого острыми кризисам, чем та, которая возникла после распада биполярной системы, когда доминирующей силой попыталась стать единственная оставшаяся сверхдержава — США».

     21 апреля 2006 года ШОС анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире. 1 октября 2007 года генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев призвал государства — члены организации активизировать сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, акцентируя особоё внимание на борьбе с наркоэкспансией в афганском направлении.

     С момента основания организации  странами-участницами было проведено  несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в  августе 2003 года(Узбекистан в учениях участия не принимал). Первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае. Китай не принимал участие в первой фазе учений, что эксперты объяснили осторожностью, вызванной не только нежеланием участвовать в военных акциях, но и малым опытом участия в международных манёврах.

     В большем масштабе, но за пределами  основной структуры ШОС, в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005».

     В дальнейшем учения проводились в 2006 и 2007 годах («Востокантитеррор-2006» и  «Мирная миссия—2007»). В сентябре 2008 года прошли командно-штабные учения «Волгоград-Антитеррор-2008», а в 2009 году — «Мирная миссия—2009» [18].

Информация о работе Развитие сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества(ШОС)