Формы международного таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2016 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ форм международного таможенного сотрудничества в соответствии с нормами международного права.
Исходя из поставленной выше цели, выделим основные задачи курсовой работы:
- изучить понятие, основные признаки и виды форм международного таможенного сотрудничества;
- рассмотреть правовое регулирование таможенных союзов как форм международного сотрудничества;

Файлы: 1 файл

Курс раб Формы мн тамож сотрудн.docx

— 73.57 Кб (Скачать файл)

- свободно передвигаться, занимаясь трудовой деятельностью, по территории Сторон;

- свободно пересекать границы и находиться на территории Сторон по паспорту гражданина одной из них;

находиться в одном из государств-участников, занимаясь трудовой деятельностью в соответствии с законодательством, регулирующим занятость граждан данного государства;

оставаться на территории одного из государств-участников после завершения трудовой деятельности в этом государстве.

Эти положения схожи с формулировками ст. 45 ДФЕС (на тот момент тоже ст. 39, что весьма символично).

Статья 40 Договора о ТС и ЕЭП предусматривает зачет трудового стажа, полученного на территории другого государства-участника, в общий трудовой стаж, в том числе при начислении пенсий и пособий, что закрепляется и в ст. 48 ДФЕС. В статье 42 говорится о проведении единой визовой политики в отношении третьих стран, в том числе в целях предупреждения неконтролируемой миграции, что отдаленно напоминает положения ст. 79 ДФЕС.

В статье 39 Договора о ТС и ЕЭП сохранилось упоминание о национальном режиме для граждан государств-участников, постоянно проживающих на территории любой из сторон, а также упрощение процедур принятия и выхода из гражданства.

Сходство с нормами права Европейского Союза заканчивается формулировками договорных норм, имеющих материальный характер. Детали регулирования слишком различны, но некоторое заимствование европейского опыта международно-правового регулирования трудовой миграции, безусловно, имеет место.

Помимо приведения к единообразию правовых режимов по трудоустройству, вознаграждению, другим условиям труда и занятости, государства - участники Договора о ТС и ЕЭП закрепили право трудовых мигрантов из других договаривающихся государств на бесплатную неотложную медицинскую помощь (ст. 43), рекомендательную функцию Интеграционного комитета по ряду вопросов трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 44), а также обязанность государств создать согласованную систему образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, основанную на взаимном признании эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (ст. 45).

Следует отметить, что большинство положений Договора о ТС и ЕЭП о направлениях сотрудничества в области трудовой миграции основываются на Договоре о создании Экономического союза 1993 г.*(8), который впервые в рамках СНГ отразил желание государств осуществлять сотрудничество в рамках региональной международной организации по типу Европейского Союза.

26 октября 1999 г. те же пять  государств заключили Соглашение  о правовом обеспечении формирования  Таможенного союза и Единого  экономического пространства, вступившее  в силу 6 августа 2003 г., основной целью  которого было наладить работу  по гармонизации национальных  законодательных и иных нормативных  правовых актов. Одним из направлений  гармонизации являлось законодательство  о рынке рабочей силы (ст. 5). Координация работы по гармонизации была возложена на Межпарламентский комитет (будущая Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС) и Интеграционный комитет (ст. 4). Стоит особо отметить, что именно этот документ лежит в основе модельного правотворчества ЕврАзЭС.

В развитие планов, записанных в приведенных договорах, в октябре 2000 г. также пять государств учредили самостоятельную региональную международную организацию: Евразийское экономическое сообщество (в 2006 г. в него вступила Республика Узбекистан).

Договор о ЕврАзЭС содержит лишь организационные и институциональные положения, он не привносит каких-либо изменений в текст Договора о ТС и ЕЭП, касающийся регионального рынка труда. Тем не менее именно ЕврАзЭС стало площадкой развития региональной интеграции в экономической и иных областях.

Несмотря на внешне последовательное движение по пути создания ЕЭП, реальная готовность перевести договоренности в практическое русло сохранялась лишь у трех стран: России, Казахстана и Беларуси, что привело к затягиванию процесса и поиску новых партнеров по интеграции.

Контекст разноскоростной интеграции даже в рамках так называемого продвинутого сотрудничества ЕврАзЭС проявился уже в феврале 2003 г., когда президенты названных стран, а также президент Украины заявили о намерении еще раз сформировать ЕЭП уже в измененном составе. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства, вступившее в силу 20 мая 2004 г. вместе с Концепцией формирования ЕЭП.

В качестве одного из четырех основных принципов функционирования ЕЭП выступает принцип обеспечения свободного движения рабочей силы, предусматривающий обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках ЕЭП и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

В апреле 2007 г. с принятием Концепции согласованной социальной политики государств - членов ЕврАзЭС получило продолжение направление сотрудничества в области формирования согласованной миграционной политики. Определенный в качестве координатора работы по реализации Концепции Интеграционный комитет ЕврАзЭС в июле 2007 г. создал Совет по миграционной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС на уровне руководителей министерств и ведомств в области труда, внутренних дел и миграции. Основными функциями Совета являются выработка единых подходов по гармонизации национальных законодательств, разработка предложений по регулированию миграционных потоков внутри Сообщества, координация взаимодействия органов Сообщества, в компетенцию которых входят вопросы реализации миграционной политики.

Лишь в декабре 2009 г., через два года после подписания новых договорных актов о Таможенном союзе, которые привели к его реальному созданию, главы России, Казахстана и Беларуси на рабочей встрече глав государств - членов ТС в г. Алматы приняли решение о создании ЕЭП только для трех стран, утвердив План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 гг.

На заседании Межгосударственного Совета глав государств - членов ЕврАзЭС (высшего органа ТС) 9 декабря 2010 г. был утвержден окончательный перечень соглашений, формирующих ЕЭП РБ, РК и РФ, состоящий из 17 соглашений, два из которых должны обеспечить реализацию целей и задач ЕЭП в области свободы передвижения рабочей силы: Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (далее - Соглашение о нелегальной трудовой миграции) и Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее - Соглашение о трудящихся-мигрантах).

Следует согласиться с мнением, что создание ЕЭП в трехстороннем формате стало возможным благодаря тому, что и Договором 1999 г., и Соглашением 2003 г. интеграция оценивается как разноуровневый и разноскоростной процесс.

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей и Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств были подписаны 19 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге и вступили в силу с 1 января 2012 г.

Следующим шагом в развитии международно-правового сотрудничества в рамках ТС и ЕЭП стало провозглашение идеи создания к 2015 г. Евразийского экономического союза и учреждение для целей углубленной интеграции специального органа - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а также создание специального формата заседания Межгосударственного совета (далее - Межгоссовета) ЕврАзЭС - в качестве Высшего Евразийского экономического совета (ст. 38 Договора о ЕЭК).

По Договору о ЕЭК Высший Евразийский экономический совет как формат Межгоссовета ЕврАзЭС является высшим руководящим органом ТС и ЕЭП и может рассматривать и решать любые вопросы, имеющие принципиальное значение для развития интеграционных процессов между Россией, Беларусью и Казахстаном, исходя из полномочий Межгоссовета ЕврАзЭС.2

Евразийская экономическая комиссия согласно ст. 1 Договора о ЕЭК учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС, ЕврАзЭС и ЕЭП. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках ТС, ЕврАзЭС и ЕЭП.

Еще один институт, оказывающий поддержку процессам интеграции в рамках ТС и ЕЭП и занимающийся вопросами трудовой миграции в рамках ЕврАзЭС, - это Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС), целями деятельности которой являются правовое обеспечение функционирования ЕврАзЭС, гармонизация (сближение, унификация) законодательств государств - членов Сообщества и приведение его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Для достижения поставленных целей в области трудовой миграции МПА ЕврАзЭС разработала и приняла ряд модельных законов, а также рекомендаций и предложений: Модельный закон о миграции от 4 апреля 1999 г., Предложения Бюро МПА ЕврАзЭС по законодательному регулированию миграционной политики государств - членов ЕврАзЭС от 14 ноября 2003 г., Рекомендации Бюро МПА ЕврАзЭС по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области предотвращения незаконной миграции от 15 ноября 2006 г., Типовой проект законодательного акта "О трудовой миграции в государствах - членах ЕврАзЭС" от 13 мая 2009 г., Типовой проект законодательного акта "О социальной защите трудящихся-мигрантов и членов их семей в государствах - членах ЕврАзЭС" от 16 мая 2012 г., Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере регулирования пересечения физическими лицами государственных границ государств - членов ЕврАзЭС от 11 апреля 2013 г.

Актуальность данных документов остается под вопросом, несмотря на то что в постановлениях МПА ЕврАзЭС используется формулировка о направлении типового проекта в парламенты государств - членов Сообщества для использования при разработке актов национального законодательства.

Ввиду создания ЕАЭС, среди органов которого места парламенту не нашлось, функция гармонизации права в Союзе, по всей вероятности, будет реализовываться не через модельные законы, а посредством международных договоров и других правовых актов Союза: решений и распоряжений исполнительных органов, включая Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и ЕЭК.

В Договоре о функционировании ЕС сближение законодательств, в том числе гармонизация как основная процедура сближения, детально прописаны в ст. 114-118 и в статьях, затрагивающих особенности деятельности ЕС в иных областях (например, ст. 151). В рамках ЕС именно Европейский парламент выступает в качестве одного из основных правотворческих институтов.

В Договоре о ЕАЭС функция гармонизации или сближения права как самостоятельное полномочие не получила отражения в компетенции ни у одного органа управления интеграцией, хотя в рамках отдельных направлений деятельности ЕАЭС говорится о гармонизации законодательств и о проведении согласованной политики, также предусматривающей гармонизацию правового регулирования. В области трудовой миграции гармонизация как самостоятельный способ правового регулирования не предусмотрена, что, впрочем, не препятствует осуществлять сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции, включая гармонизацию, на основании ст. 96 Договора о ЕАЭС.

Последний этап развития интеграционного сотрудничества Беларуси, Казахстана и России начался 1 января 2015 г. со вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Договор был подписан 29 мая 2014 г. в Астане и ратифицирован в октябре 2014 г. 10 октября 2014 г. подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС, 23 декабря 2014 г. - Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС. 

 В области правового регулирования трудовой миграции Соглашение о трудящихся-мигрантах прекратило свое действие на основании Протокола N 33 к Договору о ЕАЭС, вместо него будет применяться разд. XXVI "Трудовая миграция" части третьей Договора о ЕАЭС, регламентирующий функционирование единого экономического пространства Союза.

Положения Договора о ЕАЭС подтверждают большую часть прав для мигрантов из ЕЭП, установленных Соглашением о трудящихся-мигрантах, а также создают более высокий уровень преференций для трудящихся государств-членов - термин, используемый вместо устоявшегося термина "трудящийся-мигрант". Тем не менее уровень этот по ряду позиций не превышает ранее достигнутых высот Договора о ТС и ЕЭП 1999 г.

Хотелось бы надеяться, что в рамках Евразийского экономического союза будет найдена желаемая модель интеграции, не только основанная на политических и экономических интересах, но и имеющая цивилизационный акцент - евразийское мировоззрение, т.е. целостность, имеющую корни в вековых соприкосновениях различных народов и региональной интеграции, основанной на партнерстве и взаимодополняемости. И тогда стоит согласиться с оптимистичной позицией Г.С. Скачковой, что "развитие нормативной правовой базы стран ЕврАзЭС... может привести к постепенной гармонизации национального законодательства государств-участников и формированию единой миграционной политики и общему регулированию".3

 

 

 

 

 

1.3 Международная образовательная интеграция

Интеграция является общенаучной категорией и может быть объектом изучения как гуманитарных, так и естественных наук.

Термин "интеграция" (лат. integratio - восстановление, восполнение, от лат. integer - целый) означает объединение каких-либо частей в единое целое. В советской науке под интеграцией подразумевался процесс всеобщего развития природы и общества.

В современном международном праве данный термин входит в методологический инструментарий и определяется как "процесс, при котором качество отношений между автономными социальными единицами измеряется таким образом, чтобы каждое автономное образование стало составной частью более крупного социального объединения".

Международная интеграция, как правило, оценивается в юридической доктрине положительно и рассматривается учеными как процесс, с помощью которого государства устраняют барьеры на пути к свободной торговле и свободному перемещению людей через национальные границы в целях снижения напряженности, которая может привести к международному конфликту.

Исследователи интеграционных процессов на постсоветском пространстве предлагают следующее определение: "Интеграция есть средство решения глобальных социальных задач государств, связанных историческим прошлым и экономическим настоящим, а ее правовое регулирование - юридический механизм, обеспечивающий их эффективное проведение в жизнь".

Процессы межгосударственной интеграции классифицируют по различным основаниям. Например, исходя из масштаба интеграционных процессов выделяют региональную и международную интеграцию, по критерию принадлежности к определенной сфере общественной жизни - политическую, правовую, культурную, экономическую интеграцию. Под политической интеграцией понимается процесс сближения и взаимодействия политических структур разных государств, посредством которого образуются наднациональные органы управления. Правовая интеграция - процесс сближения правовых систем разных стран, в результате которого может быть создано единое правовое пространство. Культурная интеграция представляет собой процесс взаимопроникновения культур разных общностей, этносов, социумов. Экономическая интеграция - это взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущие к постепенному слиянию национальных экономик.

Информация о работе Формы международного таможенного сотрудничества