Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:22, реферат
Декабрь 1991 г. Стал для руководителей стран-членов Европейского сообщества переломным. В это время в городке Маастрихт был подписан договор, который предусмотрел создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты Договор этот вошел в историю под названием – Маастрихтский.
В целом этот процесс основывался, главным образом, именно на стимулировании развития взаимных обменов и взаимодействия национальных экономик и вся интеграционная политика ЕС была направлена на создание благоприятных условий для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, развития реального процесса взаимопереплетения и сращивания национальных рынков товаров и услуг, капитала и рабочей силы.
Но с политэкономической точки зрения, западноевропейские экономисты все-таки отталкивались от принципа сравнительных преимуществ.
В сложившихся условиях первая реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г.
К этому вдохновляли первые заметные успехи интеграции стран Общего рынка. «Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название «план Вернера». В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте»6.
Однако, изменяющиеся условия кризисных 70-х ясно показали, что задуманное несколько обогнало свое время. Так в 1971 г. Доллар США отказался от привязки к золотому стандарту и перестал размениваться на золото, что вызвало затяжной кризис международной валютной системы и, как следствие, ним последовал «энергетический кризис», взлет цен на нефть, и резкий спад западных экономик.
Сами по себе внешние потрясения, конечно, стали лишь дополнительным фактором провала «плана Вернера», ведь его основная причина имела внутренней характер. Ведь тогда страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной «упряжке», каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.
Уже в конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из возникшей стагнации. Многие страны Общего рынка сумели осуществить структурную перестройку хозяйства и уменьшили зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день.
«В ее основу были положены коллективная европейская единица – ЭКЮ (European Currency Unit) и механизм регулирования обменных курсов с жесткими нормативами допустимых отклонений»7.
Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС.
Это следующие валюты:
- немецкая марка,
- французский франк,
- английский фунт,
- итальянская лира,
- голландский гульден,
- бельгийский франк,
- испанская песета,
- датская крона,
- ирландский фунт,
- португальский эскудо,
- греческая драхма,
люксембургский франк.
Уже в 1991 году, как мы уже писали выше в Маастрихте был намечен план стратегии конвергенции европейских национальных экономик и вырабатываются ее критерии, основанные на жестком соблюдении бюджетной и финансовой политики (см. рис. 1).
Маастрихтский
договор был подписан 7 февраля 1992 года
и вступает в силу в
следующем, 1993 году.
Рис.18
График конвергенции национальных экономик РФ и введения ЕВРО
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса.
Так, «в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка - 19,9%, фунта стерлингов - 11,5%; итальянской лиры - 8,1%, датской кроны - 2,7% и т. д.»9.
Второй этап экономической интеграции в рамках ЕС начинается в 1994 году созданием Европейского валютного института и решительной реализацией мер по нивелировке финансово-бюджетных политик стран ЕС.
В 1998 году из бывших тогда членами ЕС пятнадцати стран были выделены 11 участников будущего Экономического и валютного союза, прошедших маастрихтскую селекцию
При этом, Греция была отсеяна по четырем базовым критериям, а Великобритания, Дания и Швеция воспользовались правом на отсрочку вступления в еврозону.
В
1999 году начинается последний этап
движения к единому валютно-
К этому времени уже функционировал общий Европейский центральный банк (ЕЦБ), который осуществлял единую денежно-кредитную политику стран ЭВС. Делалось это благодаря созданной Европейской системе центральных банков, ЕСЦБ
А с 1 января вводится в обращение единая валюта - ЕВРО (первоначально как расчетная, а с выпуском в 2001 году еврономинированных банкнот и монет – как полноценная денежная единица). Латиницей название записывается как Euro (с прописной или строчной буквы — по-разному в разных языках), по-гречески — ευρώ, кириллическое написание (в болгарском, македонском, русском и сербском) — евро (в Черногории употребляется вариант еуро).
За время последующего за введением ЕВРО мы можем отметить некоторые реальные достижения ЕВС, в том числе:
- успешное введение и развитие ЭВРО, которое приобрело черты мировой валюты;
- режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах;
- относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; объединение 20% официальных золотодолларовых резервов;
- развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;
- межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.
Для управления и внедрением и развитием Евровалюты была предусмотрена и введена в действие специальная система обеспечивающая регулирование и управление ЕВРО.
Так отметим, что функция регулирования рынка ЕВРО была возложена на Европейский центральный банк (ЕЦБ).
В качестве основы его организации приняты принципы и устав Федерального банка Германии, а национальные банки других стран ЕС просто перешли в ЕЦБ как подразделения.
«Три кита» Маастрихтского договора, на которых держится ЕС, - это:
- ценовая стабильность,
- независимость от правительств,
- запрет на государственное финансирование.
Поэтому путь к ЕВРО пролегал через тяжелую систему организации и регулирования. Так для вступления в ВЭС необходимо соответствовать четырем «критериям конвергенции» - постулатам, выработанным в Маастрихте:
1) стабильность цен; инфляция не должна превышать более чем на 1,5% темпы роста цен в трех странах с самым низким уровнем инфляции;
2) дефицит государственного бюджета не должен быть больше 3% от стоимости валового внутреннего продукта (ВВП);
3) общий государственный долг — не более 60% ВВП;
4)
номинальная долгосрочная
Ко
времени введения ЕВРО в обращение
эти параметры были достигнуты путем
регулирования и управления финансовыми
системами странами участницами Еврозоны.
Однако,,,, с течением времени процессы
регулирования «зоны ЕВРО» несколько
разладились и потому, в настоящее время
этим критериям соответствует только
одна страна ЕЭС – Люксембург.
Сегодня для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям.
Созданные для обслуживания интересов обращения ЕВРО наднациональные финансовые институты, несмотря на их авторитет, все же имеют ограниченные полномочия.
Таким образом, в валютном союзе Европейского Союза важнейшие решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются разными организациями, и делается это на основе сложного механизма, который не может конкурировать с эффективной централизованной валютной политикой США.
Реализация политики внутри «зоны ЕВРО» так же часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций всегда играют негативную роль.
Прежде всего, речь идет о координации действий между:
- ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику,
- Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику
всех государств ЕС,
- Советом ЕВРО, отвечающим за экономическую и финансовую политику государств-членов «зоны ЕВРО», и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.
Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не обеспечивают специфических условий отдельных государств-членов валютного союза.
Так, слабый ЕВРО может нанести серьезный ущерб интересам наиболее крупным и развитым странам ЕС, но чрезмерное укрепление евро неизбежно снижает темпы экономического роста и повышает социальные издержки в менее развитых странах ЕС.
Кроме того, ориентация ЕЦБ, главным образом, на поддержании стабильности цен и жесткого контроля денежной массы ЕВРО затрудняет экспансию ЕВРО на мировых валютные рынки. Эти причины, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, продолжают поддерживать противоречия между национальными приоритетами членов ЕС и требованиями всего валютного союза.
«Согласно теории оптимальных валютных зон профессора Р. Манделла, нынешние государства-члены еврозоны не образуют такую «оптимальную валютную зону», а решение о создании валютного союза имело не экономический, а прежде всего политический характер»10.
Информация о работе ЕВРО: причины создания и проблемы внедрения