Международные преступления: сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование сущности и видов международных преступлений.
Задачи:
раскрыть понятие международного преступления;
изучить обективную и субъективную стороны международного преступления;
рассмотреть виды государственного иммунитета;
изучить вопросы ответственности за международные преступления.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Международные преступления 6
1.1. Понятие и объекты международного преступления 6
1.2. Субъекты международного преступления 8
1.3.Объективная сторона международного преступления 12
1.4. Субъективная сторона международного преступления 14
Глава 2. Классификация международных преступлений 16
Глава 3. Ответственность за международные преступления 22
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая межд.преступления.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

     Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю  взамен) - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

     Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное возмещение материального  ущерба, причиненного войной; выплачивается  государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

     Политическая  ответственность выражается в форме  сатисфакций.

     Ординарная  сатисфакция - это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции - восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы - принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.

     Чрезвычайная  сатисфакция представляет собой  различного вида временные ограничения  суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

     Также следует упомянуть такую форму  политической ответственности, как  ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны16.

     От  индивидуальных репрессалий следует  также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

     Осуществление группами государств коллективных санкций  без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства  имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.

     Как свидетельствуют многочисленные факты, особенностью многих международных  преступлений,  является то, что они  совершаются преимущественно не частными лицами, а теми, кто занимает официальное положение в государстве и действует от имени государства, организующего такие преступления. В такой ситуации маловероятно, что правительство государства, виновное в международных преступлениях, даст согласие на предание суду исполнителей его распоряжений, а тем более допустит вынесение им обвинительных приговоров. В связи с этим имело важное значение решение вопроса об образовании соответствующего Международного уголовного суда, который будет судить не государство, а конкретных физических лиц (индивидов, военнослужащих и др.), виновных в совершении международных преступлений17.

     При этом создание такого суда не обязательно  означает, что государства лишаются юрисдикции судить своих граждан  или других лиц, виновных в совершении международных преступлений. Если же международные преступления совершаются официальными лицами от имени государства, то должно иметь место, вероятнее всего, международное судебное разбирательство.

      Что касается вопроса о создании Международных  уголовных судов (над конкретными физическими лицами, индивидами, виновными в международных преступлениях), то он, естественно, не означает, что государства могут быть лишены юрисдикции судить своих граждан или других лиц за преступления против мира и безопасности человечества, в том числе и за военные преступления. Международное судебное разбирательство предпочтительно не только в тех случаях, когда международные преступления совершаются официальными лицами от имени своего государства, но и в случаях, когда имеются факты преступлений против мира и безопасности человечества, совершаемых военными преступниками.

      Вопрос  о взаимосвязи и взаимодействии внутринационального и международного права и создании Международного уголовного суда всегда был и, по-видимому, остается одним из спорных и дискуссионных вопросов, хотя и имеет довольно-таки долгую историю. Так, известно, что издавна обычным и естественным местом уголовного судопроизводства в отношении отдельных преступников были суды тех или иных государств.

     Таким образом, институт международной уголовной ответственности индивидов за международные преступления имеет большое значение для обеспечения эффективности норм, закрепленных в первоначальных Уставах Международных военных трибуналов, в последующих конвенциях и других важных международно-правовых актах.

      Заключение 

     Процесс происходящей глобализации породил  множество острых вопросов. Не случайно продолжается интенсивное обсуждение данной проблемы широким кругом специалистов, политиков, общественности. Вместе с  тем обращает на себя внимание явное отставание в исследовании глобализации ее криминологических, международно-правовых и уголовно-правовых аспектов.

     Несмотря  на свое кодификационное становление, институт международной уголовной  ответственности подлежит развитию, в целях предотвращения серьезных нарушений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Именно данный институт имеет большое значение для обеспечения эффективности соответствующих норм международного права.

     В силу конституционного приоритета принципов и норм международного права над внутригосударственным правом, национальное уголовное законодательство многих развитых стран ставит в качестве приоритетной задачу защиты глобальных ценностей - ценностей, принадлежащих всему человечеству в целом. Основными такими ценностями является обеспечение мира и безопасности всего человечества. Для России же такая постановка вопроса является сравнительно новой (только в УК РФ 1996 года появились нормы, определяющие  ответственность за совершение международных преступлений), что порождает массу трудностей в понимании юридических признаков состава агрессии в отечественном уголовном законе.

     В теории уголовного права отмечается, что 34 глава УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» является результатом имплементации положений международного права. Следовательно, международное уголовное право оказывает весьма существенную роль на определение во внутреннем законодательстве преступности деяний международного масштаба.

     По  составу международные преступления как самые опасные противоправные деяния следует отличать от преступлений международного характера. Основным квалифицирующим признаком международного преступления является посягательство на мир и мирные отношения между государствами и народами, безопасность народов, основы международного общения. Субъектами этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указаниям.

     В международном праве утвердился принцип, в соответствии с которым иммунитет высших должностных лиц государства не препятствует привлечению их к индивидуальной уголовной ответственности за международные преступления. Однако на практике данный принцип не действует в полной мере.

     С учетом тяжкого характера международных  преступлений ответственные за них государства должны претерпевать ограничения своего суверенитета и своей юрисдикции, включая деятельность судебной власти над собственными гражданами, которая может частично перейти к международным судебным инстанциям, созданным для наказания лиц, виновных в таких преступлениях. Однако это не означает, что самостоятельная уголовная ответственность индивидов за эти преступления исчерпывается международной ответственностью государств.

     Учреждение  Международного уголовного суда явилось серьезнейшим прорывом в устранении безнаказанности международных преступлений. Дополняющий национальные органы уголовной юстиции Международный уголовный суд призван осуществлять уголовное преследование в тех случаях, когда внутригосударственная судебная система по каким-либо причинам оказывается не в состоянии либо не желает наказать виновных. Международный уголовный суд призван осуществлять правосудие по наиболее тяжким преступлениям: преступление геноцида, преступления против человечности, военные преступления, преступление агрессии.

     Юридическим основанием привлечения к ответственности  за международные преступления является совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение  квалифицируется как международное преступление.

     Фактические основания есть то, за что наступает  ответственность.  То есть это четко установленные элементы международного правонарушения, составы международного преступления, которые и выступают в качестве фактического основания ответственности.

     Эффективность действующих международно-полицейских  структур за последние годы постоянно  отстает от активных действий международных  преступников.

     Противодействие международной преступности должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Мир должен бороться с международной преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом. Для мирового сообщества это принципиально. 

Список использованных источников 

I Нормативные акты 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: из.д. ГРОМОВА. – 2006г. – 87с.
  1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.] // СПС «Консультант Плюс»
  1. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности, принята 26 ноября 1968г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций // СПС «Консультант Плюс»
  2. Резолюция, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" // СПС «Консультант Плюс»
  1. Римский статут Международного уголовного суда [Рим, 17 июля 1998 г.] // СПС «Консультант Плюс»
  1. "Устав  Международного военного трибунала  для суда и наказания главных  военных преступников европейских стран оси" [Лондон, 08.08.1945] // СПС «Консультант Плюс»
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Кнорус, 2010. –176 с.
 

     II Книги

 
  1. Костенко, Н.И. Международное уголовное право. Современные теоретические проблемы. - М.: Юрлитинформ, 2004. - 448 с.
  1. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть.   3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 544 с.
  1. Международное право. Сборник документов / Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М: РИОР, 2009. - 704 с.
  2. Международное публичное право // под ред. Бекяшева К.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2005. - 784 с.
  3. Полный курс уголовного права: Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право. В 5-ти томах. Т. 5 / под ред. Коробеева А.И. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2008. - 951 c.
  4. Соотношение национального и международного уголовного права. Монография / Ежов А.Н. - М.: Юпитер, 2005. - 176 c.
  5. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции / Редкол. Есаков Г.А., Иногамова-Хегай Л.В., Пономарев П.Г., Рарог А.И. // отв ред. Чучаев А.И. - М.: ТК Велби, 2006. - 368 c.
  6. Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы Седьмой Международной научно-практической конференции / отв. ред. Рарог А.И. - М.: Проспект, 2010. - 632 c.

Информация о работе Международные преступления: сущность и виды