Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 16:11, реферат
Коренные социально-экономические сдвиги, совершавшиеся в период перехода от феодального к капиталистическому обществу, связанные с ними изменениями в духовной жизни и прежде всего великие открытия в области естествознания в XVII-XVIII в. обусловили возникновение новой философии. В связи с разложением феодальных отношений, свершением буржуазной революции, развитием капитализма складывался в европейской жизни новый тип человека с новыми духовными запросами и идеалами. Представители новой идеологии и культуры начали беспощадную войну со схоластикой, царившей в философии и науке со времен средневековья.
I. Введение 3
II. Эмпирическая теория познания Нового времени
1. Бэкон 4
2. Гоббc 8
3. Локк 11
4. Кондильяк 14
5. Беркли 16
6. Юм 18
III. Влияние эмпирической теории познания на развитие
европейской философии 20
IV. Выводы 23
V. Литература 26
Гоббс хотя и разделяет мнение рационалистов относительно универсальности и безусловной достоверности математики, но вместе с тем делает попытку увязать математику, т.е. математическое знание с опытом.
Согласно Гоббсу основой всего знания является не интуиция, как считал Декарт, а определение или дефиниция.
Искусство определения сопряжено у Гоббса с умением пользоваться речью. Человеческая речь по мнению Гоббса играет огромную роль в приобретении опыта как вида познания. Философ различает два вида опыта: 1 – чувственный, образуемый ощущениями и представлениями, порождаемые воздействием внешних вещей; 2 – умение правильно пользоваться словами и правильно употреблять имена в языке.
Речь или язык по Гоббсу имеют знаковую систему.
Опираясь на собственную теорию языка, как связь знаков, Гоббс пытается решать проблему обобщенного достоверного знания в науке, выступая как сторонник и продолжатель средневекового номинализма. «Для Гоббса мыслительная познавательная деятельность человека связана только со словами, с именами и поэтому всегда носит условный характер».[4]
Продолжая учение Бэкона
об индукции и дедукции, Гоббс не
только не противопоставлял их друг другу,
но наоборот истолковывает их как
два взаимообусловленных и
Философская методология, сложившаяся у Гоббса, стала основой для создания им моральной или гражданской философии.
В гносеологии Гоббса доминировала идея материалистического сенсуализма и эмпиризма, которые позже были развиты в философии выдающегося мыслителя философии Нового времени Джона Локка.
3. Локк.
Одним из самых выдающихся
философов Нового времени был
Джон Локк (1632-1704) «Вопрос о подлинной
сущности системы философских взглядов
Локка и месте в этой системе
его основных идей и принципов
– это в определенной мере вопрос
о предпосылках научной философии
– диалектического
Локк положил начало целой полосе в истории мысли – «британскому эмпиризму XVIII в., который развился затем и на французской почве, придав всей прогрессивности философии этого столетия новый облик…».[6]
Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет и опубликовал в 1790г., а также многие другие работы сыграли большую роль в становлении материалистического эмпиризма.
Исходным пунктом гносеологии Локка было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. В антитезе рационализму Декарта и Лейбница Локк разработал сенсуалистическую теорию познания.
Тезис об опытном происхождении разума, выдвинутый ещё Демокритом и Эпикуром, ставший центральным пунктом в гносеологических разработках Бэкона и Гоббса, получает фундаментальное обоснование только в творчестве Д.Локка в его «опыте о человеческом разуме».
Локк подвергает критике теорию врожденных идей, которая господствовала в современной ему философии. В своей критике Локк использует данные медицины, психологии, этнографии.
Объясняя богатство человеческих знаний его происхождением из чувств, из опыта, в которых человеку дана объективная природа, Локк гносеологически обосновывает материалистический тезис о природе, материи как естественном предмете человеческих знаний.
Локк различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта – реальный мир вне нас. Внутренний опыт – «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.
Одно из центральных
мест в учении Локка занимает учение
о первичных и вторичных
Локк не сомневается, что внешний мир существует, но он считает, что точное и надежное знание мира является только через идей первичных качеств. Положение Локка о вторичных качествах не лишены противоречий и двусмысленности, что дало повод многим его толкователям обвинить философа в агностицизме. И.С.Нарский в связи с этим пишет «к слабым сторонам учения Локка о первичных и вторичных качествах восходили и агностицизм Юма, и «теория символов» Г.Гельмнгольца, и отчасти даже теория иероглифов Г.В.Плеханова».[10] философия и последующих веков по-разному трактовала данное учение.
Локку принадлежит
видная роль в создании так называемого
метафизического метода в философии.
Анализ, расчленение явлений природы,
их классификация, изучение каждого
явления в отдельности
Согласно Локку идеи, приобретенные из ощущений и из рефлексий составляют лишь материал для знания. Этот материал должен пройти обработку путем сравнения, сочетания и отвлечения, или абстракции.
Не все идеи одинаково ценны для познания, одни из них ясны и отчетливы, другие – смутные. По своему значению для познания идеи бывают 1) реальные (или фантастические), 2) адекватные (или неадекватные), 3) истинные (или ложные).
Учение Локка о языке связано с его теорией абстракции. Согласно Локку слова становятся общими, поскольку они становятся знаками общих идей. Все отвлеченные общие идеи – произведения разума. По степени точности Локк различает три вида бесспорного знания: созерцательное или интуитивное, демонстративное и чувственное. Локк считает, что неспособность ума получить ясное и отчетливое знание вовсе не означает, что человек обречен на полное незнание. Задача человека – знать то, что важно для его поведения, а такое знание вполне ему доступно.
Философия Джона Локка была вершиной в развитии британского материализма Нового времени.
4. Кондильяк.
Одним из последователей эмпирической теории познания во Франции был Этьен Кондильяк (1715-1780) «наиболее значительный гносеолог среди французских просветителей», как его называет В.В.Соколов.[11]
Кондильяк избегал четко выраженного материализма в своей теории познания. В главном своем сочинении «Трактат об ощущениях» (1754) он отчасти склоняется к агностицизму. Кондильяк допускает существование и телесной и духовной субстанции, но обе их считает непознаваемыми. По Кондильяку не существует ни врожденных идей, ни врожденных способностей. В человеке всё образуется только через ощущения и привычки. Кондильяк считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Он явился основоположником ассоциативной психологии. Смысл, который вкладывал Локк в понятие “tabula gasa”, был доведен до крайности. Каждый человек для философа – это некая пассивная «статуя», которая постепенно оживает и наполняется внутренней жизнью за счет развивающихся ощущений.
Разделяя сенсуализм Локка, Кондильяк не оставляет места локковской рефлексии, у него также нет твердого убеждения в существовании первичных качеств материального мира. Мышление после упразднения рефлексии было превращено в процесс взаимодействия отношений.
В «Резюме первой части» его и «Трактата…» он пишет: «Локк различает два источника наших идей: чувство и рефлексию. Правильнее было бы принять только один источник их, как потому, что рефлексии являются по своему происхождению просто тем же ощущением, так и потому, что они являются не столько источником идей, сколько каналом, по которому они вытекают из чувств».[1]
В работе «Язык исчисления», изданный посмертно, Кондильяк рассматривал мышление уже иначе – как оперирование знаками.
Гносеология Кондильяка оказала большое влияние на французских материалистов, особенно на Гельвеция. Объективно материалистический характер носило положение Кондильяка о постепенном развитии чувств и об особо важной роли среди них осязания.
Написанная Кондильяком «Логика» (1780) по поручению польского правительства как учебник, распространяла идеи эмпиризма и сенсуализма и за пределами Франции.
5. Беркли.
Большое место в философии и гносеологии Нового времени занимают логико-гносеологические учения идеалистического эмпиризма Д.Беркли и Д.Юма.
Родоначальником откровенной
субъективно-идеалистической
В борьбе против материализма
Беркли старается опереться на некоторые
двусмысленные положения
Беркли пытался доказать, что существование как таковое и существование в восприятии – тождественны. Главный тезис его субъективного идеализма – «существовать – значит быть воспринимаемым. Непосредственным объектом нашего познания по Беркли является не внешний объект, а лишь наши ощущения и представления.
Философское учение Беркли (основные его произведения «Трактат о началах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713), «Алеифрон или Мелкий философ» (1732), «Сейрис или Цепь философских размышлений и исследований…» (1744) проникнуто стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии.
Беркли пытался объяснить существо познавательного процесса как познание своих же собственных ощущений, познающий субъект имеет дело не с внешними предметами, а с ощущениями, которые собственно и составляют сами эти предметы. По Беркли вещи или единичные предметы есть не что иное, как модификация нашего сознания. Беркли используя учение Локка о субъективности «вторичных качеств», объявляет феноменами сознания все качества вещей, как первичные, так и вторичные.
Все вещи и все их качества представляют собой только комбинацию различных ощущений или собрания идей.
По Беркли существует три критерия реальности. Первый критерий – это сама возможность ощущений или чувственного восприятия. Второй критерий – различная степень «реальности» идей. Идеи у Беркли бывают ясные и устойчивые и слабые и неустойчивые. Первые идеи – порождение духа, более могущественного и мудрого, чем человеческие духи. В первых идеях больше реальности, чем во вторых, они «более упорядочены и отчетливы». Третий критерий реальности – это восприятие одних и тех же явлений одновременно различными людьми, а не одним человеком.
Как замечает П.Д.Шашкевич «… ни один из рекомендованных Беркли критериев реальности идей не является надежным именно потому, что все они не выводят нас из сферы сознания, т.е. имеют субъективно-идеалистический смысл».[12]
Беркли, отвечая на вопрос о том, откуда берутся все наши идеи и что их обуславливает, отрицает объективное существование внешнего мира и указывает на бога как на первопричину человеческих идей и сознания. В данном случае Беркли переходит на позицию объективного идеализма. В результате мир у Беркли – это порождение единой верховной причины.
Такое решение вопроса относительно источника природы и чувственных идей приводит Беркли к идеалистической концепции абстрактного мышления. Беркли, как основоположник идеалистического номинализма отбрасывает локковскую теорию мышления, считая, что наш ум вообще не способен образовать отвлеченные идеи или общие понятия. Он создает собственную теорию репрезентативного мышления, где общее понятие заменяет слово – знак, символ.
Субъективно-идеалистическое учение Беркли нашло своё продолжение в творчестве Д.Юма. Используя многие положения своего предшественника, он придал им агностическую окраску.
6. Юм.
Главное место в философии Девида Юма (1711-1776) занимает его теория познания. В процессе её создания Юм исходит с одной стороны из гносеологии Локка, а с другой из субъективно-идеалистического учения Беркли. Юм отвергает материализм Локка и использует идеалистические элементы его теории познания. Отклоняя религиозный догматизм Беркли, Юм соглашается с его субъективным идеализмом.
Юм создает особую гносеологическую систему, в которой субъективный идеализм Беркли, переработанный в нужном направлении, сочетается с агностицизмом.
В 1739-40гг. Юм публикует главный свой труд «Трактат о человеческой природе», первая книга которого «О познании» была посвящена вопросам гносеологии, эту тему он также развивал в «Исследовании о человеческом познании» (1748) и др.