Шифры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 20:28, Не определен

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Концепция замысла и темы
2. Сцена жизни и структурные шифры романа
3. Криптограммы прототипов и их ролевые знаки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Мастер и Маргарита.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

     Авторами  разработок по роману “Мастер и Маргарита“ И.Галинской и Б.Соколовым, скорее всего, независимо друг от друга также отмечено, что, в романе происходит взаимодействие трех миров. По терминологии  Галинской - это: земной мир, населенный реальными людьми; библейский мир с его легендами и персонажами и космический мир, который представляют Высшие Силы (мессир Воланд и его эмиссары).

     Трехмерную  структуру сцены И.Галинская расшифровывает через влияние на творчество Булгакова  философского наследия Г.Сковороды  непосредственным образом. Такая точка зрения формируется благодаря следующей параллели: земной микрокосмос и всеобъемлющий макрокосмос по учению Сковороды объединяются через знаки и символы библейского мира. В романе Булгакова современный, земной мир в лице Берлиоза и поэта Бездомного и космический мир в лице Воланда и его спутников в сцене на Патриарших прудах объединяет библейский мир символов, т.к. на протяжении этого эпизода ведется разговор об Иисусе Христе.

     Б.Соколов  связывает разгадку трехмирности романа через идею русского священника и  философа Павла Флоренского. В архиве писателя сохранилась книга Флоренского «Мнимости в геометрии» с многочисленными пометками. Флоренский утверждал, что «... число три являет себя всюду, как какая - то основная категория жизни и мышления»

     Придерживаясь такой теории, мы можем установить, что в эпизоде встречи на Патриарших прудах доминирует мир библейский, исторический, т.к. он связывает космический и земной миры  (так же считает и Галинская). Далее следует мир земной, который является сценой для развития эпизода. И, наконец, триада завершает мир космический. И так для каждого события или сцены.

     Оба взгляда представляются нам в  равной степени убедительными. Но какой  тайный смысл в этих воззрениях действительно  был заложен автором - этим вопросом будет заниматься еще не один исследователь.

     Рассмотрим  теперь сцену романа с временных  позиций. В романе нет ни одной абсолютной даты (т.е. с указанием дня, месяца и года одновременно), тем не менее, расставленные автором знаки позволяют точно определить время действия как в ершалаимских, так и в московских сценах. Воланд со свитой появляются в Москве майским вечером в среду, а покидают город с Мастером и Маргаритой на той же неделе в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье они встречаются с Пилатом и вступают в незримый контакт с Иешуа. Этот день - Воскресенье Христово, Святая Пасха. Таким образом, предшествующие московские события развиваются на страстной неделе. Четыре дня (среда - Суббота) страстной недели майские - это точно обозначено в романе. Следовательно, Пасха приходится не ранее, чем на 5 мая.

     Грубо временные ворота событий по верхней дате ограничиваются 1932 годом, т.к. в этом году были распущены писательские союзы; в романе же присутствует спародированный МАССОЛИТ. До этого года в советское время праздник Христианской Пасхи приходился на май только в 1918 и 1929 годах. Первую датировку можно исключить по внешней атрибутике московской жизни (существование жилтовариществ, НЭПманы, сдающие валюту и др.).

     Таким образом, события происходят в 1929 году. Появление в Москве Воланда приходится на 1-ое мая - день международной солидарности. Но именно солидарности в смысле взаимопомощи, любви недостает в булгаковской Москве, где напротив, процветает множество пороков. Визит Воланда быстро это обнажает.

     Точная  хронология событий угадывается  и в ершалаимских сценах. Их действие начинается 12 нисана - Иешуа 14 числа говорит Пилату о своем позавчерашнем прибытии. В тот же день - пятницу - в Ершалаиме празднуется иудейская Пасха, в честь чего отпускают на свободу одного осужденного. Завершается ершалаимский цикл в субботу 15 нисана. Согласно Евангельским легендам распятие Иисуса произошло в пятницу, а на третий день Ангел Господень возвестил о воскресении Иисуса. Расчеты специалистов показывают, что эти даты (с учетом прошествия приблизительно 2000 лет) приходятся на 1929 год, т.е. московские и ершалаимские события разделяет ровно 1900 лет.

Изучение  работ профессиональных литературоведов  позволило прийти к заключению, что  далеко не каждый исследователь творчества Булгакова занимался анализом структурных  особенностей романа “Мастер и Маргарита”. Наиболее полное освещение этих вопросов удалось обнаружить только у Б.Соколова. Приведенная в его статье “Заветный роман” разгадка способа структурирования персонажей представляет значительный интерес.

     Во-первых, в каждом из трех миров романа наблюдается строгая иерархичность. Из чтения ершалаимских глав это становится весьма очевидным. Римская империя и Иудея в 1 веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными. Поэтому в ершалаимских сценах отношения персонажей строго определяются их положением в обществе. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, является абсолютным ее правителем. Ему подчинены военные силы и тайная служба. Однако, нужно заметить, что Пилат боится предательства главы Синдриона Каифы, что свидетельствует о трениях между светскими и духовными властями, существовавших уже в то время.

     В потустороннем мире царит вечная, раз и навсегда данная иерархия демонических сил.

     Современный автору романа мир тоже оказывается  иерархическим. Четкая иерархия наблюдается  в МАССОЛИТе, в театре Варьете.    

     Во-вторых, трем мирам “Мастера и Маргариты” можно поставить в соответствие ряды персонажей, образующих своеобразные триады. Эти триады объединяют персонажей по их ролевому подобию и даже, в  какой-то степени, - по портретному сходству. Рассмотрим, какие триады предлагает нам Б.Соколов.  

1 группа:

    • прокуратор Иудеи Понтий Пилат;
    • “князь тьмы” мессир Воланд;
    • руководитель психиатрической клиники Стравинский.
 

2 группа:

    • первый помощник Пилата - Афраний;
    • первый помощник Воланда - Фагот;
    • первый помощник Стравинского - Федор Васильевич.
 

3 группа:

    • Кентурион Марк Крысобой;
    • демон безводной пустыни Азазелло;
    • директор “дома Грибоедова” Арчибальд Арчибальдович..
 

4 группа:

        • пес Банга;
    • кот Бегемот;
    • милицейская собака Тузбубен.
 

5 группа:

    • агент Афрония - Низа;
    • служанка Воланда - Гелла;
    • служанка Маргариты - Наташа.
 

     Из  основных героев произведения лишь трое не входят в какую-либо триаду. Это, в первую очередь, Иешуа Га-Норци  и безымянный Мастер. Мастер действует  и в современном и в потустороннем  мире; специальный персонаж в последнем для образования триады отсутствует.

     Остается  героиня, чье имя стоит в заглавии романа рядом с именем - “Мастер”. В структуре персонажей она занимает совершенно особое положение. Этот образ  является основной структурообразующей  единицей романа. Маргарита действует во всех трех мирах, причем в историческом мире она пребывает в прощальную ночь, когда видит Пилата с его верной собакой.

     Что же  из всего этого следует? Наличие  иерархической зависимости в  каждом из миров с одной стороны, и наличие “горизонтальной” расположенности персонажей между мирами с другой стороны склоняют к следующему выводу. Рассмотренным выше структурообразованием персонажей автор обозначил мысль, что люди, как социальные объекты в целом не изменяются. Воланд в задумчивости говорит Фаготу - Коровьеву о современных москвичах: “...обыкновенные люди ... напоминают прежних ...”. Интересно заметить, что Воланд, судя по его высказыванию, и ранее посещал Москву. Этот скрытый знак дает понять, что во все смутные и страшные времена страну навещает Дьявол для наведения справедливости.  

Криптограммы  прототипов и  их ролевые знаки. 

     В этом разделе последовательно рассматриваются  интересные авторские шифры прототипов. Заметим, что в этом плане не всегда интересны прототипы ведущих героев, а наоборот, - второстепенный персонаж может иметь хитроумно зашифрованный прототип.

         Начнем с персонажей ершалаимского мира.  

Понтий  Пилат. 

     К таким героям, в первую очередь, следует  отнести Понтия Пилата - героя “романа в романе”.

     Понтий Пилат в романе выступает в своей действительной исторической роли - роли прокуратора Иудеи.

     Понтий  Пилат представлен в романе Булгакова  как сын короля - звездочета и  дочери мельника, красавицы Пилы - об этом прямо говорится в 26-й главе  при описании сна Пилата в первую ночь после казни. Автор выбирает из множества средневековых легенд немецкую версию  о происхождении своего героя. Майнцкий король Ат, который умел читать судьбы по звездам, будучи на охоте, узнал, что наступил час, весьма благоприятный для его отцовства. И поскольку он был далеко от своего замка и своей супруги, матерью ребенка стала прекрасная дочь местного мельника Пила - отсюда имя Пилат. Потусторонняя судьба Пилата  заимствована из швейцарской легенды о пребывании его в страстную пятницу каждого года на скалистых стенах, где тщетно пытается смыть с рук кровь невинно казненного Иисуса - вечное повторение евангельского эпизода с умыванием рук. В Швейцарских Альпах есть даже скала под названием “Пилат”.

     Таким образом, мы видим, что прототип героя скопирован из двух легенд средневековой Европы - на это совершенно справедливо указывает исследователь И.Галинская. Правда, если именная часть “Пилат” может происходить от имени Пилы, остается неясным происхождение имени Понтий, совсем неподходящего для немецкой лексики.

     Рассмотрим  еще один момент. В разговоре с  первосвященником Синедриона Каифой Пилат  восклицает: “...это я тебе говорю - Пилат Понтийский, всадник Золотое  Копье! “

     “Пилат  Понтийский...” - это сочетание свидетельствует о том, что имя Понтий имеет географическое или этнографическое происхождение. Фаррар в своем труде “Жизнь Иисуса Христа” замечает, что имя Понтий - самнитского происхождения. Самниты - италийские племена, которые воевали на стороне Понтийского государства против владычества Рима. В I веке до н.э. Понтийское государство и самиты были разбиты римским полководцем Суллой.

     Слово “Пилат” уместно связать с  латинским словом “pilum” - почетное копье, которым награждались отличившиеся военачальники. Это соображение хорошо согласуется с титулованием Понтия Пилата “всадник Золотое Копье”. Вот такими могут быть исторические аспекты расшифровки имени пятого прокуратора Иудеи.  
 

Афраний. 

     Также интересно рассмотреть еще один  персонаж ершалаимского мира – Афраний. Нужно отметить, что профессор Н.Утехин в статье “Мастер и Маргарита” (журнал “Русская литература” № 4, 1975г.) выдвигает предположение, что руководитель тайной службы Афраний является тайным последователем Иешуа, т.е. прототипом Афрания является некий тайный христианин. Вот поэтому с такой готовностью он выполняет приказ об убийстве (точнее - “охране”) Иуды из Кариафа.             

     В мире иррациональном интересны криптограммы прототипов мессира Воланда и  рыцаря - шута Фагота - Коровьева.  

Фагот – Коровьев. 

     Очень непросто расшифровать прототип Фагота - Коровьева, как впрочем, и функциональную нагрузку этого образа. В этой части  существуют интересные наблюдения и  материалы у И.Галинской.

     Привязываясь к французской лексеме «fagot», Галинская делает вывод, что в имени Фагота заключены три момента: во-первых, он - шут, во-вторых, безвкусно одет и, в-третьих, еретически настроен. Рыцарской атрибутики в образе Фагота - Коровьева до его преображения не усматривается, но это пока и не столь важно.

     Версия М.Иовановича (Югославия) состоит в том, что образ Фагота - Коровьева важен, т.к. относится “к наивысшему уровню философствования в кругу Воланда”. Однако никаких толкований образа он не дал.

     В главе “Неудачливые визитеры” Гелла  обращается к Коровьеву: “Рыцарь, тут  явился маленький человек...”. И тут мы начинаем понимать, что не зря всю первую часть романа нас беспокоила личность Коровьева; чувствовалось, что это - не просто служебная фигура при Воланде.

     Несмотря  на нарочитую буффонадам и гаерство, Коровьев серьезно и глубокомысленно рассуждает о некоторых вещах. Он философичен, умен и широко эрудирован, осведомлен в делах черной магии, умеет видеть скрытое и предсказать будущее.

     Из  состава свиты Воланда Фагот - Коровьев является именно той силой, которая буквально на уровне гротеска организует разоблачение и самонаказание пороков современного московского общества (чего стоит только разоблачение некоторых сторон жизни председателя акустической комиссии Семплеярова!).

Информация о работе Шифры в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»