Роман Юрия Мамлеева «Империя духа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть, какие черты и особенности русской души выделяет Мамлеев в романе «Империя Духа», а так же их связь с доктриной «Россия Вечная».
В соответствии с целью поставлены задачи ознакомится с биографией Ю. Мамлеева, особенностями его творчества, с чертами направления метафизический реализм.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Биография Юрия Мамлеева……………………………………………….3
Метафизический реализм Ю. Мамлеева………………………………..6
Доктрина «Россия Вечная» и проблема русской души в романе Ю. Мамлеева «Империя духа»…………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………….16

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Роман Юрия Мамлеева «Империя духа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Биография Юрия Мамлеева……………………………………………….3
  3. Метафизический реализм Ю. Мамлеева………………………………..6
  4. Доктрина «Россия Вечная» и проблема русской души в романе Ю. Мамлеева «Империя духа»…………………………………………….13
  5. Заключение………………………………………………………………15
  6. Список используемой литературы…………………………………….16

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена анализу творчества русского писателя Юрия Мамлеева, в частности, его романа «Империя Духа».

Мамлеев Юрий Витальевич — писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско-патриотической доктрины «Вечная Россия», идею которой он описывает в романе «Россия Вечная» и продолжает развивать в романе «Империя Духа». Основатель нового литературного течения в современной русской литературе — метафизический реализм.

Поднятые проблемы в романе «Империя Духа» крайне актуальны. В современном мире нравственного разложения, все еще существуют носители глубинно русских Традиций, наследников России духа. В данном романе одной из основных тем является рассмотрение сосуществования современности и традиций в душе русского человека, его противостояние цивилизации «голого чистогана».

Целью работы является рассмотреть, какие черты и особенности русской души выделяет Мамлеев в романе «Империя Духа», а так же их связь с доктриной «Россия Вечная».

В соответствии с целью поставлены задачи ознакомится с биографией Ю. Мамлеева, особенностями его творчества, с чертами направления метафизический реализм.

В работе над курсовой использовались материалы сайта Юрия Мамлеева, интервью газеты «Взгляд» и статьи газет «Завтра», «Черное зеркало».

 

 

Биография

 

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря 1931 г. в Москве. В 1956 г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе.

Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 г., переехал в Париж, во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе.

В Парижском литературном журнале 1986 году известный дастоевед Жак Катто, писал о Мамлееве как о достойном наследнике, Гоголя и Достоевского.

После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев — Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ.

Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) потом судьба бытия вышла отдельным изданием. И вторая философская книга «Россия Вечная», изданная дважды, последний раз в 2011 году.

В «Судьбе бытия» Ю. Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, развивая собственное учение.

В книге «Россия Вечная» Ю. Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов.

Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международно признанную имени Андрея Белого (1993 г.), лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008) ... Также он является кавалером государственного ордена дружбы, выданного за творчество и литературные заслуги.

О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени).

Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках.

О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

В 2012 году основная философская работа Ю. Мамлеева «Судьба бытия» издана на Французском языке, что означает европейское признание его философского учения.1[1]

 

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

 

Прежде всего, следует уточнить само определение «метафизика». Впервые понятие «метафизика» определил Аристотель. Для обозначения метафизики он употреблял термин «первая философия», отделяя ее от физики как «второй философии». Первая философия по Аристотелю есть обозначение попытки мысли выйти за пределы эмпирического мира, выход разума во внеэмпирическую реальность. Аристотель дает метафизике следующие определения: исследование причин, первых, или высших начал; познание «бытия, поскольку оно бытие»; знание о субстанции; знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Также интересно определение М. Хайдеггера:»Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».2[2]

Вот что пишет об этом родоначальник метафизического реализма Юрий Мамлеев: «Слово «метафизика» относится к миру принципов, миру чистых духовных сущностей, то есть к сфере надкосмической, божественной.

Метафизические принципы пронизывают все времена и миры, тем более «невидимые», и эти принципы лежат в основании всех миров. И те «вечные вопросы», которые человеческий разум задаёт нередко безмолвному Первоначалу - как бы ни были они наивны с абсолютной точки зрения, могут относиться к метафизическим вопросам.»

Юрий Мамлеев определяет жанр своих произведений как «метафизический реализм», то есть в форме традиционного реалистического рассказа в ткань его произведений входит метафорическое, метафизическое, символическое. Его герои - это метафорические личности. Но они живут здесь, и вся их жизнь основана на реалиях. Мамлеев использует не жанр мифа, а жанр обычной, традиционной прозы, но в реалии этой прозы он вмещает эту метафорическую ткань.

Метафизический реализм, называемый иногда «литературой иных измерений», вводит в произведения не только черты видимой жизни, но и черты более грозной реальности второго плана: от изображения внутреннего «невидимого» человека, или тех скрытых сторон его души, которые связаны с иной реальностью, вплоть до введения в ткань произведения таких чисто философско-метафизических реалий, как Ничто, вещь в себе, трансцендентное «Я» и так далее, превращённых, однако, в объект художественного произведения, а не философского трактата.

Важнейшим элементом является изображение человека как метафизического существа. Человек как социальное и психологическое явление не представляет здесь интереса. Знание же «невидимого, скрытого человека» выходит за пределы самой глубокой психологии. Метафизический реализм, таким образом, изображая внешнего человека, видит за ним реалии тайного, трансцендентного человека. Эти скрытые начала могут быть выявлены по-разному.

Метафизический реализм в полном смысле этого слова предполагает полную трансформацию текста, подтекста и их направленности. Надо отметить, что перечисленные критерии метафизически окрашенной литературы относятся прежде всего к прозе.

Таким образом, метафизический характер метода Мамлеева обусловлен тем, что, помимо описания обычной реальности, он обращен к неведомому - будь то неведомое в глубинах человеческой души или вторгающееся извне. Однако это именно реализм, и не только потому, что основа его - повседневная действительность, суть в том, что неведомое предстает не в плане фантастики, а как умопостигаемая интуитивная реальность, включающая сновидения, сознание, самопознание. Это не игра воображения, а желание расширить возможности узкого материализма и обрести более объемный взгляд на бытие.3[3]

Метафизическая глубина рассказов Мамлеева достигается по-разному. Основным художественным приемом является гротеск.

Мамлеев проникает в «ночную сторону» человеческой души, его гротеск выводит на всеобщее обозрение то зло, которое таится в человеке, то, что человек сам о себе не знает. Следует отметить, что от проблемы «этического зла» он обращается напрямую к проблеме «зла метафизического».Когда изображают этическое зло, то имеют в виду человека, который греховен в большей степени, чем нормальные люди. До этого литература говорила о греховных душах, о душах соблазненных, но - так или иначе живых. А здесь речь уже об обывателях, производящих впечатление чего-то окостеневшего, мертвого и совершенно выпавшего из реального мирового духа.

Однако несмотря на монстроидальность многих персонажей Мамлеева, его герои выражают отнюдь не психологию и философию «конца света». Это метафизические бродяги, стремящиеся выйти за пределы того, что дано человеческому разуму. Эти герои не монстры, они как бы обретают оболочку монстров, когда прорываются в область запредельных сфер. А вторжение туда означает для человека опасность сумасшествия или какой-либо другой трансформации.

Ставя известные метафизические вопросы в парадоксальных терминах, решая проблемы душ человеческих в телесной плоскости, Мамлеев дает понять, что его интересует борьба или соотношение духа и плоти, поскольку с этим вопросом человечество сталкивается постоянно.

Одной из центральных тем большинства произведений Мамлеева является тема смерти. Виктор Ерофеев в своей книге «Русские цветы зла» пишет: «Главная героиня Мамлеева — смерть. Это всепоглощающая обсессия, восторг открытия табуированного сюжета (для марксизма проблемы смерти не существовало), черная дыра, куда всасываются любые мысли».

Дело в том, что в традиционном обществе существовала связь между временным и вечным. Человек чувствовал даже на уровне подсознания, что эта жизнь и та, другая, - едины. В современном же мире произошел разрыв. Смерть стала воротами, за которыми или ничто, или неизвестность. Но этот момент обострил метафизическую бездну между смехотворной краткостью земной жизни и явным наличием в человеке некоего вечного бессмертного начала. Не будь его, человек инстинктивно примирился бы с кратковременностью своего существования. Современный человек оказался в этом разрыве, его сознание полностью сконцентрировано на этой тюрьме, тюрьме здешней жизни, единственно для него реальной.

В произведениях Мамлеева тема смерти возникает постоянно, например, во многих его рассказах первая фраза – о смерти. Например, роман «Империя Духа» начинается со слов «Хорошо покончить с самим собой, где-нибудь на лесной полянке, к примеру, при одном условии: если точно знать, что после тебя уготовано желанное место в ином мире, тем более в лучшем».4[4] Далее Мамлеев на примере сестры главного героя показывает другое отношение к смерти: «Бедная Сонечка, несчастный, слепой как все люди, ребенок! Что она могла знать! Она только рыдала, с таким безумием, с такой дрожью за свою жизнь, что я сам начинал сомневаться…»5[5] Этот всепоглощающий страх смерти возникает у персонажей Мамлеева как некая реакция, как желание бессмертия. Они глубочайшим образом привязаны к бытию и, в общем, к идее бессмертия, ведь если нет идеи бесконечного, то смерти нечего бояться. И этот страх позволяет им понять нечто новое, неизведанное: «Вдруг с какой-то стремительностью, параллельно физическому выздоровлению, она ясно осознала, что никакой смерти как конца ее существованию – нет, и такого не может быть. Чудовище оказалось химерой, словно специально созданной современной цивилизацией циклопов и роботов».6 Стремление к бессмертию приводит к гибели одного из персонажей «Империи Духа». Это явление Мамлеев объясняет в своем интервью для газеты «Взгляд» : «ВЗГЛЯД: В романе есть эпизод, в котором жена одного из героев впадает в странное состояние, имеющее сугубо потусторонние корни... Юрий Мамлеев: Да, там получается так, что все ее существо оказывается поглощено идеей некой трансцендентной ласки, нежности со стороны высших сил. В тексте объясняется, что это такое: речь о духовной ласке, которая как бы уверяет человека в том, что он бессмертен. Но героиню, подходящую к этому чисто по-женски, такое устремление, в общем, приводит к гибели, потому что она как бы запуталась в отношениях между высшими силами и человеком».7[7]

Информация о работе Роман Юрия Мамлеева «Империя духа»