Рассказы Ю. Нагибина и Ю. Казакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Искусство - уникальный способ познания человеком мира, основанный не на рациональных, интеллектуальных механизмах, не на логике и вычисляемости мыслительных операций, а на принципиально иных, чувственных, интуитивных, психологических, составляющих личности.

Файлы: 1 файл

1.готовая версия.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В жизни Севера (а это края архангельские, мурманские, карельские) писателя поражал глубокий контраст между современной промышленной цивилизацией – и существованием бытовых традиций, уходящих в глубокую древность. Это автор отметил в жизни рыбаков – поморов и еще больше – в бытовом укладе ненцев. «Северный дневник», где описаны впечатления от знакомства с поморами, оленеводами, проникнуты искренней привязанностью Ю. Казакова к простым людям, бесконечным уважением к их труду и укладу жизни. 

Многие произведения Ю. Казакова допускают двойное прочтение. С одной стороны, это рассказы почти с натуры, в которых современник увидит разнообразные точные приметы своей эпохи, в которых «Казакову решительно скучно, неинтересно придумывать за жизнь что-то, чего на самом деле в ней не происходило» . 

С другой стороны, Казаков ищет такую художественную форму, которая позволила бы ему  располагать своих невыдуманных героев…в пространстве вечности. Так  происходит в рассказе «Адам и  Ева», где современный художник и  современная студентка получают, помимо своих реальных имен, библейские имена перволюдей. Поэтому каждая пейзажная деталь, каждая реплика героев стремится получить иной – универсальный смысл. Образ художника Агеева, талантливого, самобытного – автобиографичен. Прислушаемся к тому, что он говорит, и мы поймем лучше писателя Казакова и то, почему официальная идеология отказывалась его слушать и печатать. Дело в том, что ему интересны были не безликие «народные массы», «строители коммунизма», а конкретные живые современники во всем их своеобразии, в каждом жизненном проявлении. Итак, говорит художник Агеев – альтер эго самого писателя: «Я их (людей) во плоти люблю – их руки, ихглаза…Потому что они Землю на себе держат…Если каждый хорошо, тогда и общество хорошо, это я тебе говорю. А они, когда говорят «человек», то непременно с большой буквы (2, с. 198)…Об одном человеке они не думают, им подавай миллионы. За миллионы прячутся». 

Так происходит и в последнем рассказе писателя «Во сне ты горько плакал». Здесь  автор выступает в двух ролях: наблюдательного бытописателя эпохи и в роли создателя художественной мифологии, где действуют не обычные наши современники, а своего рода обобщенные мифологизированные персонажи. Именно этот второй план, надстраивающийся над бытовым, не выделялся и не раскрывался критикой. Не выделяли его и литературоведы. План этот осложнял процесс знакомства «массового» читателя с творчеством Ю. Казакова и вызывал непонимание и даже неприятие: сложно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Заключение 

 Главное, на что обращают внимание критики, рассуждая о рассказах и повестях Ю.Нагибина, посвященных художникам, - это оригинальность и особая установка писателя на достижение прежде всего не фактической, а психологической достоверности в судьбах и личностях своих героев. «Ясно, что вещи эти возникли за привычными пределами жанров и выдержаны в особом творческом ключе. Их можно назвать психологическими этюдами, проникновением во внутренний мир реально существовавших некогда людей, более того - своеобразной художественной реконструкцией их духовного состояния. Предпринятый Ю.Нагибиным творческий аспект особо труден, ибо на поверхности осталось несколько поэтических строф, письма и обрывки воспоминаний. А писатель стремится воссоздать именно глубинный психологический подтекст событий».

 Тема художника  в прозе Нагибина воспринимается как вполне закономерное явление, органично  вписывающееся в контекст творчества писателя в целом. «Ю.Нагибин не ставит своей целью восстановить историю, не претендует на документальность. Его  повести скорее результат той душевной памяти, о которой он говорит в «Книге детства». Пути творчества, отношения художника с внешним миром, слава прижизненная и посмертная, всепобеждающая сила искусства и внутренняя противоречивость творческой натуры - все это разные аспекты единой темы».  
 
 

 Рассказы  Юрия Казакова представляют собой важное явление, без которого невозможно понять развитие лирической прозы. Они связаны  с традициями. Эти традиции в значительной мере идут от Бунина, Чехова, Тургенева, Л.Толстого. Из русской классики ИХ века писатель перенял гармоничность и точность фразы. В умении изображать душевные движения человека видел Казаков достоинства литературы, этим дорог ему Л.Толстой. "А разве не есть (в какой-то мере - не с религиозной точки зрения) то же учение, -все эти описания бесчисленных состояний человеческой души, весь мир, предстающий перед нами на страницах художественных, разве это не возвышает нас, не учит нас добру, не говорит нам бесконечно убедительно, что мы не должны грешить, не должны убивать, а должны бесконечно любить мир с облаками и водами, лесами и горами, с его небом и человека под этим небом?"  

 В своем творчестве писатель опирается и на опыт советской  классики, испытывает влияние М.Горького, М.Пришвина. Советами, рассказами о  писателях К.Паустовский оказал большое влияние на формирование Казакова-рассказчика. В воспоминаниях о Паустовском Ю.Казаков писал: "Я не был учеником Паустовского в прямом смысле этого слова, то есть не занимался у него в семинаре в Литинституте, да и литературно я, по-моему, не близок ему. Но он так часто говорил обо мне с корреспондентами и писателями разных стран, что во многих статьях Паустовского называют моим учителем. В высшем смысле это правда - он наш общий учитель, и я не знаю писателя старого или молодого, который не воздал бы ему в сердце своем". 

 Особое отношение  было у Ю.Казакова к Э.Хемингуэю. Он выделял главное в его творчестве: "Хемингуэй был и остается антифашистом, человеком, ненавидевшим войну, писателем, давшим всем нам незабываемые картины  Европы военной и послевоенной, республиканской Испании.' - Хемингуэй повлиял на меня не стилистически - он повлиял на меня нравственно. Его честность, его правдивость, доходящая порой до грубости (так и нужно!), в изображении войны, любви, питья, еды, смерти, - вот что было мне бесконечно дорого в творчестве Хемингуэя". 

 На протяжении тридцати лет работы Казакова в искусстве  не затихал полемический азарт критиков, что свидетельствует об актуальности, остроте ставимых им проблем и  неоднозначности их художественного решения. Его творчество целеустремленно и гражданственно. Писателя интересует социальный облик советского человека. Он писал о людях самых разных профессий и разных характеров: "Ведь каждый человек так глубок, так интересен", -считает писатель. Поэтому рассказы сборников "Манька" (1958), "На полустанке" (1959), "По дороге" (1961), "Голубое и зеленое"(1963), "Легкая жизнь" (1963), "Запах хлеба" (1965), "Двое в декабре" (1966), "Осень в дубовых лесах" (1969), "Северный дневник" (1973) представляют собой философское осмысление очень важных социальных закономерностей эпохи, проявившихся в отдельных человеческих судьбах. Эволюция писателя в своеобразной манере создания сборников. Прибавляя произведения, меняя название сборников, он расширяет темы своего творчества. В 1977 году вышел сборник рассказов писателя "Во сне ты горько плакал".  

 В него вошли  рассказы уже хорошо известные и  новые, покоряющие тонким лиризмом: "Свечечка" и "Во сне ты горько плакал". Рассказы полифоничны и актуальны. В них  звучит тема ответственного взрослого человека перед маленьким мальчиком за мир на планете, за формирование его характера, воспитания в нем чувства добра, справедливости, любви к природе, отчему дому. 

 В рассказах  умело передана психология ребенка. Рассказы "Свечечка" и "Во сне ты горько плакал" предназначены для взрослого читателя. Писал Юрий Казаков и для маленьких читателей. Его рассказы для детей "Тропики на печке", "Скрип-скрип", "Лютый враг", "Корова-спасительница", "Розовые туфли" также талантливы и человечны, как и рассказы, адресованные взрослому читателю, и требование к ним писателя высокое. "Так вот, если иметь ввиду самого маленького читателя, то рассказ для него должен быть предельно прост, лаконичен, интересен и поучителен"^ -считает Ю.Казаков. 

 Юрий Казаков важен для понимания развития послевоенного рассказа. Ведущей в его творчестве является тема человек и природа. Эта тема определяет художественную сторону творчества и нравственные искания, которые звучат в нашей литературе. 

 Творчество  Казакова важно для понимания современной деревенской прозы. Оно подготовило рассказы В.Шукшина, В.Белова, В.Лихоносова, повести Ф.Абрамова, В.Распутина. 

 Широко поставлена в творчестве писателя и тема Севера. Он говорит о важности Севера в  экономическом отношении для  всей нашей страны. В своих произведениях писатель утверждает, что Север формирует особый склад характера человека. "Северный дневник" Ю.Казакова вобрал в себя все темы, волнующие писателей-северян: ненцев Л.Лапцуя и Г.Ходжера, нивха В.Санги, -чукчу Ю.'Рытхэу.

Творчество писателя в числе активных движущих сил литературного процесса. ". Если мы относимся к своему делу серьезно, то и наше слово, может быть, заставит кого-нибудь задуматься хоть на час, хоть на день, о смысле жизни. Хоть на день! о это ведь так много". Эти слова писателя нашли подтверждение в оценке критиков и литературоведов. "Юрий Казаков - писатель гуманный, пытливый исследователь трудных, больных вопросов вре

мени, стремлений, мечтаний, порывов души человека, желающего  обрести гармонию, согласно с самим собой, понять и сохранить для потомков красоту жизни". Его творчество отвечает требованиям, выдвинутым на ХХУ1 съезде КПСС: "Гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество".

                      Список  литературы 

1.Романтизм (теория, история, критика) под ред. Р.Г.  Биктанов, изд-во Казанского университета, 1976, с.183.

2. Казаков Ю,  Единственно, родное слово. - "Литературная  газета", 1979, 21 ноября.

3. Горький М.  О литературе. -М.; 1953, с.434.

4. Федин К,  Мастерство писателя. - "Литературная  газета", 1951, 25 марта.

5. Лидин В.  О писательском деле. - М.; 1963, с.70.

6. Айтматов Ч.  В соавторстве с землей и  водою. - Фрунзе; 1978, с.164.

7. Астафьев В.  Рассказ - любимый жанр. - "Литературная газета",  1967, 19 апреля.

8. Бондарев Ю.Поиск  истины. - М.; 1979, с.17

9. Яшин А. Рогатый  пес. - М.; 1976, с.10.

10. Субботин В.  Школа характера. - М.; 1979, с

11. Воронин С.  Думы о жизни. - М., 1968, с.61.

12. Казаков Ю.  Опыт, наблюдения, тон. - "Вопросы литературы", 1968, 9.

13.Бондарев Ю.  Поиск истины. - М., 1979, с.17.

14. Яшин А.  Рогатый пес. - М.; 1976, с.103.

15. Воронин С.  Время итогов. - М.; 1978, с.67. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Рассказы Ю. Нагибина и Ю. Казакова