Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2010 в 17:36, Не определен
Введение____________________________________________________3
«В одежде теории». Декабристская публицистика в легальных журналах._________________________________________________4-10
«Рукописная словесность». Нелегальная публицистика декабристов______________________________________________11-16
«Под политической печатью». Альманахи декабристов_________17-23
Заключение_________________________________________________24
Список используемой литературы______________________________25
Приложение______________________________________________26-30
Период высшего подъема движения декабристов, связанный с деятельностью Северного общества (1823-1825), ознаменовался новыми чертами их журнально-публицистического творчества. Декабристов, продолжавших участвовать в «Сыне отечества» и «Соревнователе», давно уже не удовлетворяли значительно сузившиеся возможности использования этих журналов в пропагандистских целях. «Сын отечества» Греча в начале 20-х годов отошел от постановки политических проблем, и декабристы могли выступать там только с литературно-критическими материалами. Здесь была опубликована известная статья К.Ф.Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». «Соревнователь» в 20-х годах, позиция которого оставалась просветительской, также не давал возможности широко поставить легальную пропаганду.
«Недостаток благородного, честного журнала с каждым годом становится ощутительнее», - писал в это время К.Ф.Рылеев П.А.Вяземскому. Но в силу цензурных условий декабристы не имели возможности создать собственный журнал. Поэтому с 1823 года они приступили к изданию альманахов, для организации которых не надо было испрашивать разрешения цензуры (хотя каждая книжка контролировалась обычным порядком).
Альманахи
А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «
Свое понимание этой программы Н.И.Гнедич выразил так: «Перо пишет, что начертается на сердцах современников и потомства. Им писатель сражается с невежеством наглым, с пороком могучим, и сильных земли призывает из безмолвных гробов на суд потомства». И литературная программа Союза Благоденствия, и слова Гнедича свидетельствуют о неразрывном единстве, о взаимопроникновении художественного и публицистического начал в произведениях декабристов. В любом своем произведении декабристы были публицистами, поэтому-то Н.А.Бестужев видел основную особенность художественного творчества Рылеева в том, что он преследует политические цели: «...постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувствования любви к отечеству, зажечь желание свободы».
Имя Рылеева сделалось широко известным после опубликования им в 1820 г. на страницах «Невского зрителя» послания «К временщику». Поэт-декабрист, метивший во всесильного Аракчеева, всегда в своем творчестве был художником и публицистом:
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое
кто от тебя избавит!
Твои дела тебя изобличат народу:
Познает он, что ты стеснил его свободу,
Налогом
Селения лишил их прежней красоты...
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ
В том же 1820 году единство поэзии и публицистики продемонстрировал в своем программном стихотворении «Поэты» Кюхельбекер:
В руке суровой Ювенала
Злодеям грозный бич свистит
И краску гонит с их ланит,
И власть тиранов задрожала.
«Я не поэт, а гражданин», - сказал о себе Рылеев, и к этому могли присоединиться все литераторы-декабристы. Любое их произведение было проникнуто политическими идеями, художественное произведение становилось пропагандистским выступлением, орудием общественной борьбы.
«Полярная звезда», лучший альманах декабристов, выходил в Петербурге по одной книжке в год в 1823-1825 гг. Идея издания была выдвинута на собрании декабристов, происходившем у Рылеева.
Вокруг
«Полярной звезды»
«Полярная звезда» отличалась строгостью отбора материала. Каждое произведение так или иначе «работало» на декабристов, даже если оно принадлежало перу писателей недекабристского круга. Издатели альманаха выработали строгие принципы составления книжек. Роль передовой отводилась литературно-критическим обзорам А.А.Бестужева.
Основа обозрений Бестужева - краткие, но выразительные характеристики этапов истории русской литературы, общественно-политических условий ее развития, оценки творчества писателей и их важнейших произведений. Буквально в нескольких словах Бестужев умел показать отличительные особенности творчества писателя.
Рассматривая литературные явления с декабристских позиций, Бестужев неизменно пропагандирует творчество тех литераторов, произведения которых созвучны декабристским идеям.
«Гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов, - писал о характере современной литературы А.А.Бестужев, - и пробуждает праздное внимание читателей… и под политической печатью словесность кружится в обществе». Уделяя огромное внимание произведениям на исторические темы, переносясь в эпохи борьбы за свободу, декабристы заявляли, что цель этих исторических произведений «обнаруживается в приноровлении, которое может сделать сам читатель».
Определяя направленность творчества Рылеева, А.А.Бестужев писал, что его цель - «возбуждать доблести сограждан подвигами предков».
Особенно
явственно «политической
Такие речи-монологи были почти всегда важнейшей составной частью рылеевских дум. Вот монолог Рогнеды из одноименной думы, напечатанной в «Полярной звезде»:
Впервые днесь ропщу... Увы!
Почто губителя отчизны
Сразить не допустили вы
И совершить достойной тризны!
С какою б жадностию я
На брызжущую кровь глядела,
С каким восторгом бы тебя,
Тиран, угасшего узрела.
Обширную речь героя вводит А.А.Бестужев-Марлинский в свою повесть «Роман и Ольга», повествующую о борьбе вольного Новгорода за свою независимость от московского князя:
«Вольные местичи вольного Новагорода!.. Вам предлагают купить мир - временною уступкою прав своих и вечным стыдом родины. Граждане! разве не испытали вы, что уступки становятся чужим правом? разве серебряным лезвием отразили предки булат Андрея Боголюбского? - Наш колокол не дает спать в Кремле Василию: заснем ли мы под грозою?., или нет в Новегороде сердец новогородских, или не стало мечей, или мы разучились владеть ими?»
О каких бы событиях истории ни шла речь в произведениях декабристов, под прозрачной маской историзма читатель угадывал, что это - обращение к сегодняшнему дню, что устами исторических героев говорят с читателем декабристы, проповедуя свои идеи. Призыв к восстанию, к решительной борьбе с угнетением и несправедливостью - вот пафос творчества декабристов-литераторов и публицистов.
К «Полярной звезде» в 1824 году присоединилась «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского. Этот альманах издавался в Москве четыре раза в год объемистыми книжками большого формата. Уже внешний вид альманаха и его периодичность говорили о журнальном характере «Мнемозины».
Здесь печатались произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, П.А.Вяземского. Грибоедов опубликовал в «Мнемозине» своего «Давида», в котором воспевается победа над Голиафом - победа свободы. Борьбе двух братьев - республиканца и тирана - посвящен отрывок из трагедии Кюхельбекера «Аргивяне». Кюхельбекер в «Мнемозине» активно поддержал критику дворянского общества, раздавшуюся со страниц «Полярной звезды». Дополняя характеристики, данные Бестужевым, Кюхельбекер в своем фельетоне «Земля безглавцев» создал сатирическую картину дворянского общества. Характеризуя жителей фантастической страны Акефалии (Земли безглавцев), Кюхельбекер показывает, что «нормальное» воспитание там состоит в отпиливании головы и вытравливании сердца. Но люди, над которыми проделали эти «воспитательные операции», вовсе не теряют светских качеств. При таком воспитании сохраняется остроумие и красноречие, «быстрота и легкость в разговорах», - а что еще надо для светской беседы, в которой «они все твердят одно и то же». Важен для этого общества и еще один результат такого воспитания: «Избавившись от голов и сердец, акефалийцы получают ненасытную страсть к палочным ударам, которые составляют их текущую монету». Таков дворянин - акефалиец, безголовое остроумие которого сочетается с приверженностью к палочному правлению. Саркастический смех над светским обществом завершается в фельетоне резким обличением: «Безглавцы омерзели мне по своему нелепому притворству: они беспрестанно твердят о головах, которых не имеют, о доброте своих сердец, которыми гнушаются. Получающие самые жестокие побои, ищущие их везде, где только могут, утверждают, что их ненавидят».
Декабристы
создали литературу высокого гражданского
пафоса, в которой постоянно звучала
проповедь подвига во имя освобождения
отечества от рабства и угнетения. Их творчество
было публицистично, тенденциозно
в лучшем смысле слова.
Заключение
Публицистическая деятельность декабристов оборвалась выстрелами на Сенатской площади. Реакция торжествовала: «Первые два выстрела рассеяли безумцев с «Полярною звездою», Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами», - писал Н.М.Карамзин.
Мечта
декабристов не сбылась, но я считаю, что
их деятельность составляет важный период
истории русской передовой публицистики.
Продолжая традиции журналистов — просветителей
XVIII века, наследуя публицистическую направленность
произведений Радищева, декабристы внесли
свой заметный вклад в сокровищницу публицистического
мастерства. Прав был Кюхельбекер, утверждая,
что декабристы научились «облекать полемику
в остроумную одежду разговоров». На мой
взгляд, работы, с которыми я познакомилась,
- это достойный пример для подражания
многим современным публицистам. Мне,
как будущему журналисту, есть чему поучиться,
ведь публицистика декабристов – это
классика.
Список используемой литературы