Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2017 в 17:06, реферат
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821году.Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежили жить за счет рабского труда крестьян.
Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821году.Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежили жить за счет рабского труда крестьян.
Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.
Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870)
Творчество Николая Алексеевича Некрасова в области поэзии для детей — новый этап в ее развитии. Произведениям Некрасова, адресованным детям, свойственны те же идеи, мотивы и образы, что и всей его поэзии.
Главная отличительная особенность поэзии Некрасова — демократизм. Подлинный демократизм выразился в обращении поэта к новым читателям из народа и в приверженности к новым героям — крестьянским детям. В большей части адресованных юным читателям произведений Некрасова воссозданы образы ребят из крестьянской среды.
«Тема детства неотделима у Некрасова от темы России и русского народа. Вспоминает ли поэт свое детство («На Волге»), задумывается ли над судьбой крестьянского мальчика («Школьник») — все это пронизывает «мысль народная» ...»
Крестьянские дети для Некрасова — это будущее России:
Не бездарна та природа, Столько добрых, благородных,
Не погиб еще тот край, Сильных любящей душой
Что выводит из народа Посреди тупых, холодных
Столько славных то и знай, — И напыщенных собой!
Публикуя в «Современнике» «Железную дорогу» (1864), одно из самых значительных своих произведений о народе, Некрасов в подзаголовке указывает: «(Посвящается детям)». «Умному Ване» адресует поэт рассказ о тяжести и подвиге народного труда и призывает с надеждой:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных, детям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских окраин. «Вы зачем тут, несчастные дети?» — восклицает поэт, описав страшную в своей беспросветности картину городской жизни бедняков и их детей. Так, в стихотворении «Плач детей» колесо фабричной машины становится символом беспощадного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детства и, кажется, забыты даже Богом («бесполезно...молиться»). В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать».
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании — идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя («Саша», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка»).
Непосредственно детям адресовано два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 году опубликованы в «Отечественных записках» «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», в 1870—1873 годы вышли «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи» и «Накануне Светлого праздника».
Одно из самых известных и любимых детьми некрасовских стихотворений — «Дедушка Мазай и зайцы»(1870). В нем поэтично показывается многообразие жизни природы, активная включенность в нее человека. У современного читателя это произведение вызывает множество ассоциаций, рождает мысли о гуманном отношении ко всему живому, об ответственности человека за происходящее рядом, о доброте и сердечности.
Стихотворение сюжетно выстроено в духе охотничьих рассказов: сначала автор представляет читателю главного героя — своего спутника Мазая, а затем идет сам рассказ старого охотника. Мазай, каким его характеризует автор, — фигура колоритная:
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука.
(Видимо, внук —
приемыш этого доброго старика.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
В лесу он не только охотится, собирает грибы, бруснику, малину; поэтичного старика радует нежная песенка пеночки, уханье удода, красота и изящество сыча («рожки точены, рисованы очи»).
Еще большей симпатией проникается читатель к дедушке Мазаю, услышав его историю. История спасения бедных зайчишек в половодье удивительна и трогательна. Попавшие в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой он не может. И он вытаскивает их из воды, подбирая с уцелевших островков, пеньков, кочек, цепляет багром бревно с десятком «косых». Самых слабых и больных он даже берет домой, где они «высохли, выспались, плотно наелись».
Добрый старик разговаривает со спасенными зверьками, подбадривая их: «Не спорьте со мною! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Речь его то шутлива, то грубовато-ласкова, а на прощание он напутствует убегающих зайцев:
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур — зимой
Не попадайся!
Прицелюсь — бух! И ляжешь... Ууу-х!..
Мысль об ответственности человека за беззащатные, слабые существа, живущие рядом, звучит и в стихотворении-притче «Пчелы» (1867). В половодье разлившаяся не в меру вода затруднила пчелам возвращение в улей. «Тонут работницы, тонут сердечные!» Загоревавшим крестьянам случайный прохожий подсказал, как помочь труженицам-пчелам: «Вы бы им до суши вехи поставили». Пчелки быстро оценили «сноровку мудреную: «Так и валят, и валят отдыхать!»
Пришел срок — пчелы отплатили людям за добро. Медом с караваем угощает крестьянин сынишку и велит благодарить прохожего за добрый совет.
Стихотворения Некрасова для детей дидактичны, наставительны. Это осознанный художественный прием, связанный и с опытом народной педагогики, и с общественно-эстетической позицией поэта. Учительное, просветительное начало отчетливо звучит в стихотворении «Дядюшка Яков»(1867). В нем Некрасов с симпатией поведал о коробейнике-книгоноше. Поэт интересовался трудом офеней, одно время через них распространял в народе свои «красные книжки» (изданные в красной обложке), где были помещены поэма «Коробейники», «Школьник» и другие стихотворения.
На селе появление разносчика-офени — большое событие, настоящий праздник. Так и рисует Некрасов бойкую торговлю дядюшки Якова, его призывные выкрики: «По грушу! По грушу! Купи, сменяй». Среди «товара всякого» поэта особенно привлекают книжки:
Мальчик-сударик! Букварь не пряник,
Купи букварик! А почитай-ка,
Отцы почтенны! Язык прикусишь...
Книжки неценны; Букварь не сайка,
По гривне штука — А как раскусишь,
Деткам наука!.. Слаще ореха.
Сердобольный дядюшка Яков дарит букварь Феклуше-сиротке и наставляет: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» Мысль эта очень важна для Некрасова. Он проводит ее и в стихотворении «Школьник» (1856).
Совсем в ином духе написано стихотворение «Генерал Топтыгин» (1867), в основу которого положен забавный анекдотический рассказ о происшествии с медведем. Этот бродячий артист, испугав ямщицких лошадей, мчится по дороге, пугая и веселя честной народ:
Быстро, бешено неслась
Тройка — и не диво:
На ухабе всякий раз
Зверь рычал ретиво;
Только стон кругом стоял:
«Очищай дорогу!
Сам Топтыгин-генерал,
Едет на берлогу!»
Стихотворение вызывает интерес детей живостью и занимательностью рассказа, сочностью, колоритом народной речи.
«Крестьянские дети» (1861). Это небольшое поэтическое произведение — лучшее из написанного Некрасовым о детях, настоящий гимн деревенскому детству. По жанру «Крестьянские дети» — маленькая лиро-эпическая поэма, предмет которой — чувства автора, его воспоминания о своем детстве. Живая и многоголосая галерея образов крестьянских детей создана Некрасовым в «Крестьянских детях». По силе художественного изображения маленьких героев это произведение является непревзойденным в русской классической поэзии XIX века.
Вот мелькнула из щели сарая, куда забрел после охоты усталый поэт, вереница детских «внимательных глаз». И он увидел в них «столько покоя, свободы и ласки», «столько святой доброты». Влюбленный в родную природу, Некрасов сравнивает детей «с стаей воробьев», а глаза ребятишек — с многоцветьем поля («Все серые, карие, синие глазки — смешались, как в поле цветы»).
Дети изображены в произведении в играх, забавах, в повседневных житейских заботах и делах. «В результате получается необычно яркая, живая, поражающая своей правдой, поистине классическая картина жизни и быта деревенской детворы, картина, которую превосходно знает всякий советский школьник», — пишет о «Крестьянских детях» известный исследователь творчества Некрасова В. Евгеньев-Максимов.
В поэме «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям.
Чу! Шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки --
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Временами автор рисует идиллическую картину деревенской жизни. Это во многом автобиографическое произведение. Некрасов, вспоминая собственное детство, связанное с крестьянской детворой, став взрослым, немного приукрашивает.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Но потом Николай Алексеевич как бы спохватывается, описывая и ранние заботы крестьянских детей:
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
И звучит почти торжественно эпизод, ставший хрестоматийным в нашей литературе о «мужичке с ноготок». В стихотворении «Школьник» поэту приятно, что крестьянским детям открыт путь к учению, но все ли могут воспользоваться им, понимают ли крестьяне пользу учебы?! Нет, они заняты изнуряющим тяжелым трудом, отсюда и отношение к наукам в основной массе крестьян достаточно «прохладное».Первоначально поэт определял свое произведение как «детская комедия», но затем отказался, усилив лирическое, отчасти даже идиллическое его звучание. Оно представляет собой наплыв, цепь сменяющих друг друга картин, сцен, эпизодов деревенской детской жизни, соединенных задушевными размышлениями лирического героя.
Сюжетно стихотворение обрамлено рассказом поэта о жизни в деревне, охоте и неожиданной встрече с крестьянскими ребятишками. Фоном служит чудная природа как воплощение земной гармонии:
...в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летая, Кричат молодые грачи.
Картины и летней и зимней природы возникают еще не раз, органично вплетаясь в повествование. На фоне солнечного радостного пейзажа возникает
... шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
Только глаза да детские голоса — так изображает Некрасов своих героев, а читатель может представить, почувствовать индивидуальность, характер почти всех персонажей: один наблюдателен, другой недоверчив, третий, Гриша, осторожен, четвертый смел («Постоим еще, Гриша»)... Дети с любопытством рассматривают барина, комментируют его экипировку, поведение:
И видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...
Подлинный восторг «милых плутов» вызывает маленькое представление, устроенное для них Фингалкой, охотничьим псом (отголосок «детской комедии»).
Центральная часть — воспоминания лирического героя о своем детстве, проведенном среди деревенских приятелей, в грибных набегах, играх, в общении с людьми «рабочего звания», что сновали без числа по большой дороге. Некрасов с восхищением, нежностью, откровенным любованием рисует образы крестьянских детишек: девочку, что ловит лукошком лошадку, резвого постреленка Ванюшу, обстоятельного Власа.