Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 08:06, доклад
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впе¬рвыев салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушите¬ля как общественногоспокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостинойотличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост иликоричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуютпоклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сынекатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Ончерез короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов.
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервыев салоне Анны Павловны Шерер в качестве явного нарушителя как общественногоспокойствия, так и плавного течения вечера вообще. Его от всех в гостинойотличает умный, наблюдательный взгляд. Именно он, а не огромный рост иликоричневый фрак, внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуютпоклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии. Он незаконный сынекатерининского вельможи, графа Безухова, и позже его законный наследник. Ончерез короткое время становится обладателем тысяч душ и миллионов. И теперь онжеланный гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всякихсомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым завидным женихомРоссии и выдает за него замуж глупое и развращенное существо, блистательнуюпетербургскую красавицу Элен Курагину.
И делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему необходимосоздать своему любимцу такие условия, внутри которых жизнь становитсяневозможна. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления вПетербурге около 21 года. Он рассеян, толст и неуклюж.В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь хаотична и неразумна.Однако она имеет главное и. следовательно, существенное содержание.
Таковым является очень напряженная внутренняя духовная деятельность.
Пьер как бы символизирует постоянное становление и совершенствование.
Везде и всюду он другой. Поиски приводят Пьера в масонскуюложу. На какое-то время он обретает иллюзию душевного успокоения. Однакоздесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или иной деятельности, егопостигает разочарование.
Пьер Безухов бесконечно добр. Его доброта —нравственная константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала,связанного с неудачным похищением ее Курагиным, и размолвки с князем Андреем онединственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добр и уже поэтому заслуживаетбыть счастливым.
Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава емунеобходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика. Он еще способен кразрушительным и непредсказуемым поступкам. Он хочет убить Наполеона. Но,кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суетыон обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить.Платон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойнойжизни. У него Пьер Безухов воспринял способность подчиняться естественномутечению событий, способность молиться и быть услышанным.
Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеяннымчеловеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. Она приобрела некуюдвойственность, внерелигиозную значимость. И это неожиданным образом меняетжизнь и социальную значимость.
В столице странным образом то ли от модного недуга, то ли отмодного лечения, как в мыльной опере, за кулисами умирает графиня ЭленБезухова.
Пьер счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер — видный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташаискренне и очень сильно любят друг друга. Но про что они думают, оставшисьвдвоем?
“Ты знаешь, о чем я думаю? — сказалаона. — О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебятеперь?”
И мы понимаем, что период становления и исканий закончился.Наступило время истинной духовной зрелости.
Что произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Дляэтого и был написан в романе столь счастливый эпилог. Однако нравственныйаспект позволяет судить об эволюции образа Пьера в последующем творчествеТолстого: от Безухова к Левину в “Анне Карениной” и далее к Дмитрию Нехлюдовуиз “Воскресения”.