Образ матери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2009 в 19:25, Не определен

Описание работы

Рассматриается образ матери в романе Улицкой "Медея и её дети"

Файлы: 1 файл

k.r._Medeq.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

      Еще одно семейное правило касается отношения  к властям. Оно вполне осознается: "… в нашей семье есть одна хорошая традиция - держаться подальше от властей", - говорит Ника. Может, это правило возникло из опыта жизни во время революции и гражданской войны: с ранней юности Медея привыкла относиться к политическим переменам, как к смене погоды - "с готовностью все перетерпеть, зимой мерзнуть, летом потеть…", а может эта традиция долго хранилась в наследственной семейной шкатулке, а гражданская война просто дала новые примеры того, как опасно нарушать это правило. Избегать внимания властей можно, используя особенности собственного характера, как это произошло с Сандрочкой, сестрой Медеи: "ее гражданская неполноценность была установлена, и ее неискоренимое легкомыслие стало диагнозом, освобождающим ее от участия в великом деле построения... чего именно, Сандрочка не удосужилась вникать" [21: 78]. К властям не принято испытывать сильные чувства любви и ненависти, в крайнем случае, отношение к ним определяется семейной историей. Это для других Сталин - великий вождь или великий злодей. Для Медеи за ним числится давний семейный вполне житейский счет. "Задолго до революции, в Батуме, он сбил с толку тетушкиного мужа Ираклия, и тот попал в неприятнейшую историю, связанную с ограблением банка, из которой вытянула его родня, собравши большие деньги…" [21:78]

      Итак, семья Медеи - традиционная семья в том смысле, что в ней сохраняются семейные традиции и правила, модели поведения. Эта семья в каком-то смысле асоциальна, она не меняется от того, в каком социуме она живет, поведенческие модели в ней определяются ее внутренними законами. Она не отдает государству роль по обеспечению своей безопасности, эти функции остаются в семье, поэтому в ней должны встречаться такие монументальные фигуры, как Медея. Женщины этой семьи ощущают в себе родство с древнегреческими царицами. Медея - царственная, жреческая материнская фигура, она не отдала свое достоинство социуму, "иная над ней власть", - говорит про нее Георгий.

      Если  же женщина этой семьи ищет партнера, то ее поведение также не регламентируется никакими правилами социума (когда царица ищет любви никакие внешние законы на нее не распространяются). В этом смысле две основные женские роли Семьи взаимодополняют друг друга. "Легкомысленные женщины" знают, что их дети найдут признание в семье, независимо от того рождены они в браке или нет; чтобы не случилось, их детей вырастят. Из истории семьи известно, что при необходимости эти роли могут переходить одна в другую. Так семья вбирает в себя новые соки, новую кровь и при этом сохраняет свою идентичность.

      В романе, в силу его специфики, большее  внимание уделяется женщинам, но мы знаем, что мужчины этой семьи  также являются значимыми фигурами, носителями семейных качеств и традиций, способными передавать их следующим  поколениям. Так, наследником Медеи становится ее племянник Георгий. Он обладает сходным с ней нравственным устройством, семейным чувством и достаточной тонкостью организации. Получивший свое имя в честь деда он, когда приходит время и это становится необходимым для Семьи, возвращается жить на родину предков, как Одиссей на Итаку. Георгий строит свой Дом, наследник Дома Медеи, который в свою очередь был наследником Дома прадеда, старого Харлампия. Он принимает на себя жреческую, антично-царственную роль Медеи в семье, традиции не прерываются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 
 

      1. Творчество Л. Улицкой представляет  собой целостную систему, которая выстраивается на  стыке реализма и постмодернизма. В ее произведениях сильна классическая повествовательная традиция (традиция реализма), «вбирающая» приемы, характерные для постмодернистской эстетики (интертекстуальность, гротеск, ирония). 

      2. Механизм внедрения мифологической традиции в произведения Л.Улицкой представляет собой использование мифа как алгоритма повествования,  что  создает эффект диалога мифа с реальностью. В романе «Медея и ее дети» мифологизм Улицкой становится инструментом структурирования повествования, проявляющим себя и как особое мироощущение, и как художественный прием. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» – явление «новой прозы». Автором  создается «синтетическое» жанровое образование, вбирающее в себя признаки жанров  семейной хроники,  семейной саги, жития, притчи.

      3. Медея выполняет в произведении  функцию, традиционно отводимую  в культуре женщине - быть олицетворением  родовой традиции, воплощая в себе самые высокие моральные качества, способствовать сохранению нравственных устоев общества, его культурных ценностей.

      4. Семейный роман Л. Улицкой “Медея  и ее дети” отражает национальное  и общечеловеческое в подходах  к семейной теме, что, прежде всего, заключено во внутренних монологах центральной героини. В центре повествования всегда остается, прямо или косвенно, самая главная и волнующая человека проблема, проблема семьи – ее наличие или отсутствие, “качество” семейной жизни, любовные, бытовые, психологические, этические и другие проблемы, связанные с семьей.

      4. Проза Л. Улицкой как целостная  художественная система восходит к  историческим, философским, литературным, мифологическим, библейским  истокам. Рассказы, повести и романы  Улицкой связаны с произведениями различных видов искусства – изобразительного и музыкального.  «Интермедиальность» является устойчивой  особенностью поэтики ее прозы.

 

Литература

  1. Боуэн М. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / М. Боуэн. - М.: "Когито-Центр",2005
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001.
  3. Вежбицка А. Язык. Познание, Культура / А.Вежбицка.- М., 1996.
  4. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия / А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – М.: Изд-во Интрепрессервис, Книжный дом, 2001
  5. Дорошевич А. Миф в литературе XX века / А. Дорошевич // Вопросы литературы. – 1970. - № 2. – С. 122-141.
  6. Дружников Ю. Русские мифы / Ю. Дружников. – СПб. : Пушкинский фонд, 1999. – 350 с.
  7. Егорова Н.А. Жизнь или «веселые похороны»? : (Л. Улицкая о русской культуре в современном западном мире) / Н.А. Егорова // Восток - Запад: пространство русской литературы. - Волгоград, 2005. - С. 109-116.
  8. Казарина Т. Бедные родственники : [о прозе Л. Улицкой] / Т. Казарина // Преображение. - 1996. - № 4. - C. 169-171.
  9. Каневская М. История и миф в постмодернистском русском романе / М. Каневская // Изв. Акад. наук, Сер. лит. и яз. - М., 2000. – Т. 59. - № 2. – С. 37-47.
  10. Капути Дж. Психологический активизм: мифотворчество феминизма / Дж. Капути // Женщины в легендах и мифах. - М., 1998. С. 548
  11. Лотман Ю.М. Литература и мифы / Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира: в 2 т. – М., 1988. – С. 58-65. 
    Медея//Энциклопедия литературных героев. - М. 1998, С.265
  12. Мела Э. «Сонечка» Л. Улицкой с гендерной точки зрения: новое под солнцем? / Э. Мела // Преображение. 1998. № 6. С. 101–107.
  13. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе / Е.М. Мелетинский. - М., 2000. С. 24.
  14. Мотылева Т. Л. О мировом значении Л. Н. Толстого / Т.Л. Мотылева. - М., 1957
  15. Марков В. Миф. Символ. Метафора. Модальная онтология / В. Марков. - Рига, 1994. С. 39.
  16. Попова З.Д. Язык и национальная картина мира / З.Д.Попова, И.А.Стернин.- Воронеж, 2003.
  17. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - Л., 1948. С. 243.
  18. Прохорова Т.Г. Особенности проявления мифологического сознания в художественной структуре романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» / Т.Г. Прохорова // Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра: сб. науч. тр. - Саратов, 2001. - С. 288-292.
  19. Русский роман ХХ века : духовный мир и поэтика жанра : сб. науч. тр. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  20. Савкина И. Говори, Мария! (Заметки о современной русской женской прозе) // Преображение. 1996. № 4. С. 62–67.
  21. Салмина Л.М. Коммуникация. Язык. Мышление / Л.М.Салмина.- Казань, 2001.
  22. Улицкая Л. Медея и ее дети. М.: Вагриус, 1996.
  23. Чистякова О.Н. Концепт СЕМЬЯ в повести Л.Улицкой «Медея и ее дети» / О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.– C.278-279
  24. Шеглова Е.П. О спокойном достоинстве - и не только о нем : Людмила Улицкая и ее мир / Е.П. Щеглова // Нева. – 2003. – № 7. – С. 183-189.

Информация о работе Образ матери