Метафоризация терминов как одно из характерных средств СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение функционирования метафоризация терминов как одного из инструментов мышления, а также способов коммуникации и их прагматических свойств в публицистическом дискурсе при помощи сопоставления нескольких газет.
Реализация данной цели предполагает решение ряда конкретных задач:
-проанализировать роль метафоры-термины в публицистике;
-выявить особенности функционирования метафоры-термина в прессе;
-определить лексико-семантическое значение метафорических терминов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-5

ГЛАВА I. МЕТАФОРА-ТЕРМИН И ЕЕ ПОНЯТИЕ
1.1. Метафорическая система в публицистическом стиле……………...5-12
1.2. Природа метафоры и ее использование в современной прессе…12-20

ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ МЕТАФОРЫ-ТЕРМИНА В СМИ
2.1. Метафора в публицистическом стиле. Исследования и работы на эту тему…………………………………………………………………………...20-23
2.2. Роль термины-метафоры в СМИ………………………………….23-24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24-25

БИБЛИОГРАФИЯ…………………..…………………………………………25

Файлы: 1 файл

МЕТОФОРИЗАЦИЯ ТЕРМИНОВ В СМИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, метафора помогает выдвигать гипотезы, которые  затем верифицируются в ходе практической деятельности. Следовательно, метафора является не только феноменом языка, но также и ментальным процессом, осуществляющимся в сознании индивида, целью которого является познание окружающего мира.

Первым, кто противопоставил поэтической  метафоре языковую, был Ш. Балли, который  показал всеобщую метафоричность языка. Сейчас никем не оспаривается существование двух типов метафор -- художественной и языковой. Применительно к метафоре как категории поэтики, как принадлежности художественной литературы (как поэзии, так и прозы) в отечественной лингвистике применяются термины: метафора художественная, поэтическая, тропеическая, индивидуальная, индивидуально-авторская, творческая, речевая, окказиональная, метафора стиля.

В то же время В.Г. Гак, говоря о метафоре в языке, отмечает ее универсальность, проявляющуюся в "пространстве и во времени, в структуре языка и функционировании. Она присуща всем языкам во все эпохи, она охватывает разные аспекты языка и обнаруживается во всех его функциональных разновидностях. В целом ключевые метафоры культуры, усваиваемые в процессе развития и социализации, создают определенный ментальный "каркас", или образ мира, который определяет для субъекта способ восприятия окружающей действительности и мышления вообще. Итак, суть метафоры состоит в видении одного объекта через другой.

Метафорическое отношение создается  между концептуальной областью сферы-источника  и отображением окружающего мира в сфере-цели. В дискурсе метафора может выполнять целый ряд  функций.

Экспрессивная функция метафоры, суть которой состоит в украшении  речи и создании образности, чаще всего реализуется в поэтических и художественных текстах, относящихся к бытийному дискурсу, в котором предпринимается попытка раскрытия внутреннего мира человека во всем его богатстве.

Номинативная функция, помогающая давать наименования предметам и явлениям, может реализовываться в различных типа дискурса, к числу которых относятся бытовой, научный и др. Функцией бытового дискурса является решение обиходных проблем и поддержание общения, а функцией научного дискурса - вывод нового знания о предмете, явлении, его свойствах и качествах.

Когда метафора, имеющая своим источником конкретное имя, используется в комбинации с предметом или классом предметов, она выступает средством создания образности и смысловых нюансов. Подобные ситуации также представляют собой реализацию номинативной функции метафоры, оставляя адресату возможность творческой интерпретации.

Когнитивная функция метафоры реализуется  преимущественно в научном дискурсе и ее суть заключается в обогащении запаса знаний через соотнесение различных понятий и обнаружение сходств между внешне непохожими феноменами окружающего мира.

Таким образом, метафора является эффективным  средством создания и модификации  образов благодаря своей способности  создавать ассоциативные связи  между предметами и явлениями, относящимися к различным областям человеческого опыта. Актуализация в сознании новых связей, также как и модификация уже существующих, могут оказывать влияние на способы концептуализации и категоризации мира индивидом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Природа  метафоры и ее использование  в современной прессе

 

Традиционно метафора рассматривается как один из видов риторических фигур, или тропов, описанных еще в античных риториках. Тропы используются для «украшения» речи, для придания ей большей выразительности, что в равной степени необходимо и в художественном тексте, и в публичном выступлении. Поэтому рассмотрение метафоры в качестве специфического изобразительно-выразительного средства мы можем найти как в пособиях по теории литературы, так и в учебниках по риторике. Конечно, принципы рассмотрения будут несколько различаться – в поэтике метафора интересна прежде всего как средство создания художественного образа, как выражение индивидуально-авторского мировидения, стиля писателя, поэтому чем более яркой, неожиданной, «свежей» будет метафора, тем выше ее художественная ценность. Этот аспект использования метафоры рассматривается в литературоведческих работах, посвященных использованию различных метафорических образов в творчестве того или иного писателя, на это указывают и теоретики литературы. В частности, Б. Н. Томашевский в 20-е годы ХХ века, разъясняя сущность метафоры, отмечал ее использование прежде всего в художественных текстах: «Метафора представляет собой как бы сокращенное сравнение. Однако имеется большое различие между метафорой и сравнением. В сравнении назван и самый предмет, и основание сравнения. В метафоре ничего этого нет. Требуется, чтобы читатель сам догадался, о чем идет речь и почему привычное слово замещено другим, в необычном значении. Таким образом, метафора требует большей работы мысли и воображения». Назовем это свойство метафоры эстетико-креативным.

  В риторике важнее не столько новизна или яркость метафоры, сколько ее уместность, ясность, доходчивость, то есть эффективность, которая и определяет степень воздействия на аудиторию. Метафора в этом случае рассматривается как средство повышения действенности речи.

Однако если метафора будет слишком  сложной, непонятной для аудитории, то и смысл речи не будет понятен, отсюда общее требование в риторике не увлекаться чрезмерным использованием метафор. Таким образом, метафора предстает как нечто дополнительное, декоративное, чем можно легко пожертвовать, если под угрозой основные коммуникативные качества речи.  Тем не менее, именно исследователи метафоры в риторическом аспекте обратили внимание на целый ряд ее свойств, выделяющих метафору из ряда более чем двухсот иных риторических фигур.  Это свойство метафоры – возможность в конкретных образах воплощать и пояснять абстрактные понятия – отмечалось авторами классических трудов по риторике. Таким образом, «ассоциации, возникающие в процессе формирования метафоры, дают основание, усматривая сходство или смежность между гетерогенными сущностями, устанавливать их аналогию, и прежде всего между элементами физически  воспринимаемой действительности  и  невидимым  миром идей и страстей,  а также различного рода абстрактными понятиями, создаваемыми разумом в процессе «восхождения» от умозрительного, абстрактного представления о действительности к конкретному ее постижению. Наиболее характерный для метафоры параметр – ее антропометричность: сам выбор того или иного основания для  метафоры  связан  со способностью человека соизмерять все новое для него по своему образу и подобию или же по пространственно-воспринимаемым объектам. Это уравнивает конкретное и абстрактное».

Способность метафоры «соотносить» абстрактное и конкретное широко используется в дидактике, и этот принцип настолько универсален, что применяется в самых различных ситуациях и представляется абсолютно естественным и логичным. Действительно, с помощью метафоры, особенно объемной, развернутой, можно быстро и доступно объяснить суть любого понятия, каким бы сложным или абстрактным оно ни было. Такой вид метафоры, называемой «дидактической», в настоящее время широко используется в учебной литературе. 

  Метафора как нельзя лучше подходит для выявления новых черт уже известного путем уподобления одного явления другому, путем выявления некоего подобия, которое и способствует взаимному раскрытию сущности явлений. Изъясняя природу и значение сложных отвлеченных категорий при помощи сравнения их с вполне конкретными, зримыми и понятными, педагог быстрее добивается поставленной задачи, когда использует заложенный в метафорическом переносе дидактический потенциал. «Суть метафоры заключается в понимании и переживании сущности одного вида в терминах сущности другого вида» , это и объясняет высокую дидактическую ценность метафоры, поскольку таким образом можно всегда найти некий общий критерий, позволяющий уравнять уже известное и новую информацию, которую и предстоит разъяснить.

   Метафорический перенос широко применяется не только в целях объяснения уже полученного знания, но и для формирования нового. Творчество, формирование нового знания, поиск и установления подобия, нередко ассоциативного – метафоры в этом случае получают самое широкое распространение, поскольку «ассоциации, возникающие в процессе формирования метафоры, дают основание, усматривая сходство или смежность между гетерогенными сущностями, устанавливать их аналогию, и прежде всего между элементами физически воспринимаемой действительности и невидимым миром идей и страстей, а также различного рода абстрактными понятиями, создаваемыми разумом в процессе «восхождения» от умозрительного,   абстрактного представления о действительности к конкретному ее постижению» .

Наконец, еще одной особенностью метафоры, помимо формирования вторичных номинаций и дидактического воздействия, является способность отражать наиболее актуальные процессы в обществе. В наибольшей степени сейчас это относится к тем метафорам, которые используются в языке средств массовой информации, а именно в этом случае проявляются такие черты метафорического переноса, как эмоциональность, экспрессивность, оценочность. «Из всех тропов метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых различных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет, метафора способна вскрыть, обнажить его внутреннюю природу; нередко метафора как своего рода микромодель является выражением индивидуально-авторского видения мира». Н. Д. Бессарабова в «Предисловии к словарю метафорического фонда» указывает, что «такие понятия, как история, политика, экстремизм, такие жизненные реалии, как производство, займы, налоги, инфляция, ядерная энергия и др., являются универсальными, и метафоры, их определяющие, не имеют границ. Вместе с тем метафора – это обоюдоострое, сильно действующее средство, обращенное к эмоциям. С ее помощью можно сотворить «образ врага» как из капитализма-империализма, так и из нашего послереволюционного прошлого». Действительно, такие метафоры, как паралич власти, оковы созданных мифов, политическая кухня, вирус экстремизма, галоп инфляции и пр., в 60–70-е годы применялись только для описания действительности зарубежных (капиталистических) стран. В настоящее время таких ограничений нет. Более того, такие выражения, как «правовой беспредел», «политический вес», «бюджет пошел на поправку», «депутаты похоронили программы развития малого бизнеса» постоянно встречаются в публицистических текстах о реалиях нашей страны. В такого рода примерах устанавливаются аналогии, часто неожиданные, уподобляющие экономику и политику, например, зоологии, ботанике, медицине, театральным спектаклям или спортивным соревнованиям, известным литературным произведениям, семейно-бытовым отношениям и пр.         

Метафоры современных  средств массовой информации в полной мере отражают также актуальные процессы воздействия жаргонов, просторечий, заимствованной и профессиональной лексики. В условиях острой политической и идеологической борьбы, когда задачей полемики является не столько доказательство собственной правоты, сколько стремление убедить в своей правоте других, а именно широкие массы читателей и слушателей, публицисты широко используют яркие  метафоры, которые позволяют одновременно и назвать явление, событие, деятеля, и дать ему оценку. Таким образом, в метафоре реализуются одновременно и информирующая, и воздействующая функция средств массовой информации, реализация и соотношение которых во многом и определяют специфику публицистических текстов. Например, «типичными для оппозиционной прессы являются образные осмысления “группа политических деятелей” – “насекомое”: тараканы, саранча, трупные черви (о демократах); “политический деятель” – «животное, птица»: хищники, псы, собаки, свинья, ястребы, планктон (о демократах). Приведенные примеры политических метафор относятся к числу частотных образов в текстах оппозиционных изданий».

Возможен и несколько иной принцип использования метафоры в современном публицистическом тексте. Этот принцип реализуется в условиях чрезвычайно актуального для современной публицистики (и культуры вообще) приема интертекстуальности, то есть использования при создании одного текста образов, приемов и выражений из других текстов. Тем самым создается некий «многоуровневый» текст, который требует от читателя определенных знаний и усилий, а чтение превращается в расшифровку, декодирование. Чем выше уровень подготовки читателя, тем больше информации он извлекает из такого текста. Хотя нередко такое «цитатное письмо» имеет иронический оттенок, тем самым осуществляется важный процесс – связь конкретного текста с памятью культуры. Метафорические по своей природе приемы уподобления одного другому – допустим, историко-политического события эпизоду из литературного  произведения – лежат в основании широко распространенного в современной публицистике принципа языковой игры, в частности, так называемой игры с реальным событием, особенности которой подробно описаны в монографии С. И. Сметаниной.

Таким образом, можно  сделать вывод, что метафоры, используемые в текстах современных средств массовой информации являются не столько приемами художественного отображения реальной действительности, сколько средствами создания определенной концептуальной системы, отражающей авторские интенции. Такая концептуальная система, будучи широко растиражированной, будет оказывать несомненное воздействие на мировосприятие и мировоззрение читателей. «Метафора языка современной массовой печати социальна, это скорее способ мышления, способ восприятия мира, а не только прием изображения. Такая метафора способна вскрыть общественно-политические и идеологические изменения в обществе и одновременно обнаружить их влияние на семантические процессы в лексике. Исследователи метафоры и метафоричности языка применительно к определенному периоду жизни общества неоднократно отмечали, что по характеру метафоры, ее смысловой и социальной направленности можно понять менталитет самого общества».

Информация о работе Метафоризация терминов как одно из характерных средств СМИ