Идейно –художественное своеобразие романа Бильярд в половине десятого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 12:03, реферат

Описание работы

Прогрессивные французские писатели, как Л. Арагон, Э. Триоле, П. Элюар, стали активными участниками; французского Сопротивления. Вместе с ними в движении Сопротивления принимали участие литераторы, далекие от коммунистаческой, социалистической идеологии,- Ф. Мориак, М. Дрюон,, Ж- П. Сартр, А. Камю. Во французской литературе, как и в ряде других зарубежных литератур, появляется новая тема - тема героической вооруженной борьбы народа: рабочих, крестьян, интеллигенции, всех людей доброй воли, против общего врага - фашизма. Появляется и новый герой - человек, осознавший свой долг, понявший, что его место в едином антифашистском строю, на стороне сил прогресса и демократии.

Содержание работы

1Введение………………………………………………………………………...с3

2 Жизнь и Творчество Г.Белля………………………………………………….с4

3 Типы персонажей и система образов в романах Генриха Белля……………………………………………………………………………………………………………….с16

4 Анализ романа «Бильярд в половине десятого»……………………………………………….……………………….с29

5 Заключение…………………………………………………….с36

Файлы: 1 файл

Реферат Бёлль.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)
    1. Тема Бунтарства в романе описана в образе  причастности к фашистскому движению «причастие буйвола», большинство окружения  Генриха Фемеля, прильнули к этим течениям, он оставался равнодушным, однако еще в юным дал обет не принимать их сторону. Сумасшедшая жена Фемеля, выражала ярое неприятие этого движения, за что и была изолирована, зам Фемель был с ней солидарен однако не имел мужества сказать этого вслух. А помощница Генриха напротив хотела сбежать от опостылевшей ей правильности и вежливости хозяина. «Она любила уличный шум и уличную грязь.  При  виде  улицы  в  ней

    поднималось чувство протеста, и она подумывала, не заявить  ли  Фемелю  об уходе, не поступить ли в какую-нибудь паршивую лавчонку на  заднем  дворе, где продают электрокабель, пряности  или  лук;  где  хозяин  в  засаленных брюках  с  болтающимися  подтяжками,  расстроенный  своими   просроченными векселями, того и гляди станет к тебе приставать, но его по  крайней  мере можно будет осадить; где надо бороться,  чтобы  тебе  позволили  просидеть часок в приемной у  зубного  врача;  где  по  случаю  помолвки  сослуживцы собирают  деньги   на   коврик   с   благочестивым   изречением   или   на душещипательный роман; где непристойные шуточки товарок  напоминают  тебе,

    что сама ты осталась чиста. То была жизнь, а не  безукоризненный  порядок, раз навсегда заведенный безукоризненно одетым  и  безукоризненно  вежливым хозяином,  вселявшим  в  нее  ужас;  за  его   вежливостью   чувствовалось презрение, презрение, выпадавшее на долю всех тех, с  кем  он  имел  дело.» 

    1. Тема  порядка: Фемель был как часы, как слаженный механизм, он делал все с немецкой дотошностью и педантичностью, он на протяжении многих лет делал одно и то же , обедал в одном и том же кафе, каждое утро играл в бильярд в отеле «Принц Генрих». Этот ход событий был неизменен, Генрих считал что так он сможет устроить свою жизнь нужным ему образом.

   « Фемель взял себе за правило приходить в контору не больше чем на час в день: он ставил свою  подпись  после  слов  "С  совершенным  почтением"  и

   подписывал  денежные переводы. Когда заказов  поступало столько, что с  ними нельзя было управиться за час,  он  их  не  принимал.  Для  таких  случаев существовал бланк, отпечатанный на ротаторе:  "Мы  весьма  польщены  Вашим заказом, однако из-за перегрузки вынуждены от  него  отказаться.  Подпись: Ф.".

      Просиживая напротив  патрона каждое  утро с половины девятого до половины десятого,  она  ни  разу  не  видела  его  за  отправлением   каких-нибудь естественных человеческих потребностей - не видела, чтобы он ел или пил, у него никогда не было насморка; краснея, она думала о  еще  более  интимных вещах. Правда, он курил, но  и  это  не  восполняло  пробела:  слишком  уж безупречно белой была его сигарета; утешали ее только  пепел  и  окурки  в пепельнице; этот мусор говорил хотя бы  о  том,  что  здесь  присутствовал человек, а не машина.»

    1. Тема Ответственности: По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла. И спустя время, Генрих усыновляет Гуго, он готов и считает что должен взять ответственность на себя за этого юношу, видимо для того, чтобы его жизнь не оканчивалась так же как жизнь самого Генриха.

1.4 Тема Доброты: Генрих добрый старик, он готов прийти на помощь, он очень отзывчив к своей помощнице. «Поймав ее на какой-нибудь ошибке,  он  ограничивался  пренебрежительным жестом и словами:

   - Хорошо, тогда переделайте  это, пожалуйста.

   Но такие случаи  бывали редко,  она  сама  находила  те  немногочисленные

ошибки, которые допускала.  И,  уж  конечно,  Фемель  никогда  не  забывал

сказать "пожалуйста". Стоило ей попросить, и он отпускал ее  на  несколько часов, а то и на несколько дней; когда умерла ее мать, он сказал:

   - Значит, закроем контору  дня на четыре... или на неделю.

   Но ей не нужна  была неделя, четырех  дней и то было  много, ей хватило  бы

и трех, даже три дня  в опустевшей квартире показались ей  чересчур  долгим сроком. На заупокойную мессу и на похороны он явился, разумеется, во  всем черном. Пришли его отец, сын и дочь, все с огромными венками, которые  они собственноручно возложили на могилу; Фемели прослушали литургию, и  старик отец, самый из них симпатичный, прошептал ей:

   - Семья Фемель знакома  со смертью, мы  с ней накоротке,  дитя мое.» 

2.Проблематика:

2.1 Проблема одиночества: По сути Генрих очень одинокий человек, к нему никто не приходит, кроме нескольких людей, даже на его восьмидесятилетие пришли люди пересчитать которых можно было по пальцам одной руки. «Почему мне пришлось так  долго  ждать,  до  самого  моего

восьмидесятилетия?.. Ну вот еще, чего вы так разволновались,  конечно  же, мне сегодня стукнуло восемьдесят... ах, так, значит,  не  вы  послали  мне цветы по поручению сына? Хорошо, спасибо, поговорим о моем рождении потом, ладно?  От  всего  сердца  приглашаю  вас  на  мой  сегодняшний  праздник, приходите вечером в кафе "Кроне?"...»

2.2 Проблема несбывшейся мечты: Генрих был несчастлив вопреки безукоризненному порядку жизни, он мечтал о большой семье и думал что если будет делать все правильно и размеренно то, все у него получиться. «Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, «пятью семь, шестью семь, семью семь»; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков… Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля.»

2.3 Проблема Гордыни: Генрих Фемель, хоть и добрый, но очень гордый, он не изменяет своим принципам, он не принял подарка от своего однокашника, который был «буйволом», он не желал никого видеть за исключением пяти человек.   «В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе «Кронер», отказывается принять подарок от фашиствующего Греца, владельца мясной лавки, и символически заносит нож над присланным из кафе юбилейным тортом в виде аббатства Святого Антония.»  Более того он выражает свое, далеко не лестное мнение об этом. «Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу «буйволов», что прошлое не забыто и не прощено.»

2.4 Проблема безысходности: Шестого сентября, в день своего восьмидесятилетия Генрих переосмысливает свою жизнь с самого начала, понимает свои ошибки, однако он уже не в силах чего-либо изменить, этот день становиться переломным моментом, подведением итога жизни, однако наступивший следующий день не предвещает ни чего нового. «Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора ,здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретенным сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора, начинается новый день, 7 сентября- Будьте добры, - спокойно начал он, -  передайте  госпоже  Кронер  мою искреннюю благодарность за внимание  и  скажите  ей,  что  важные  события принуждают меня, к сожалению, отказаться от завтраков в ее кафе...  важные события. С завтрашнего дня я больше не прихожу.    Старик подождал, пока кельнеры и девушки вышли, и крикнул:

   - А теперь приступим,  дети, дайте мне  большой нож и  тарелку.

   Он начал с того, что отрезал церковный  купол и положил  его на  тарелку,

а тарелку передал  Роберту.»

3. Идея

3.1 Идея романа прежде всего в том, что не всегда в жизни бывает так как планируем, вот и Генрих казалось бы избегая злодеяний ,размерив свою жизнь буквально по сантиметрам, оказался одиноким стариком, ежедневно обедающим в одном и том же кафе и играющим в бильярд.

3.2 Идея неизбежности , еще никто не отменял, Генрих пытался изолировать свою жену из-за ее антифашистских  речей, сам боясь признаться себе в том, что согласен с ней, однако она сделала то что желала, как бы он ее от этого не пытался удержать «Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. у которого «морда, как у буйвола», стреляет как в будущего убийцу своего внука.» Так в жизни Генриха наступило неизбежное 7 сентября.

3.3Идея Тяжесть привычек, стала невыносимо отяжелять Генриху и без того не совсем удавшуюся жизнь, Шестое сентября 1958 г. становится поворотным днем и для Генриха Фемеля, и для его сына, В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе «Кронер». Эта тяжесть гнетет ни только Генриха но и его близких, и когда у него случился единственный срыв каменного спокойствия помощница была удивлена и обрадована. «В то утро Фемель впервые был с ней невежлив, можно  сказать,  груб.  Он

позвонил  около половины двенадцатого, и  уже  самый  голос  его  предвещал

беду; к таким интонациям она не привыкла, и именно потому, что слова были,

как всегда, корректны, ее испугал тон: вся  вежливость  Фемеля  свелась  к

голой формуле, словно он предлагал  ей Н2О вместо воды.

   - Пожалуйста, - сказал  он, - достаньте   из  письменного   стола  красную

карточку, которую я дал  вам четыре года назад.

   Правой рукой она  выдвинула ящик своего письменного  стола,  отложила  в

сторону плитку шоколада, шерстяную  тряпку,  жидкость  для  чистки  меди  и

вытащила  красную карточку.

   - Пожалуйста, прочтите  вслух, что там  написано.

   Дрожащим голосом  она прочла:

   - "Я  всегда рад видеть  мать, отца, дочь, сына и  господина  Шреллу,  но

больше  я никого не принимаю".

   - Пожалуйста, повторите  последние слова.

   Она повторила:

   - "...но  больше я никого  не принимаю".

   Неужели на этот  раз он не сказал "пожалуйста"? Она  услышала  невнятное

бормотание, потом чей-то голос  прокричал "такси, такси", раздались  гудки;

повесив  трубку  и  подвинув  красную  карточку  на  середину  стола,  она

почувствовала  облегчение:  эта  его  грубость,  первая  за  четыре  года,

показалась  ей чуть ли не лаской.» 
 
 
 
 
 

4 Характеристика героев:

4.1 Генрих Фемель: Восьмидесятилетний старик, упрямый, скованный, привязанный к привычка, но в то же время добрый, но несчастливый человек, которому осталось лишь подводить итоги.

4.2 Жена Генриха Фемеля: содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, её приходится держать взаперти.

4.3 Гуго: Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как её брат Шрелла.

4.4 Роберт Фемель : сын Генриха, архитектор, высланный из Германии под страхом казни, поддержавший мать в антифашистских течениях.

4.5 Шрелла : друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Вторая мировая  война явилась тяжелым, трудным  испытанием для всего человечества, но прогрессивные силы во главе с Советским Союзом с честью выдержали его. Передовая, гуманистическая зарубежная литература также достойно проявила себя в это суровое время, внесла свой вклад в борьбу народов за мир, свободу и национальную независимость. И в наше время «идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы»*. «Не менее важно, - отмечал Ю. В. Андропов в докладе на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС,- умело разоблачать лживую подрывную империалистическую пропаганду»**. Научить студентов с правильных идеологических позиций оценивать произведения зарубежных писателей в условиях сложнейшей идеологической борьбы - такова главная цель курса «Зарубежная литература новейшего времени». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Идейно –художественное своеобразие романа Бильярд в половине десятого