Анна Ахматова. Жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 13:48, творческая работа

Описание работы

При анализе творчества А. Ахматовой раннего периода можно выделить следующие цели:
• Изучить раннее творчество поэтессы;
• Определить какие мотивы раскрываются в ее ранних стихотворениях;
• Познакомиться со сборниками «Четки» и «Белая стая»;
• Указать темы, затрагиваемые в ранних стихотворениях;
• Ознакомиться с особенностями творения стихов, непосредственно обращаясь к определенным стихотворениям, помещенных в сборниках.

Файлы: 1 файл

Изысканно-простая и мудрая поэзия А.А.Ахматовой.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

    Но белый цвет  имеет кроме радостной стороны  и свою  печальную сторону значений. Белый – это цвет смерти. Недаром такое время года, как зима, ассоциируются со смертью в природе. Символ «белый» находит свое непосредственное отражение в стихах книги. Во-первых, белый – цвет любви у Ахматовой, олицетворение тихой семейной жизни в «белом доме». Когда же любовь изживает себя, героиня оставляет «белые дом и тихий сад».

    «Белый», как олицетворение  вдохновения, творчества, находит отражение  в следующих строках:

Я голубку ей дать хотела,

Ту, что вех в голубятне белей,

Но птица сама полетела

За стройной гостьей моей.

    Белая голубка - символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.

    «Белый» - это и  цвет воспоминаний, памяти:

Как белый камень в глубине колодца,

Лежит во мне одно воспоминанье.

    Образ птицы  глубоко символичен. И эту символику  использует Ахматова. В ее творчестве «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не видя их парения в небе. Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом. Но именно ее, свободы, в жизни всегда не хватает.

    Птицы редко  живут поодиночке, в основном  – стаями, а в стае есть нечто единое, сплоченное, многоликое и многоголосое. Таким образом, «белая стая» - образ, свидетельствующий об изменении воззрений и оценок. Он заявляет о позиции «над» всем и вся, с высоты птичьего полета. В «Белой стае» Ахматова поднимается над действительностью и, уподобляясь птице, пытается охватить своим взглядом огромное пространство и большую часть истории своей страны, она вырывает из-под властных оков земных переживаний.

    «Белая стая»  представляет собой совокупность  стихотворений различной направленности: это и гражданская лирика, и  стихи любовного содержания; в  ней звучит и тема поэта и поэзии.

    Книга открывается  стихотворение гражданской тематики, в котором чувствуются трагические  ноты:

Думали: нищие мы, нету у нас ничего,

А как стали одно за другим терять,

Так, что сделался каждый день

Поминальным днем, -

Начали пени слагать

О великой щедрости Божьей

  Да о нашем бывшем богатстве.

    Важным содержательным  моментом «Белой стаи» явилось, как упоминалось вые, изменение  эстетического сознания поэта. Практически  оно оказало влияние на эволюцию  характера лирической героини Ахматовой. Индивидуальное бытие в третьей книге смыкается с жизнью народа, поднимается к его сознанию.

    Ахматову полюбили как автора «Четок». В них много молодости, стихийной возбужденности. Восприятие мира чувственное, очень женственное. Там Ахматова вполне язычница – подвластная предметам и ощущениям. В «Белой стае» - светлая отчеканенность чувства, примиренность, какой-то пушкинский взгляд о стороны. Основной тон сборника – тихая, светлая печаль.

    Ахматова глядит  на мир взволнованным взглядом художника и точно не узнает знакомых предметов. Весь мир словно обновился. Просияли его чистые линии – открылась свежесть и богатство красок. И вместе с тем окрепла художественная сила поэта. Все отчеканено, замкнуто в звуки. В «Белой стае» искусство Ахматовой развивается в направлении идеализирующей классической строгости. Преобладают простые, точные рифмы и правильные ямбические строки. Особенно замечательно появление шестистопных ямбов с парными рифмами «александрийского стиха», венчающего лирику Пушкина.

    В самом существенном  Ахматова остается верной себе. Ее искусств по-прежнему противоречит поэтическим заветам символистов: она не ищет мутного, музыкально-лирического воздействия на настроение слушателей; но сознательно владеет и пользуется логической стихией речи; каждому слову сохранен вещественный смысл и вес, сочетание слов всегда единственно возможное, индивидуальное, синтетическое. В «Белой стае» окончательно завершается поворот новейшей русской поэзии от романтической лирики символистов к классическим канонам высокого строго искусства Пушкина.

    Для того чтобы  достигнуть такой законченности, объективной завершенности, свободы  от индивидуально-случайного переживания, не претворенного в искусство, Ахматовой пришлось испытать глубокое перерождение поэтического содержания своих стихов, внешнее отражение которого заметно изменении художественных приемов. Поэзия «Четок» - вся в мгновении настоящего: « подошел ко мне, улыбнулся…», «тронул мои колени…»,  «наклонился,- он что-то скажет»… Настоящим каждого мгновения Ахматова до конца занята: «Четки» - это роман в стихах, повествующие о том, что заполняло каждый день, о встрече, любви и разлуке. «Белая стая», напротив того, не знает настоящего. Прошлое, лишенное жизненной спутанности и противоречивости, несогласованной яркости конкретных впечатлений, приняло теперь законченную форму, художественно совершенную, монументально неподвижную. Книга вся о прошедшем, вся в воспоминании:

Как белый камень в глубине колодца,

Лежит во мне одно воспоминанье.

Я не могу и не хочу бороться:

Оно - веселье, и оно – страданье…

  Я ведаю, что боги превращали

Людей в предметы, не убив сознанья,

Чтоб вечно жили дивные печали.

Ты превращен в мое воспоминанье.

    Цветом воспоминанья, золотистым цветом осени окрашено  большинство стихотворений этого сборника. Осенний ветер, «свежий и колкий», ранние осенние «холода», «прозрачный» осенний свет и чистый «горный» воздух. Описание Бахчисарайского сада заканчивается смелой аллегорией осени:

…Чтобы песнь прощальной боли

Дольше в памяти жила,

Осень смуглая в подоле

Красных листьев принесла

И посыпала ступени,

  Где прощалась я с тобой,

И откуда в царства тени

Ты ушел,  утешный мой!

    В «Четках» художественное внимание Ахматовой было занято разнообразием впечатлений внешнего мира: обстановка каждой встречи, описание внешности любимого – его глаз, его губ и рук, перечисление предметов, запечатлевшейся в «любовной памяти»,- красный тюльпан в петлице, три гвоздики, веер, перчатки, хлыстик. Эта острая восприимчивость к вещественным мелочам обыденной жизни делала изображенные в стихах переживания более четкими и доступными, хотя, в то же время, внешними и поверхностными. В «Белой стае» интерес к внешней обоснованности жизни совершенно исчезает; душа сбрасывает стеснявшие ее вещественные оболочки, она занята теперь не суетой минутного, а всегдашним и вечным, самым настоящим, важным и глубоким.

    Очищение, освобождение  души, высокое сознание духовной  свободы, торжествующей над суетой  и связанностью смутной и противоречивой  жизни, составляет важную особенность «Белой стаи»:

Слаб голос мой, но воля не слабеет.

Мне даже легче стало без любви.

Высоко небо, горный ветер веет

И непорочны помыслы мои…

    Это освобождение от власти минутного, от смутной и связанной данности жизни открывается Ахматовой в творческом созерцании поэта, для которого душевные переживания – только материал, служащий строительству прекрасного, созданию чистых художественных ценностей, освобождающих от власти переживания. Духовное освобождение от жизненной суеты, творческая победа над властью жизни находит завершение в классическом образе Музы, вдохновительницы и подруги поэта:

…А недописанную мной страницу –

                                       Божественно спокойна и легка  –

Допишет Музы смуглая рука.

   Так, в то время как для поэта-романтика и для лириков недавнего прошлого стихотворение есть поэтическая исповедь и человеческий документ, Ахматова возвращается в «Белой стае» к классическому взгляду на искусство, как на  строительство объективно прекрасных творений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Особенности стихотворений, помещенных в сборниках

    Как уже было  сказано, сборник «Четки» бал  посвящен вечным темам любви, смерти, разлуке и встречи, получившие  в лирике Ахматовой особую  обостренно-эмоциональную выразительность. Особенность второго сборника – это «драматургичность» стиля, проявляющаяся в том, что эмоции драматизируются во внешнем сюжете и диалогах. Из этой книги более близко по духу мне оказалось стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».

  Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 

                             Когда шуршат в овраге лопухи 

И никнет гроздь рябины желто0красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

                            Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

 

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучи,

Мне кажется, я даже не услышу.

    Стихотворение  написано в 1912 году. Оно является  шедевром лирики поэтессы. Ее  лирическая героиня  - не окруженная  бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Она  не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в ее поэзии, просто благодаря своему особенному дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русской женщины. Современники же неоднократно отождествляли Ахматову-человека с ее лирической героиней.

    В период  1911 по 1917 год в лирике Анны Ахматовой  все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью: «шуршат в овраге лопухи», «гроздь рябины желто-красной», «лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу», В этот период происходит сближение лирической героини с окружающим ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным – миром, к которому стремится ее душа.

    Анна Андреевна  верила в Бога, была ему верна. Поэтому в этом стихотворении говорится о женщине, которая нашла утешение в Господе. Если вчитаться в произведение, то можно разглядеть некий свет: как переносить превратности судьбы. Можно вывести даже формулу: природа, вера и уединение.

    Анна Андреевна  Ахматова – один из замечательных поэтов нашего времени. Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни.

    Еще одно замечательное  стихотворение Анны Ахматовой: «Высокие своды костела…».

Высокие своды костела

                            Синей, чем небесная твердь…

Прости меня, мальчик веселый,

Что я принесла тебе смерть-

 

За розы с площадки круглой,

За глупые письма твои,

За то, что дерзкий и смуглый,

Мутно бледнел от любви.

 

Я думала: ты нарочно-

Как взрослые хочешь быть.

Я думала: томно-порочных

Нельзя, как невест любить.

 

Но все оказалось напрасно.

Когда пришли холода,

Следил ты уже бесстрастно

За мной везде и всегда,

 

Как будто копил предметы

Моей нелюбви. Прости!

                            Зачем ты принял обеты

Страдальческого пути?

 

И смерть к тебе руки простерла…

Кажи, что было потом?

Я не знала, как хрупко горло

Под синим воротником.

 

Прости меня, мальчик веселый,

Совенок замученный мой!

Сегодня мне из костела

Так трудно уйти домой.

   Считаю, что это  стихотворение посвящено памяти  Михаила Линдеберга, молодого офицера, застрелившегося 23 декабря 1911 года. Ахматова  убедила себя, что виновна в  этой катастрофе: знала, что юноша  влюблен в нее, но, по легкомыслию молодости, не сделала ничего, чтобы предотвратить развязку.

    Но, думается, не  только этот трагический случай  лег в основу стихотворения.

    В 1908 году Анна  Горенко и Николай Гумилев  расстались, как им казалось навсегда.

Николай Степанович вернулся в Париж, Анна уехала в Севастополь. Там и получила известие из Парижа: Коля пытался покончить с собой, врачи борются за его жизнь, но положение серьезное. Успокаивающая телеграмма пришла лишь через несколько дней.

    Гибель юного  поклонника не могла не вернуть Анну  в те трагические дни 1908 года, когда она, получив телеграмму о попытке Гумилева покончить с собой, почти неделю не знала, выживет ли ее Николай.

   О том, что Линдеберга  не является единственным героем  этого стихотворения, свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, героиня оплакивает бедного влюбленного в костеле, тогда как Михаил был лютеранином и похоронен лютеранской части Волкова кладбища. Зато Гумилев восхищался католической храмовой архитектурой и в Италии, ив Польше, научил и Анну понимать ее высокую красоту. Кроме того, обращаясь мысленно к самоубийце, Ахматова называет его «веселым мальчиком». Между тем те же самые слова уже год как произнесены и подарены Гумилеву – в поэтическом воспоминании об их первой встрече в Царском селе: «Эти липы, верно,  не забыли нашей встречи, мальчик мой веселый».

Информация о работе Анна Ахматова. Жизнь и творчество