Ярмарочные гулянья в старой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?
ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Файлы: 1 файл

культурология реферат! надо!!!.docx

— 244.32 Кб (Скачать файл)

В той же программе  можно было увидеть «опыты геркулесовой силы», которые демонстрировали  атлеты-силачи. Они удерживали зубами пудовые гири, жонглировали пушечными  ядрами и поднимали на плечи по 5—6 человек.

Отдельным самостоятельным  номером был так называемый «каучук». Это было выступление «каучукменов», «каучуковых людей», или «складных людей». Так звали гимнастов, которые показывали чудеса гибкости, колесом изгибаясь назад.

Еще одна не менее  любимая публикой часть выступлений  называлась «Фокус-покус» и состояла из программы фокусников.

В основном это  были фокусники двух видов: манипуляторы и иллюзионисты.

Манипулятор —  это фокусник, работа которого построена  на ловкости и проворстве рук. Он манипулирует картами, шариками, цветами, платками, монетами и другими мелкими предметами, которые умещаются в его карманах.

Иллюзионист —  это фокусник, работающий со специальными приспособлениями, механизмами и  аппаратурой. С их помощью иллюзионисты демонстрируют целые каскады  всевозможных превращений, исчезновений и появлений. Например, превращение  монеты в камень, камня в лягушку, а лягушку в улетающего голубя. Из пустой шляпы фокусника лилось белое и красное вино. В пустых руках неизвестно откуда появлялись букеты цветов для зрителей. А из-под  шали, взятой у дамы из зала, — аквариум с золотыми рыбками. Бывали аппаратные трюки посложнее и поэффектнее. Как, например, отсечение головы, летающая женщина, исчезновение ассистента из сундука и т.д. и т.п.

На цирковой арене можно было увидеть «ученых  зверей»: слонов, львов, тигров, медведей, обезьян и др. Показывали здесь  также и «собачью комедию», в которой  участвовали дрессированные собачки.

Кроме звериного  цирка, на ярмарке бывали еще «бродячие (передвижные) зверинцы». Это были специальные  сараи или манежи, в которых  зверинщики просто показывали диковинных для русских людей животных. Так, например, в клетках одного зверинца сидели леопард, барс, ягуар, шакал, гиена, гну, кенгуру, дикобраз, пеликан, удав и попугай ара. В другом, кроме хищников, можно было увидеть различных обезьян, которые, например, представлялись как «мартышка с синим рылом» или «обезьяна со свиным рылом».

В ярмарочном «Пантомимном театре» показывали «Волшебные пантомимы», или «Пантомимы с чудесами» —  «Арлекиниады» — «как на итальянских площадях», то есть в традициях итальянского народного театра масок. В них участвовали первые клоуны, которых звали «Паяччо», то есть «Паяцы», или «Гарлекены», то есть «Арлекины». Это были веселые, ловкие и озорные персонажи-притворщики, которые «морочили всех напропалую».

Используя принцип  так называемого «черного кабинета» (когда актеры в черных бархатных  костюмах играют на фоне черного бархата), Арлекин с помощью волшебной  палочки непрерывно творил чудеса. Он то раздваивал живого Пьеро, то распиливал на куски Паяца, то сам, убитый, распадался на куски. А затем, к великой радости Коломбины, мгновенно оживал после того, как к его туловищу приставляли голову, руки, ноги.

Следует отметить, что первоначально на ярмарках России в основном выступали приезжие артисты-иностранцы — итальянцы, французы, немцы. Нередко  они брали к себе русских учеников и обучали их своему делу. Со временем ученики становились равноправными  партнерами своих учителей и в  дальнейшем просто заменяли их. Так  складывались первые поколения русских  цирковых артистов и комедиантов. Поэтому  наряду с Паяцем, Пьеро, Арлекином  и Коломбиной стали появляться русские  персонажи: Ерема-Поплихант и Фома-Музыкант, Парамошка и Савоська, портной Нитка и его жена Игла Ножницевна, Иван Кирпич, Ванька Малый, Иванушка-дурачок и прочие.

Фома, Парамошка и Ерема. Гравюра резцом, раскраска. Вторая половина XVIII в.

На гуляньях можно было встретить и другие виды театрального балагана, как, например, механический театр и театр живых  картин.

Под вывеской «Механический  театр» могли скрываться куклы различных  видов. Прежде всего это могли быть куклы-марионетки больших размеров. Кроме того, это были плоские куклы, вырезанные из жести. И, наконец, со временем здесь стали применяться крупные деревянные резные куклы с сочленениями. Они передвигались по прорезям в полу сцены, под которой и располагались их кукловоды. Могло быть и так, что все они приводились в движение единым механизмом из-под сцены. Представление такого театра продолжалось 30—40 минут. А репертуар включал 10—15 сюжетов, которые предполагали большие массовые сцены. Об этом можно судить хотя бы по названиям спектаклей: «Въезд шаха персидского» или «Переправа русских войск через Дунай». В таком представлении, как, например, «Замечательный норвежский зимний пейзаж», участвовало 200 механических фигур. А в «Крестном ходе в Риме на Троицын день» — 400 механических фигур и кораблей. Понятно, что и кукловодов было здесь немало — по 30—40 человек.

«Театр живых  картин» отличался тем, что на его сцене разыгрывались также  большие массовые картины, феерии, порой  с весьма сложными театральными эффектами. Здесь можно было увидеть не только такое представление, как «Битва русских с кабардинцами», но даже и «Куликовскую битву».

В балаганах  с музыкой могла быть самая  разнообразная программа. Тут звучали  военные оркестры. Можно было послушать  солдатский хор (военные песельники составляли так называемую «хорную команду»), а также различные казацкие и цыганские хоры. Бывали здесь и народные коллективы, как, например, всем известный хор владимирских крестьян-рожечников, которых всегда могли сменить балалаечники, гармонисты, ложечники, песенники-плясуны, частушечники и куплетисты.

Нужно отметить, что большинство качелей, каруселей, балаганов и прочих ярмарочных аттракционов и увеселений не обходилось без специальных  зазывал, или закликал, которые выступали  здесь в роли распорядителей и  ведущих. Эти персонажи звались  по-разному: балконный комик, балаганный, карусельный или масленичный дед. Это был прямой потомок скомороха — шутник и балагур с подковыркой, сметливый и находчивый, острый на язык, веселый и разбитной малый. Для того чтобы привлечь публику в балаган или на карусель («для замана»), он усердно расхваливал представление, задирал публику и сыпал шутками и прибаутками.

Перечисляя ярмарочные развлечения, нельзя не упомянуть о  потешной панораме, или космораме, которую в народе называли кратко «Раёк».

Малая переносная панорама представляла собой «небольшой аршинный во все стороны ящик», расписанный  яркими красками, который мог быть украшен фигурами, флажками или даже флюгером с надписью «Всемирная косморама». Он переносился на ремне его владельцем и устанавливался на складные козлы. Ящик побольше перевозили на двухколесной тележке. На передней стенке панорамного ящика было обычно два круглых окошка с увеличительными стеклами, через которые можно было рассматривать различные картинки (бывали панорамы и с 3—4 окошками). Демонстрируемые картинки или панорамы были нарисованы на длинной ленте (полосе), которая перематывалась внутри ящика с одного валика («катка») на другой. В более усовершенствованных панорамных ящиках картинки на картоне вставлялись в рамки, которые подвешивались на шнурках и по очереди опускались и поднимались, сменяя друг друга по ходу объяснения панорамщика (раешника).

Как считают  исследователи, слово «раёк» произошло  от «райского действа». Так называлась одна из серий картинок потешной панорамы. Эти картинки изображали библейские сцены из жизни в раю самых  первых людей — Адама и Евы.

В дальнейшем иллюстрации  к Библии оказались не столь популярными, как, например, сюжеты к народным былинам  или картины из жизни различных  городов мира. Поэтому панорамщик, или раешник, большей частью призывал публику поглядеть на подвиги Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича или на похождения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича. Бывали панорамы с историческими сценами, такими, как «Войны с Наполеоном», «Крымская война», или с эпизодами русско-турецкой войны. Интересны для разглядывания могли быть виды Константинополя, Парижа, Рима или Ватикана. Встречались также сцены из городской жизни Санкт-Петербурга и Москвы.

Показ панорам  и картинок всегда сопровождался  пояснением раешника-балагура. Все  его тексты обычно представляли собой  рифмованную прозу, произносились  громко, скороговоркой и всерьез. Внешний облик раешника и его  манера общения с публикой были во многом схожи с балаганными дедами-зазывалами.

На ярмарках часто встречались и балаганы с паноптикумами.

Паноптикум —  это собрание необычных, диковинных предметов и редкостей, которое  могло включать и живых существ. В частности, здесь можно было увидеть двухголового или пятиногого теленка, необыкновенных толстяков, великанов, карликов, а также всяческих уродцев. Обычно этому предшествовала всевозможная реклама, призывающая посмотреть на «всемирно прославленную обезьяноподобную женщину», на «великаншу с бородой», на «всемирно известную татуированную даму», на «человека с железным желудком» и т.д.

Подобные «чудеса  природы», или «феномены XX века», могли  демонстрировать также и в  отдельных будочках или павильонах, вход в которые закрывали пестрые  занавески. Здесь могли быть «женщина-рыба, или живая русалка», «дама-паук», «говорящая голова» или «мумия египетского царя-фараона».

Русский раек. Литография. 1857

Здесь, за занавеской, на постаменте можно было увидеть  «русалку», которая двигала длинным  чешуйчатым хвостом. При этом пояснялось, что это «сирена, недавно пойманная  в Атлантическом океане».

Тут же показывали и паука, шевелящего мохнатыми лапами, представляя его такими словами, как, например: «Заморский паук, не имеет  ни ног, ни рук! Не спит, не питается, а  только, как видите, улыбается!».

По соседству  с этими «чудесами» могли выступать  такие мастера, как «человек-аквариум», «король огня», «американка-огнеедка» или «шпагоглотатель и чревовещатель».

«Человек-аквариум»  выпивал до десяти бутылок воды или  глотал живых рыбок и лягушек, потом, запрокинув голову, фонтаном извергал их обратно.

«Король огня»  брал в руки раскаленное железо, ходил босиком по горящим углям, пил кипящее масло и откусывал  раскаленное железо зубами.

Бывало, что вместо них рекламировали «дикого человека»: «Только на несколько дней, проездом прибыло чудо девятнадцатого века, главный вождь африканского племени людоедов с острова Тумбо-Юмбо (иногда говорили, что он «с Цейлона» или «с острова Мартинек»), пойманный совершенно недавно в дебрях Африки; дикий туземец по желанию уважаемой публики будет жрать в ее присутствии живых голубей, а потом съедать живого человека!..».

Актер, изображавший «дикаря, обросшего мохом», выходил  голый, вымазанный йодом, вывалянный в  пуху и перьях. Он был закован  в цепи, страшно вращал глазами  и говорил что-то на особом языке. До людоедства на сцене, конечно, не доходило, так как желающие обычно отсутствовали.

Случалось, что  «дикий человек» совмещал в себе сразу  несколько профессий: он был одновременно «человеком с железным желудком»  и, кроме того, шпагоглотателем. В  частности, уже упоминавшийся ярмарочный артист И.Зайцев рассказывал: «...мне  пришлось выступать в качестве дикого человека с острова Цейлон: я работал  с удавом, ел горящую паклю, глотал огонь, шпаги (натуральным приемом, то есть со вводом в пищевод)». Весь номер продолжался 10—14 минут и повторялся в день по 12—15 раз.

Завершая рассказ  о балаганах, скажем и о том, что  существовали еще и совсем маленькие  «рогожные балаганы» (рогожные шапито), или «столбики». Это название осталось за ними потому, что они были покрыты  рогожами и имели своей опорой всего лишь один столб. В таком  балагане могла быть «стрельба в  цель». По сути дела, это был нынешний «тир», где самые меткие стрелки  из ружей получали маленькие призы: подтяжки, гребешок или иную мелочь.

Таким же «столбиком»  мог быть и «балаган с учеными  канарейками». В частности, в 1830 году газета «Северная пчела» писала об одном балаганном дрессировщике, что «он представлял публике полную клетку ученых канареек, род птичьей консерватории; пернатые ученицы танцуют, маршируют, мечут артикул, стреляют, умирают, оживают и прочее, точно люди, только безграмотные».

К этому следует  добавить, что знатоки певчих птиц различали многие виды канареечного пения, как, например, — канарейки  поют полным голосом, россыпью, дудкою, овсянкой, колокольчиком и т.д.

Петрушка  — душа скоморошья

Комедия о Петрушке — кукольное представление, самое  распространенное в России. Петрушка — главный герой народного  кукольного театра, главный герой  ярмарочных увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую  ярмарку. Такого же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это было чуть ли не всего веселее на всем празднике».

Комедия о Петрушке появилась, очевидно, в XVII веке. В разные времена это представление называлось по-разному: «позорищные игры», кукольные игры», «кукольная камедь», «комедия с выпускными куклами», «говорящие куклы». Актер-петрушечник также упоминается под разными именами: «кукольный игрец», «показыватель», «кукольщик».

Информация о работе Ярмарочные гулянья в старой России