Ярмарочные гулянья в старой России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 17:13, реферат

Описание работы

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?
ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Файлы: 1 файл

культурология реферат! надо!!!.docx

— 244.32 Кб (Скачать файл)

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из  истории русских  ярмарок

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом  в праздник Святой Троицы проводились  большие Троицкие ярмарки. В августе  бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, —  Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени  ярмарок на русской земле становилось  все больше и больше. Если в 1750-х  годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок  увеличивается до 6,5 тысячи, а в  начале XX века — до 18,5 тысячи.

Продавец  игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке  каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки — в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, — в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Самой большой  ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами — помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия — торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название — Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки  прошел успешно. Поэтому ярмарка  осталась здесь и на все последующие  годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни  страны сделалось столь велико, что  ее прозвали «карманом России». В  середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов  рублей серебром.

Как писали все  те, кто видел эту ярмарку в  середине прошлого века, это было неописуемое  зрелище — «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных  разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной  круговороти одежд, вещей, красок, — в буйном кипении жизни...».

Дыхание ярмарки  можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий  на гром небесный или, скорее, на гул  перед землетрясением». А когда  писатель впервые увидел ярмарку  с высокого берега Волги, перед ним  открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых  годах прошлого века в Нижнем Новгороде  проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 — то есть четыре Нижних Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь  также множество иноземных товаров  — чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские  и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.

Понятно, что  каждая ярмарка — это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», — подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или — «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время — потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» — писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ  РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что обычно в народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились  из деревянных брусьев, самые большие, очевидно, возводились в Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10—12 метров. Зимой  покатую часть их выкладывали  льдом и поливали водой. Прежде чем  пустить публику, обкатывали особыми  «каталями». Съезжали с них обычно на санях, причем разгон санок бывал  более 100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на Святки и на Масленицу. Со временем появились летние катальные  горы. Спускались с них не на санках, а на маленьких тележках, на особых «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым  любимым развлечением становились  также качели. Они бывали двух видов: висячие и круглые перекидные (иногда их называли «колесо»). Простые  висячие качели состояли из двух вкопанных  в землю столбов с перекладиной наверху, к которой были подвешены  доски — сиденья. На них нужно  было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на перекладину, как на вращающуюся  ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и усаживались  желающие покататься. Ось приводилась  в движение, и кабинки поднимались  высоко над землей, а затем опускались. Этим занимались особые качельщики, или качальщики, которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные  устройства, или «кружильные катания», состояли из каруселей. Они также были нескольких видов.

Наиболее простые  из них — карусели «коньки». Здесь  на веревках подвешивались люльки или  деревянные лошадки. Отсюда и пошло  название «коньки».

Дед-зазывала («карусельный дед» дядя Серый). Гравюра  с рисунка С.Александровского. 1870

Наиболее сложными по своему устройству были карусели «самокаты» или карусельные спуски. Они также  были излюбленным местом развлечения  простого народа, который иногда говорил: «гулять под качелями». На Нижегородской  ярмарке главное место, где располагались  балаганы и карусели, называлось «самокатная  площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат»  представляла собой крытую двухъярусную деревянную постройку с внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе, нужно было купить билет  и затем подняться на второй ярус, где и находилась огромная карусель «самокат». Внизу же располагалась  машина, которая с помощью шестерен и приводила в движение карусель.

Вся постройка  карусели, как снаружи, так и внутри, украшалась различными картинами, афишами, пестрой росписью и разноцветными  флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и актеры в костюмах скоморохов или  различных сказочных животных. Тут  же происходили и другие выступления  — оркестров, рожечников, песенников и хоров.

На одной из первых в России каруселей можно  было прочитать такое объявление о плате за катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10 копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет выступавший на ярмарках уже в начале нашего века, уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15 копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как  и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена  и, по всей вероятности, связаны с  весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы.

Такой же смысл  имели в древности и качели. Подъем вверх, подбрасывание и подпрыгивание  — это древнейшие магические движения. Их назначение — ускорить рост растительности, в первую очередь посевов, и помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные  балаганы

На каждой крупной  ярмарке было множество самых  разных балаганов с флагами, флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган»  пришло к нам с Востока. В первооснове это персидское слово «бала-хане», что означает буквально «верхний дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово «балкон»).

В большом балагане были сцена с занавесом, ложи, места  первого и второго разрядов, пол  амфитеатром повышался от сцены  к задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так называемый «загон» — часть зала для стоячей публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев рассказывал, что бывали и обширные балаганы — на 500—600 мест. В них за местами первого и  второго разрядов отгораживалась галерка, которую также разделяли на две  части. Кроме того, ложи строили в  три яруса. В таких балаганах  билет на галерку стоил 5—10 копеек, а ложа на 4—5 мест оценивалась в  три с лишним рубля.

И.А. Зайцев. Петрушка. Перчаточная  кукла. Конец XIX —  начало XX в.

Бывало, что балаганы на ярмарке называли подкачельными, или комедиантскими, хотя служили они разным целям. Здесь можно было увидеть: балаган с цирком, балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель, балаган с учеными канарейками, балаган с Петрушкой и т.д.

Балаганы с  цирком иногда называли «Театр-цирк». Самой популярной программой бывал  здесь конный цирк, который объявлялся по-разному: «конная комедия», «конные  искусники» или «конные ристания». Главным показом здесь была верховая езда. Наездники скакали по арене, стоя на двух (а то и на четырех-пяти) лошадях, с мальчиками у себя на плечах или на голове. Дрессированные лошади прыгали в кольца, вставали на задние ноги, опускались на колени и кланялись. Иногда на лошадях показывали свое искусство гимнасты и акробаты, которые  составляли также значительную часть  цирковых программ. У акробатов было прозвище «штукари». Среди них были акробаты-прыгуны, которые демонстрировали  «трамплинные скачки». Другие делали сальто-мортале  через четыре лошади, с сидящими на них всадниками, или даже через  двенадцать стоящих в ряд человек.

Информация о работе Ярмарочные гулянья в старой России