Неандертальцы, их жизнь и быт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Первый череп неандертальца был найден в Бельгии ещё в 1829 году. Вторая находка 1848 года связана с английской военной базой на Гибралтаре. Но признаны эти первые находки неандертальскими позднее, в 1836 и 1864 году соответственно.
Находка черепа, давшая название новому виду ископаемых людей, является уже третьей по хронологии выявления. Она найдена в 1856 году в Рейнской провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель, притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, напротив более значительной Неандерской пещеры

Содержание работы

Введение 3
1. Характерные черты, особенности физиологии, внешний вид, среда обитания. 3
2. Культура 3
2.1. Жилища 3
2.2. Искусство 3
2.3. Наука (медицина) 3
2.4. Охота 3
2.5. Неандертальские погребения 3
3. Родство с современным человеком 3
4. Исчезновение 3
Выводы 3
Список литературы 3

Файлы: 1 файл

Контрольная антропология.docx

— 44.55 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неандерталец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis; в советской литературе также именовался палеоантропом) — вымерший представитель рода Люди. Первые люди с чертами прото-неандертальца существовали в Европе ещё 600—350 тысяч лет назад. Название происходит от находки черепа, выявленной в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата (Западная Германия). Ущелье получило название в честь Иоахима Неандера, немецкого теолога и композитора. Спустя два года (в 1858) Шаафгаузен ввёл в научный обиход термин «неандерталец».

Первый череп неандертальца был найден в Бельгии ещё в 1829 году. Вторая находка 1848 года связана с английской военной базой на Гибралтаре. Но признаны эти первые находки неандертальскими позднее, в 1836 и 1864 году соответственно.

Находка черепа, давшая название новому виду ископаемых людей, является уже третьей по хронологии выявления. Она найдена в 1856 году в Рейнской провинции, недалеко от Дюссельдорфа, в Неандерской долине (реки Дюссель, притока Рейна), в небольшом Фельдгоферском гроте, напротив более значительной Неандерской пещеры. Вход в этот грот был скрыт выступом скалы и слоями глины делювиального происхождения, покрывающей здесь всюду известняки. Так как поблизости находились каменоломни, то рабочие дошли до закрывающей грот скалы, взломали её и открыли пещеру, заполненную наносным илом. По удалении этого наноса открылся грот. Недалеко от входа, в глине, рабочие нашли несколько человеческих костей и неполный череп, которые доктор Фульрот приобрёл в собственность. Других костей или каких-нибудь изделий в пещерном иле найдено не было, тем не менее нахождение их в древнем наносе, в котором (в других пещерах той же долины, например, в отстоящей всего на 30 шагов так называемой Чёртовой комнате — Teufelskammer) были найдены останки несомненно животных делювия, а равно вид костей, степень их сохранности, особенности черепа и т. д. побудили признать в них останки человека глубокой древности, имеющие большое значение для суждения о типе древнейшего европейского населения.

С опубликованием эволюционной теории Дарвина в 1859 году антропологи стали рассматривать неандертальцев как «промежуточное звено превращения обезьяны в человека». Современные представления о неандертальских людях отличаются от представлений XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характерные черты, особенности  физиологии, внешний вид, среда обитания.

 

Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми.

Анализ костного строения показывает, что дети неандертальцев выглядели как маленькие взрослые и, вероятно, их половая зрелость наступала уже к 8-10 годам. Средняя продолжительность жизни составляла 22,9 лет. Идентичность гена FOXP2 (связанного с речью) у современного человека и неандертальца, а также строение голосового аппарата и мозга неандертальцев, позволяют сделать вывод о том, что они могли обладать речью. По мнению академика В. В. Иванова, у неандертальца «мог быть язык из согласных с малым количеством гласных, что встречается и в человеческих языках».

Мышечная масса неандертальца была на 30-40 % больше, чем у кроманьонца, скелет тяжелее. Также неандертальцы лучше приспособились к субарктическому климату, поскольку большая носовая полость лучше подогревала холодный воздух, тем самым снижая риск простуды.

Карен Штейдель-Намберс из Висконсинского университета в Мадисоне определила, что вследствие плотного телосложения и укороченной берцовой кости, сокращающей шаг, энергетические затраты на передвижение у неандертальцев были на 32 % выше, чем у современного человека. При помощи модели Эндрю Фрейля из Калифорнийского Университета в Сан-Диего и Стивена Черчилля из Университета Дьюка уточнено, что ежедневная потребность в пище неандертальца по сравнению с кроманьонцем, обитавшим в тех же климатических условиях, была больше на 100—350 килокалорий. Несмотря на то, что неандертальцы постоянно ели мясо, о чём свидетельствуют данные специальных химических исследований костной ткани, изучение их фекалий показало, что в диету входили также ягоды, орехи и клубни.

Учёные из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге (Германия) обнаружили у неандертальца ген, препятствующий усвоению молока (лактозы) в зрелом возрасте. Также в ходе исследований выяснилось, что неандертальцам были незнакомы многие наследственные заболевания современных людей — аутизм, болезнь Альцгеймера, синдром Дауна, шизофрения.

Строение черепа: по краниологическим показателям преимущественно долихоцефалия, то есть голова в мозговой части относительно узка и вытянута в длину; массивный и утолщённый скелет лицевой и мозговой частей; при взгляде сбоку обводы черепа укладываются в окружность с центром в районе уха; низкий и как бы убегающий назад лоб без характерных «шишек»; мозговая часть невысокая, но зато вытянута назад и вмещает крупный головной мозг; очень развитые надбровные дуги; широкие скулы; лицевая часть массивна, вытянута вперёд (кроме подбородка) и спереди немного заужена; при взгляде спереди мозговой части почти не видно, отчего в целом несколько зверообразный вид; объёмистая носовая полость и крупная, выдающаяся вперёд переносица, нос может быть с горбинкой; длинный скуловой отросток височной кости пропускает мощные жевательные мышцы; большая ротовая полость в сочетании с сильными челюстями позволяет откусывать и пережёвывать крупные куски пищи; очень крупные челюсти и зубы; подбородок почти отсутствует.

Разумеется, эти черты могут встречаться и у современного человека, но обычно по отдельности или реже в том или ином сочетании, причём чаще обращают внимание на большие брови. Если же мы сравним череп классического неандертальца и не совсем характерный череп нашего современника, имеющего подобные черты (мощные кости, толстые надбровные дуги, глубоко сидящие глазницы, низкий скошенный лоб, мощные челюсти почти без подбородка, покатая и вытянутая назад долихоцефальная форма мозговой части, см. рис. ниже), то можем заметить ещё ряд наиболее характерных отличий: в целом на черепе меньше мелкорельефных деталей и формы его, несмотря на грубые черты, более округлы; плоское и округлое темя; при взгляде с затылка череп округлый (у современного человека — пятиугольный); надбровные дуги неандертальца более монолитные и выпуклые, образуют почти сплошной волнообразный валик и вместе с другими обводами глазниц напоминают толстую округлую роговую оправу очков; круглые глазные орбиты; сглаженные щёчные кости, монолитом соединяющие верхние скулы с верхней челюстью; нижняя челюсть не имеет по бокам отростков и при взгляде сбоку вместе с верхней челюстью напоминает круглые кусачки; основание черепа имеет очень небольшой изгиб; затылок сильно вытянут и заострён наподобие шиньона или горбушки белого хлеба, снизу на нём развитые выступы, к которым крепились мышцы крепкой и короткой шеи.

Среди европейских неандертальцев часто выделяются два варианта — собственно классический, северный, а также вариант «грацильных средиземноморских микродонтных неандертальцев типа „Ортю“». Последние были распространены по средиземноморскому побережью Западной Европы и отличались относительно небольшими размерами зубов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура

2.1. Жилища

Согласно исследованиям пещер Бальци-Росси в Италии, проведённым Жюльеном Риель-Сальваторе из Колорадского университета и его коллегами, жилище неандертальцев делилось на три «зоны». В первой из них, в верхней части жилища, располагалась «кухня», о чём свидетельствуют найденные в этой зоне останки животных, следы охры, которая применялась для выделки шкур, в качестве клея и как антисептическое средство. Во второй зоне, которая была самой просторной, размещался очаг и здесь было спальное место. В третьей зоне была «мастерская» где изготавливались каменные инструменты, так как здесь было больше всего солнечного света и минимальный риск, что кто-то помешает работе.

2.2. Искусство

 

Неандертальцам приписывается самый ранний известный музыкальный инструмент — костяная флейта с 4 отверстиями. Однако проведённый анализ краёв отверстий показал, что отверстия могут быть и следами зубов гиены,поэтому «флейта» могла иметь и естественное происхождение.

Неандертальцы умели использовать самодельные инструменты и оружие, но, по-видимому, у них не было никакого метательного оружия— добычу убивали ударом коротких копий, о чём свидетельствуют следы развитых мышц на костях правой руки.

В 2003 году на берегу Луары в местечке Ля Роше-Котар (фр. La Roche-Cotard) был найден камень приблизительно 10 см высотой, имеющий поразительное сходство с человеческим лицом. Камень датирован 35 тыс. лет назад. Эта важная находка является свидетельством, что у неандертальцев было представление об искусстве. Впрочем, аналогичных «личин» на других стоянках пока не обнаружено, что не позволяет сделать однозначный вывод о существовании подобного рода искусства.

С неандертальцами также связаны параллельные царапинки на костях (Арси-сюр-Кюр, Бачокиро, Молодова), ямки на каменной плите (Ля Феррасси) неясного назначения. Достаточно редки находки украшений в виде просверленных зубов животных, датируемых около 30-34 тыс. лет назад. А единственный образец настоящего рисунка представляет собой процарапанное на кости изображение леопарда, найденное на стоянке Пронятин (Украина) с датировкой около 30-40 тыс. лет назад. Обнаруживаются также принадлежащие неандертальцам продырявленные и раскрашенные ракушки, служившие, по-видимому, украшением.

В ходе раскопок стоянки неандертальцев возле Вероны палеонтолог Марко Перезани из университета Феррары и его коллеги обнаружили останки 22 видов птиц, у которых были срезаны перья. Идентифицированы бородач-ягнятник, кобчик, чёрный евразийский стервятник, беркут, лесной голубь и альпийская галка. Окрас этих птиц варьируется от чёрного и серого до голубого и оранжевого, а перья достаточно длинные. Предполагается что неандертальцы украшали себя перьями, варьируя цветовой орнамент.

2.3. Наука (медицина)

 

Во всех человеческих цивилизациях есть аналог профессии костоправа — человека, который профессионально занимается восстановлением сломанных конечностей людей и животных, а также восстанавливает суставы при вывихах. Так, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Это показывает, что уже на таком уровне развития эффективность медицинской помощи при переломах превышала 70 %, первобытные люди знали о переломах и умели их лечить.

Находка в пещере Шанидар (Ирак), датируемая 50 тысячами лет, показала, что неандертальцы заботились о раненых соплеменниках. При обвале в гроте погибли двое калек, которые, очевидно, находились там одни, пока остальные члены группы охотились или занимались другими делами. У одного из них были свежие раны на рёбрах, у другого заживающий перелом черепа.

2.4. Охота

 

Показателем прогресса охотничьего хозяйства являются находимые на многих стоянках большие скопления костей убитых на охоте животных — мамонтов, пещерных медведей, бизонов, диких лошадей, антилоп, горных козлов и др.

Бросается в глаза резкий контраст между очень примитивным охотничьим оружием неандертальцев и огромными размерами мамонтов, их мощным строением. Деревянное копье, даже оснащенное примитивным каменным наконечником такого типа, какой встречается на мустьерских стоянках, и брошенное с самого близкого расстояния, не могло пробить толстую шкуру животного. Охота на него была удачной лишь в том случае, если она производилась коллективно, группой людей, насчитывавшей несколько десятков и даже сотен человек. Охотники могли нападать на одиночных зверей, на маленькие их группы, например на самок с детенышами. На мамонтов могли устраивать облавы и гнать их к крутым обрывам, падая с которых животные разбивались, или к болотам, топям, где они вязли и становились добычей охотников.

Мамонт давал человеку большое количество мяса, жира, костей. Но успех охоты на него в большей мере, чем успех охоты на других животных, зависел от случайного стечения обстоятельств (пойдет ли животное по нужному пути, попадет ли оно в болото или в овраг и т. п.). Ловкость охотников и совершенство их оружия играли здесь сравнительно небольшую роль. Поэтому периоды изобилия пищи должны были чередоваться у людей с длительными голодовками. Значительные скопления костей мамонтов, обнаруживаемые при археологических раскопках, не должны нас обманывать относительно уровня развития охотничьего хозяйства того времени.

Мамонты как холодолюбивые животные были распространены в конце среднего и в верхнем плейстоцене (рисе, рибс-вюрм и вюрм) только в Европе и в Сибири. На юге Азии и в Африке их место занимали теплолюбивые виды слонов и носорогов, антилопы, газели, горные козлы, буйволы. Именно на этих животных там главным образом охотились неандертальцы и позднепалеолитические люди.

Одним из характернейших объектов охоты неандертальцев являлся также пещерный медведь. Он был примерно вдвое больше современного бурого медведя; крупные самцы, поднявшись на задние лапы, достигали в высоту почти 2.5 м. В тундре и степях пещерные медведи встречались сравнительно редко, но зато они прекрасно чувствовали себя в горных, скалистых местностях, где завладели большей частью пещер. Находимые при раскопках кости пещерного медведя нередко носят следы болезненных изменений (воспаление суставов и т. п.), возникших вследствие обитания в темных и сырых пещерах. Иногда на стенах пещер обнаруживают царапины, нанесенные медведем, точившим здесь свои когти.

Охотясь на медведей, люди могли сбрасывать на них сверху тяжелые камни или использовать дубины и рогатины. Многие медвежьи черепа, находимые в палеолитических пещерах, проломаны, вероятно, в результате того, что люди сваливали сверху на головы животных каменные глыбы. При раскопках пещеры Покала близ Триеста (Италия) обнаружен медвежий череп с вонзившимся в него мустьерским кремневым остроконечником; возможно, это кремневое орудие представляло собой наконечник боевой секиры.

Информация о работе Неандертальцы, их жизнь и быт