Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 02:57, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Культорология".
Появление городов
5-6 тысяч лет назад производство продуктов питания и металлургия способствовали превращению некоторых поселений в первые в мире крупные города. Городская цивилизация впервые развилась у шумеров бронзового века в Месопотамии – стране, расположенной в междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Затем первые города появились в долине Нила в Египте, в долине Инда в Пакистане, по берегам Жёлтой реки (Хуанхэ) в Китае, а также в наиболее благодатных районах Перу и Мексики. Во всех этих местах ирригация плодородных земель помогала крестьянам производить достаточное количество пищи для пропитания больших концентраций городского населения, которое состояло из специалистов, полностью посвятивших себя ремеслам, не связанным непосредственно с получением продуктов питания. По мере этих перемен человеческие сообщества превратились из племенных групп в родовые кланы, а потом в государства, расслоенные на общественные классы. Большая часть богатства и власти были сосредоточены в руках царей или священников, правивших с помощью чиновников, которые, очевидно, занимались организацией орошения, сбора налогов и запасов продуктов питания для общих нужд. Эта общественная структура нашла свое отражение в новых внушительных типах построек – храмах, дворцах и фортификационных сооружениях.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Общественные образования, которые называют древними цивилизациями, стали появляться в разных регионах Земли не ранее 6-8 тыс. лет назад. Примерно с этого времени наметились три основных пути развития человечества.
Часть племен продолжает традиции каменного века. Некоторые из них – вплоть до нынешнего времени (бушмены, пигмеи, аборигены Австралии, многие жители Океании, крайнего Севера, бассейна Амазонки, отдельные горские народы и т.д.). Они остаются в основном собирателями, охотниками, рыболовами.
Другая
часть человечества, давшая начало
оседлой земледельческой и
Однако
кочевники, за редким исключением, не создают
тех материальных структур, которые
принято называть городской культурой
и которая сегодня обычно отождествляется
с цивилизацией. Организационные структуры
кочевой цивилизации оказались менее
устойчивыми, чем земледельческие, а ценности
их культур – менее овеществленными, и
не столь разнообразными. Возможно именно
поэтому кочевая цивилизация сегодня
практически исчезла с лица земли, не выдержав
конкуренции с земледельческой – очень
стабильной и инертной.
Практически все древние цивилизации, появлялись там, где, во-первых, производящее хозяйство создавало существенные излишки производства, а во-вторых, там где была развита городская культура.
Первый из этих факторов (земледелие и скотоводство – это, с экологической точки зрения, искусственный популяционный взрыв ряда съедобных для человека растений и животных) создавал предпосылки для демографического взрыва в обществах первых протоцивилизаций. А демографический рост, в свою очередь, позволял усложнять структуру общества и решать целый комплекс новых задач, вставших перед протоцивилизациями.
Второй фактор, касающийся наличия развитой городской культуры, определялся необходимостью неких базовых социально-интегративных функций, которые бы сплачивали и структурировали общество. Если провести сравнительный анализ древнейших цивилизаций, то можно выделить по меньшей мере три универсальных объекта материальной культуры, выполнявших эти самые социально-интегративные функции. Во-первых, это ирригационные сооружения. Они служат всему социуму, и имеют весьма выраженную производительную направленность. Два других объекта также служат всему обществу, но не являются производительными. Это культовые сооружения и сооружения фортификационные.
Нулевая производительность и максимальная коллективность, с точки зрения социально–интегративных возможностей, полностью уподобляют фортификацию культовым сооружениям. При всем различии их внешних повседневных функций их внутренняя общественная сущность идентична.
К ирригационным, или речным, можно отнести цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая. К культовым, или храмовым, – большинство цивилизаций Перу и Мезоамерики, Минойскую цивилизацию и некоторые протоцивилизации Междуречья. К фортификационным – Микенскую, Ханаанскую и некоторые другие переднеазиатские протоцивилизации.
Ирригационные,
культовые и фортификационные объекты,
их строительство и эксплуатация, требовали
с одной стороны усложнения, дифференциации
общества, ранее более или менее однородного,
а с другой, требовали его единения, осознания
общих интересов. Возможно, что именно
эта противоречивость легла в основу социальной
напряженности и в то же время целостности
человеческих обществ цивилизованной
эпохи.
МАТЕРИАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ
Древнее Двуречье
Одна из самых древних цивилизаций в мире возникла на территории Месопотамии в плодородной низменности между Тигром и Евфратом. В хозяйственном отношении Тигр и Евфрат объединяли проживавшие здесь народы, но никак не влияли на их этнополитическую пестроту и разобщенность. Здесь отсутствовали естественные границы, защищавшие его население от грабительских набегов соседних народов, что придавало Месопотамской цивилизации динамичность, открытость и полицентричность. Сезонные наводнения привели к тому, что уже в IV тыс. до н.э. здесь зарождается ирригация в виде довольно сложной системы оросительных каналов и водохранилищ, что создало основу для появления крупных общественных образований.
Из строительных материалов в изобилии здесь имелись лишь глина и природный асфальт. Из глины делали ящики, бочки, трубы, очаги, литейные формы, мебель, веретена, светильники, статуэтки, погребальные ящики. Из глины лепили сосуды, сперва от руки, а затем на гончарном круге. Также из глины изготовляли и главный строительный материал сырцовый кирпич, примешивая в него рубленый камыш или солому. Этот кирпич не обжигался в печи, а просто просушивался на солнце. Из него строили дворцы, храмы и жилые дома. Наконец, на глине писали и верили в то, что первых людей боги тоже вылепили из глины.
На севере Месопотамии встречались месторождения свинца, олова, железа, в гористых районах много камня. Шумеры научились получать чистую медь, из которой делали оружие, топоры, серпы, посуду, светильники и статуэтки. Несколько позднее появилась бронза – сплав меди со свинцом или оловом. Главное дерево Месопотамии – финиковая пальма – давала питательные и вкусные плоды, но невысокую по качеству древесину, поэтому дерево ценилось и являлось важным предметом импорта.
Ограниченность возможностей в Месопотамии необычайно активизировала архитектурную мысль. Уже к середине IV тыс. до н.э. сложился тип храма на платформе. Он возник на основе шумерского жилища: южного с открытым внутренним двором и плоским перекрытием и северного с внешним двором и двускатной кровлей. В условиях сильно заболоченной почвы появилась идея специальной платформы из сырца, облицованной для прочности камнем. Платформа выравнивала строительную площадку (при наличии естественного, природного возвышения это было тем более существенно), служила целям дополнительной гидроизоляции. Она являлась своеобразным постаментом, поднимающим вверх постройку святилища, бывшего в представлениях жителей Месопотамии жилищем Божества.
Сырцовый кирпич, как главный строительный материал (камень и дерево в Двуречье всегда были привозным, а значит дорогим, материалом) сыграл огромную роль в развитии конструкции шумерского храма. Сырцовый кирпич создал архитектуру Месопотамии. При отсутствии дерева он рано начал использоваться в Шумере и для создания дополнительных опор, и для возведения перекрытий. Материал диктовал сводчатую систему и шумеры перешли к своду и арке. Потом это ляжет в основу архитектуры древнего Рима и всей европейской архитектуры в целом.
Отличаясь
массивной монументальностью, месопотамская
архитектура создала оригинальные храмовые
ступенчатые башни-зиккураты. Тип башнеобразного
святилища зиккурата являлся выражением
представлений, согласно которым самым
лучшим и значительным в архитектуре считалось
то, что могло быть сопоставимо с горой,
вершина которой возносится к небу. Увеличение
числа платформ до трех и более, а также
увеличение высоты самой платформы привело
к уменьшению, а затем и доведению до минимального
масштаба собственно святилища. Месопотамская
архитектура многообразна и сложна в разработке
конструкции, но постройки ее, к сожалению,
почти не сохранились или сохранились
плохо в силу непрочности ее материала.
Истоки Месопотамской цивилизации
В VII-V тыс. до н.э. Месопотамия становится местом формирования нескольких крупных земледельческо-скотоводческих племенных образований.
В ранненеолитическом поселении Джармо на севере Месопотамии (VII-VI тыс. до н.э.) люди жили в примитивных домах, построенных из глины и тростника на каменном основании, которые часто реставрировались или перестраивались. Постоянное население состояло из около 150 чел. Орудия труда преимущественно каменные. На позднем этапе появляется много инструментов из кости, в частности, иглы, пуговицы и ложки.
На раннем этапе для жидкостей жители использовали плетеные корзины, обработанные смолой местного происхождения. Позже появляется керамика, самая ранняя на Ближнем Востоке, очень простая, ручной работы, с толстыми стенками. Кроме посуды из глины изготавливали зооморфные и антропоморфные фигурки, в том числе, изображения беременной женщины, предположительно, Богини-матери.
Использовали каменные серпы и другие земледельческие орудия, а также гравированные мраморные ящики для хранения урожая. Выращивали одомашненную пшеницу, ячмень, бобовые, а также собирали дикорастущие желуди, фисташки и злаки, употреблявшиеся в пищу и на корм скоту: козам, овцам и собакам. В последние годы существования селения разводили также свиней.
Хассунская культура, возникшая в предгорьях северо-западной Месопотамии в VI тыс. до н.э., характеризуется многокомнатными глинобитными постройками с плоской крышей, появлением металлических изделий и орнаментированной глиняной посуды. Обязательной принадлежностью каждого дома являлась обжигательная или металлургическая печь, иногда в виде довольно массивного сооружения. Полы и стены в домах покрывались циновками из камыша.
Жители Хассуны жили в небольших посёлках площадью 1-3 гектара. Населенность даже самых крупных поселений Хассуны не превышала нескольких сотен человек.
О сельскохозяйственном образе жизни свидетельствуют топоры, серпы, мельничные камни, закрома, печи для выпечки и многочисленные кости одомашненных животных. Женские статуэтки являются предметами культа, а погребения в глиняных ящиках вместе с пищей говорят о наличии веры в загробную жизнь.
Халафская культура в северной Месопотамии (V тыс. до н.э.) характеризуется глинобитными круглоплановыми домами, керамикой с монохромной, а затем и полихромной росписью, глиняными фигурками полных сидящих женщин. Специфика халафского зодчества – преобладание круглых строений, иногда на каменном фундаменте с примыкающими к ним прямоугольными помещениями. Тонкостенная халафская глиняная посуда украшалась разноцветным геометрическим и растительным узором, а также изображениями пятнистых барсов, оленей, птиц, рыб, змей. Впервые появляется техника глазури. Судя по всему у халафцев ремесло уже отделилось от земледелия, и появилась самая примитивная меновая торговля.
Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Земледелие основывалось на природных осадках, ирригация не использовалась. Выращивали эммер (сорт пшеницы), ячмень и лён. Держали коров, овец и коз. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки и др.). Многочисленны орудия из кости.
Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы (в том числе печать). Но медь для изготовления орудий не использовалась.