Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2010 в 19:11, Не определен
Введение
Глава I: Париж как центр новых течений в искусстве XIX-XXв.
Глава II: Париж глазами художников
(Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Сальвадор Дали, Роберт Делоне)
2.1Знаменитые места художников
(Монмартр (Мулен Руж - Тулуз Лотрек), Монпарнас (Ротонда))
Глава III: Национальные музеи современного искусства в Париже
Заключение:
Список использованной литературы
Приложения
6-Делоне Р. Переписка. М., 1990 г. С. 32-35
2.1Знаменитые места художников
Самое высокое место Парижа - холм Монмартр (Monmartre) на севере города. Монмартр был и остается одним из наиболее живописных кварталов Парижа. Он возник на известковом холме 130 метров высотой, где, по преданию, святой Дени - первый епископ Парижа, был обезглавлен в 272 году. В течение всего XIX века Монмартр был притягательным центром для тех художников, для которых вести богемную жизнь означало, прежде всего, жить свободно, посвятить себя только искусству и отказаться от всех условностей и принуждений внешнего мира. Каждый художник, от самого знаменитого до мало известного, оставил на Монмартре след своей жизни, своего творчества. Да и сейчас этот холм населяют люди, которые здесь живут и работают, наполняя своим искусством и неторопливым образом жизни узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, задымленные кафе.
Холм Монмартр — высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр (См. рис. 12) одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра. Первые поселения на холме относятся, однако, даже не к временам древнего Рима, а к эпохе неолита. Холм на берегу тогдашней Сены – чья долина в каменном веке достигала пяти с лишним километров в ширину – сложен из осадочных пород, точнее почти из чистого гипсового камня, годного для того, чтобы из него делать гипс. «Частица Монмартра есть в любой точке Парижа…»7.
На бульваре Клиши жили Тулуз-Лотрек, Сера, Ван-Гог, Боннар, Ван-Донген, Пикассо, Дега, Модильяни. На площади Бланш, пересекаемой бульваром Клиши, находится знаменитый мюзик-холл "Мулен-Руж" ("Красная мельница"), (См. рис. 13) где Тулуз-Лотрек проводил вечера, делая зарисовки с танцовщиц и парижской публики.
У подножия Монмартрского холма находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья Мулен-Руж видевшей искусство Валентина ле-Дезоссе, Джейн Авриль и Ла Гулю. Мулен Руж стал тем местом, где развлечение объединило самые разные группы людей, перемешало артистов, художников, буржуазию и аристократию. Здесь стиралась граница между высоким и низким, между искусством и шоу, между индивидуальным и коллективным. Это ночное заведение, на сцене которого родился "канкан", связано с именем Тулуз-Лотрека, который проводил здесь целые ночи, запечатлевая с помощью своей кисти образы ночной жизни кабаре и театров. Здесь наконец-то находили свое признание люди, которые жили для искусства и которые этим "великим", то есть официальным искусством были отвергнуты.
6
октября 1889 года мюзик-холл принял своих
первых посетителей, о том, как это, "побывать
в Мулен Руж" говорил весь Париж, а других
мест как будто и не существовало.Первым
хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле,
7- Додэ А. Paris Montmartre. М., 1988 г. С. 5-8
владевший к тому же варьете «Олимпия».Завсегдатаем Мулен Руж был художник Анри де Тулуз-Лотрек, написавший ряд картин, посвященных кабаре, и плакатов для этого заведения. В годы открытия в Мулен Руж, прежде всего, ошеломлял интерьер - причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским. Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже - "право быть ленивым". Здесь можно было все — плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов. Искусство и мошенничество переплетались и создавали особую атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка – художник Лотрек увековечивал этот "карнавал жизни". Во многом, именно благодаря исскуству Тулуз-Лотрека, запечатлевшему эксцентричный танец на своих афишах и рисунках, Мулен Руж обязано своей славой и известностью. Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического рода — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции.
Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан. Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, «Гулю» и Жанна Авриль, запечатленные на картинах Лотрека. Во время Второй мировой войны и оккупации «профильная» деятельность кабаре была приостановлена, но затем ее восстановили. После войны здесь в числе прочих выступали такие певцы, как Шарль Трене и Шарль Азнавур. Конечно, сейчас Мулен Руж уже перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент. Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась. Мулен Руж - это элитное заведение, нечто среднее между ночным клубом и музеем. Он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан, мечтают и узнают, что такое настоящий Париж. И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, даже более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах, а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где "мельница" (Мулен де ла Галет) веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.
Если Монмартр - квартал художников, то Монпарнас известен как квартал поэтов, писателей и артистической богемы, где родилась Парижская школа одновременно с искусством 20 в.. Монпарнас, тогда южная окраина Парижа, не был ни столь живописен, ни столь прославлен. Скорее напротив. Свою нищету Монпарнас не мог, как Монмартр компенсировать живописностью и легендарным прошлым. Здесь бродили великие тени – в свое время жили тут и Бальзак и Гюго, и Шатобриан. Сюда они приезжали как в пригород, как другие в Отей, Лувсьен или Сен-Клу, только жизнь была здесь дешевле и соседи демократичнее. Художники и литераторы стали переезжать сюда с Монмартра или сразу же, приезжая в Париж, здесь селились, оказывались в тех странных кварталах столицы, которые воспринимаются своего рода парижской провинцией.
История Парнасской горы (что и означает слово "Монпарнас" (См. рис.14) в буквальном смысле) началась в 16 в., когда студенты, изгнанные строительством монастыря с излюбленного места встреч и дуэлей - Прео-Клер - перебрались сюда, назвав древние каменные карьеры горой муз. Начиная с эпохи Великой французской революции, в этом квартале возникают во множестве кафе и кабаре. Именно здесь рождается танец полька, отсюда знаменитый канкан завоёвывает Париж. Парижская обсерватория построена в 17 в., именно через нее проходил нулевой меридиан, от которого, вплоть до 20 в., французы отсчитывали земли. Рядом с обсерваторией был казнён маршал Ней (князь московский), памятник которому, по мнению Родена, - лучший в Париже. Около 1900 года художники, поэты и писатели эпохи так называемого "авангарда" завоёвывают Монпарнас. В старом "павильоне Вин", оставшимся от выставки 1900 года, скульптором Альфредом Буше в 1902 году были созданы небольшие ателье, которые он сдавал за фантастически скромную плату. Здесь жили и творили Модильяни и Шагал, Михаил Кикоин и Хаим Сутин, Осип Цадкин и Фернан Леже. Всех их часто можно было встретить в кафе и ресторанчиках Монпарнаса. В "Куполе" Луи Арагон впервые увидел Эльзу Триоле, и это "знакомство" оказалось на всю его жизнь. В своё время сюда захаживали Ленин, Троцкий, Стравинский, Хемингуэй, Кокто, Пикассо, Эйзенштейн…
Каждый вторник в ресторанчике "Closerie des Lilas " под председательством "принца поэтов" Поля Фора проходили шумные поэтические вечера, собиравшие весь цвет литературно-художественного Парижа. Не менее знаменитая "Ротонда" хорошо описана в воспоминаниях Эренбурга. Пусть все тогда выглядело обшарпанней и беднее. Но присядешь на банкетку и легко представить, как мимо проходит Алексей Толстой…
Не менее знаменитый "Дом" сегодня один из самых изысканных рыбных ресторанов Парижа. Такого буйябэза (любимое блюдо Вольтера), как здесь, не попробовать больше нигде в столице. На одной из улиц Монпарнаса, находится гостиница Истра, где регулярно останавливался Маяковский, а рядом - один из самых красивых домов Парижа, с мастерскими для художников. Здесь, в одной из его квартир, и поныне живут потомки Серябряковой, Бенуа. Самое старое и ныне уже забытое заведение – кафе «Версаль». Его хозяин Папаша Жиле с почтением относился к художникам и оставлял им лучшие места у располагавшихся в глубине длинного зала отличных, известных всему Парижу бильярдных столов. Кафе находилась напротив вокзала Ренн.
Многие из тех, кто сегодня составляет художественно-литературную историю Парижа, похоронен на кладбище Монпарнаса. Только перечисление имён заняло бы несколько страниц. Приведём некоторые: Бодлер и Ги де Мопассан, Серж Гинзбург и Симон Петлюра, Дрейфус и Пуанкаре, Алёхин и Ситроен, Осип Цадкин и Эжен Ионеско, Жан-Поль Сартр и Хулио Кортасар…
Сегодня Монпарнас - излюбленное место вечернего отдыха парижан. Это царство красивых османовских зданий, знаменитых имен, вкусных запахов, изысканных нарядов… Кафе, кинотеатры, ночные бары, дискотеки, - далеко за полночь здесь еще вовсю кипит жизнь. На улице Кампань-Премьер, что выходит с южной стороны на Монпарнас, чуть ли не каждый дом – живое воспоминание. Под номером 3 с 1906 года находилась лавка, служившая по вечерам кабачком и харчевней под вывеской «У Розалии». Два окна с надписями на одном «Молочная, кофе и молоко, шоколад» на другом – «Ресторан» и узкая дверь между ними, обрамленные, как водилось в то время деревянной, темной панелью. Заведение держала бывшая красотка – натурщица, итальянка из Мантуи синьора Розалия Тобиа. Она приехала в Париж куда раньше герое Парижской школы. Как много «монпарно» обязано этой женщине: и не только тем, что она подкармливала голодных художников, заставляя их порой переступать через собственную гордыню. Опыт, долгая жизнь среди художников, а главное поразительно доброе и чуткое сердце сделали ее спасительницей и тех, чьи имена стали со временем всемирно известными, судьба которых навсегда канула в забвенье. Дом 9 - там до сих пор сохранился длинный тихий двор, застроенный легкими застекленными сооружениями – мастерскими.
Вокруг Монпарнаса приютились разного рода студии и художественные школы, называвшие себя академиями. Лишенный в начале XX века художественной и культурной истории, Монпарнас к исходу столетия стал хранителем этой истории. В значительной мере именно истории скульптуры, хотя и не тех юных радикалов, что мужали в этих местах.
Глава III: Национальные музеи современного искусства в Париже
Мне
не раз приходилось слышать
Вокзал этот построенный по проекту архитектора Виктора Лалу, открыт был в 1900 году к началу всемирной выставки в Париже. Пользовалась им железнодорожная компания «Париж-Орлеан». С 1939 вокзал использовали только для пригородного сообщения, а пустовавший отель был и вовсе закрыт. Потом вокзальный зал использовали для проведения аукционов, еще позднее он приютил труппу Мадлен Рено и Жана-Луи Барро (Театр «Орсэ-Рено-Барро»). Орсон Уэллс снимал в этом зале свой фильм «Процесс» по Кафке. В 60-е годы разгорелась дискуссия во Франции по поводу павильона Бальтара в «чреве Парижа», и тогда было принято решение вокзал Орсэ занести в список охраняемых исторических памятников. В 1977 возникла идея разместить тут музей искусства второй половины XIX века. Проблема заключалась в том, что в огромном зале, который хотелось, во что бы то ни стало сберечь, требовалось отыскать множество стен и карнизов для полотен. Архитекторы укрепили зал продольной осью. Обустройство интерьера было поручена итальянцу Ауленти и аскетическая строгость созданных им конструкций выгодно контролировала с декоративной щедростью Виктора Лалу.
В
80-е года вокзал стал прекрасным музеем,
и в него начали поступать коллекции. В
первую очередь из Лувра и его запасников,
где картинам и скульптурам уже давно
было тесно. Поступали такие шедевры, как
«Олимпия» Эдуара Моне, «Руанский собор»
Клода Моне, «Мельница» Ренуара, «Семья
Беллелли» Эдгара Дега. Полностью перешли
сюда коллекции музея « Зала для игры в
мяч» в саду Тюильри, который пришлось
закрыть из-за тесноты, поступила множество
замечательных картин, которые долгое
время пришлось держать в запасниках провинциальных
музеев. В день открытия музей Орсэ публике
предстали картины, которые никто не видел
уже добрых полстолетия, вроде «Рождения
Венеры» Кабанеля.