Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть проблемы феминизма в прошлом и настоящем через призму категории мифов и их отражение в СМИ. Исходя из данной цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть миф как социологическую и культурологическую категорию;
Охарактеризовать течение феминизма и его развитие;
Обозначить место феминизма в современной мифологии;
Проанализировать отражение феминизма в средствах массовой информации.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Миф как социологическая и культурологическая категория……….5
Понятие и функции мифа как феномена культуры………………..5
Современные мифы и их роль в обществе…………………………11
Глава 2. Феминизм и влияние на нее мифологии……………………………….13
2.1. Возникновение и развитие движения за независимость и равноправие женщин на Западе…………….…………..…………………13
2.2. Место феминизма в современной мифологии…………………...18
Отражение феминизма в средствах массовой информации..……22
Заключение………………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………….....35
Однако даже при этом раскладе существовала некая граница, за которой женское оставалось женским и мужское мужским.
Теперь все границы сглаживаются, области тайны и табу более нет (а тайна очень важна для человеческой личности, не важно какая, вообще понятие тайны, тайного знания). Сексуальность стала ширпотребом, область рождения ребенка – поставлена на рельсы «все рожают с мужьями», понятие женской слабости, кажется, скоро станет постыдным, а независимость станет великим достижением, причем эта независимость поставлена на платформу эгоцентричности и стремлению к удобству и комфорту любой ценой. Чего стоят только столь милые с недавнего времени сердцу женщин гостевые браки (когда можно встретиться, провести мило время и разбежаться по своим квартирам), мода на бездетность или устремление вверх по карьерной лестнице с перспективой умыть наглых мужиков и получить больше, чем они звездочек на погоны и денежек на зарплатную карту.
Разрывается изначальное человеческое – связи: родовые, семейные. Половое определение и самоопределение; то есть все изначальные качества и свойства человека. Разрушается статус-кво, изначальное положение вещей, которое было задумано не нами.
Да, именно так: наш мир во многом мужской мир, с этим нужно смириться, но ведь мы знаем множество исключений, начиная с Нефертити и Царицы Савской, которую на равных принимал Соломон, и заканчивая всеми дамами в нынешних правительствах. В промежутках были и те же дамы-полководцы (на минуточку представьте, что они командовали армиями мужчин и не когда-нибудь, а тогда, когда наши предки славяне вообще в лесах сидели и не знали, что они славяне, и гораздо позже тоже командовали, уже ближе к нашему времени).
Иудейская Мария, жившая в 3-м веке, была известнейшим алхимиком своего времени, никто и ничто не мешало ей самовыражаться и составить конкуренцию мужчинам.
«Бабий век» русской истории – был, сто лет Россией правили женщины и ничего, народ и армия мужчин вполне себе подчинялись.
Жанна Д’Арк, которая, кажется, была все же принцессой крови и ее история не похожа на тот миф, который живет по сей день во Франции, но так или иначе, она сыграла свою роль в Столетней Войне.
Дама-гусар Надежда Дурова, послужившая прототипом Рязановской героине Шурочке из «Гусарской баллады» – это уже наша, родимая история.
Царевна Софья, которая едва не угробила Петра и не повернула русскую историю в другое русло.
Вот навскидку приведенные примеры, без консультации с интернетом.
Эти женщины играли свою роль на подмостках истории, и никакой мужской мир не мог им помешать сделать это. Поэтому любимая феминистическая песня про то, что женщин веками угнетали и держали у печи – это песня, которая поется на фальшивый мотив.
Мир вообще во многом находится во власти мифов, и кажется мне, что миф о том, что «женщина бы дала миру горючего, да только вечно угнетена была», – это один из них. Если женщина имела талант – она играла свою роль в истории и науке и от этого никуда не деться. Вопрос в другом: а насколько часто женщине был дан этот талант? То есть талант в смысле способности шевелить историю/науку и через них – всю телегу нашей цивилизации? Ведь таланты бывают разными. Есть талант не шевелить историю, а плести подковерные интриги так, чтобы эту историю шевелил ее мужчина. И неизвестно, какой талант «круче».
Разве утверждение, что за
каждым великим мужчиной стоит великая
женщина – это отказ в
Так что, мои мысли по поводу
женщин, родившихся не в свое время,
– теперь ясны. Я считаю это мифом,
рожденным феминизмом. И сразу
же оговариваюсь, что не отказываю
женщине в одаренности. А считаю
женскую одаренность вещью
Так вот, суть нашей природы – в равновесии. Любая религия, любая философская система в конечном итоге имеет в виду именно его – равновесие. Не сваливание в какую-то сторону. Объясню на примере христианства, потому что лучше всего знаю именно это учение. В христианстве есть понятие Страха Божия, мы уже о нем говорили, что это не тот страх, который мы знаем в повседневной жизни. Но одновременно человеку говорится об образе и подобии Божием, то есть человек должен держаться между бездумным пресмыкательством и впадением в гордыню. Середина, равновесие… Любое духовное учение правой руки – об этом, о не впадении в крайности.
У нас есть наша суть – мужское и женское, инь и янь, пассивное и активное, сухое и влажное. Колебания в ту или иную сторону, конечно, возможны, то есть женщина не обязана быть исключительно домохозяйкой, озабоченной обедом и детскими болезнями, а мужчина не должен быть суровым охотником, стреляющим от плеча и не способным на малейшее проявление эмоций. Обычно все колеблется – но в определенных пределах.
Жизнь меняется так, как хотят феминистки, но разве она стала лучше? В каком-то смысле да: феминизм все же сыграл свою положительную роль. И эту роль никто не умаляет. Вопрос лишь в том, что женщины не могут вовремя остановиться и требуют все большего. И в результате – как всегда – выплескивают с водой ребенка. Но вот в чем парадокс: феминистически настроенные женщины редко задумываются, как жили женщины прошлых веков? Не могу отделаться от ощущения, что они представляют себе женщин 17-19 столетий (наиболее близких к нам по шкале понимания) – своими копиями, только перенесенными на пару-тройку веков назад. Со всеми амбициями, представлениями, стремлениями и так далее10.
Человек во многом продукт времени, в котором он живет. Мне было очень интересно в свое время узнать, что стремление читать в русской женщине родилось между 18 и 19 веком. До этого женщина просто не делала этого, исключения были исключениями.
Женщина, жившая в России (беру нашу национальность, нашу же культуру) в 17 веке жила в своем мире, который был богат и наполнен – просто даме 21 века не понять его наполненности, она жалеет эту женщину, не понимая, что ведет себя так же, как и европеец, рассказывающий каннибалу, что тот плохой.
Женщина 18-19 века жила в нормах изменившихся гуманитарных стандартов, выведенных французскими энциклопедистами, когда появился мир детства (до этого дети росли с кормилицами, считаясь маленькими взрослыми, которые должны поскорее вырасти, детских комнат не было, в общем, царил совершенно другой стандарт взросления). 18-19 век изменил женщин – и именно они стали хранительницами детства, хранительницами духовности, формировательницами моральных ценностей общества, хозяйками салонов, где происходила культурная жизнь.
Известные слова В.И.Ленина о том, что «газета — это коллективный пропагандист, агитатор и организатор», в значительной степени отражают и состояние современных СМИ всего мира, будь то «Нью-Йорк таймс», «Асахи», «Всеукраинские ведомости» или «Независимая газета», SNN, радио Ямайки, агентство «Рейтер» или информационные сайты Интернета. Жители всего мира смогли убедиться в этом в период войны в Персидском заливе, двух войн в бывшей Югославии и двух войн в Чечне.
В то же время СМИ выступают
и своего рода лабораторией по проверке
на прочность старых представлений
и выработке новых стереотипов1
Говоря о гендерных стереотипах в СМИ России и стран, возникших в последнее десятилетие на территории бывшего СССР, прежде всего стоит отметить тот факт, что гендерные стереотипы в журналистике возникли вместе с самой журналистикой — они отражали гендерные различия в существующих тогда обществах, закрепляли традиционные гендерные роли. Нельзя не сказать и о том, что, находясь в теснейшем контакте с литературой, журналистика воспроизводила образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивала их, превращала в клише. «Тургеневские девушки», Обломовы и Чичиковы, благополучно существующие в российской прессе вот уже более ста лет, тому живой пример. Гендерные представления в российской журналистике конца прошлого века отражали общественную дискуссию об эмансипации женщины, о женском образовании и общественной деятельности, соответственно разделяя газеты и журналы на два лагеря — сторонников и противников изменения традиционного места женщины в российском обществе, В начале нынешнего века подобное разделение было весьма очевидным, во всяком случае ход первого всероссийского женского съезда 1908 года был с восторгом описан в демократической прессе, и подвергнут резкой критике в ортодоксальной и черносотенной. Особое место в журналистике той поры занимают социал-демократические издания, проповедовавшие классовый подход и представлявшие некий новый идеал женщины-революционерки, борца за светлое будущее12.
Любопытно, что в первые же советские годы этот идеал начал довольно быстро исчезать из периодики, будучи сменен новым — радикально новым для российской культуры и журналистики — образом строительницы социализма. Великий социальный эксперимент, которому положил начало 1917 год, был неотделим от создания и утверждения новой идеологии, нового массива культуры, разрабатыващей, развивающей и укрепляющей новую мифологию. Не будет преувеличением сказать, что без существования Великого советского мифа не было бы и строительства социализма в России. Основным транслятором этого мифа являлась наряду с искусствами литературы и кино советская журналистика13.
Образ женщины одним из основных в советской мифологии был призван разрушить все старые представления о женщине, и не допускал дискуссии (не случайно бурная полемика о вопросах пола была так быстро свернута в последующие годы). В основе чисто идеологической схемы нового образа стояли слова Н.К.Крупской о том, что женщина — «работница и мать», подчеркивая приоритет участия бывших крестьянок в общественно-полезном труде. В основе образных и ассоциативных рядов женских образов советской журналистики лежали великие мифостроительные произведения советской классики. Выделим три из них, так или иначе вызывающие ассоциации с тремя предшествующими великими стилями мировой литературы. Первое — известный роман М.Горького «Мать» (хотя и написанный ранее, он явился одним из базовых произведений для советской культуры, и его не случайно проходили в средней школе — ни один подросток не избежал анализа этого текста: в характере Ниловны без труда угадываются черты матери героя, свойственные эпическим произведениям. Второй текст, интерпретирующий свойственную классицизму коллизию конфликта между долгом и любовью, — пьеса Тренева «Любовь Яровая». Третье произведение, не менее знаковое и воспитавшее не одно поколение советских людей, — роман Н.Островского «Как закалялась сталь», героиня которого, несомненно, создана по образу и подобию романтических героинь, последовавших за избранником-героем.
Каждое из этих произведений
вызвало к жизни десятки
Таким образом, средства массовой информации как социальный и политический институт способны оказывать существенное влияние на формирование политических процессов и общественного мнения.
Процесс формирования массового сознания и его взаимосвязь с системой массовой информации демонстрирует, что основные понятия и ценности эгалитарной политики медленно приживаются и в западной, и в российской медийной среде.
В настоящее время более 80% зарегистрированных печатных СМИ являются изданиями либо учрежденными, либо дотируемыми (напрямую или косвенно) из бюджетов различных уровней.
Таким образом, в России именно
государство определяет «правила игры»
в информационном пространстве, располагает
для этого всем необходимым инструментарием
влияния. В компетенции государства
находится также решение
Основы для решения проблем гендерного равенства в масс-медиа, как и равенства в информационной сфере вообще, были заложены ещё в 1950 году в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 10 Раздела I «Права и свободы» гласит: «Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…» (Рим, 4 ноября 1950 г.).
По идее препятствовать давлению государства на СМИ (то есть явной и скрытой цензуре) могут профессиональные объединения журналистов, профессиональные кодексы журналистов, включающие в себя принципы не дискриминации и гендерной корректности. Но в российской медиа-среде преобладают верноподданические, сексистские и мизогинные тенденции. Поэтому, как правило, законы, направленные на искоренение дискриминационных практик в отношении женщин, здесь не работают15.
В теории гендерных исследований, как в недавно сформировавшейся академической дисциплине пока слабо представлена гендерная проблематика в контексте теории средств массовой информации.
Впервые в России специальный семинар «Женщины и СМИ» появился на факультете журналистики Московского государственного университета (МГУ) в 1996 г. Ведущие — Ирина Юрна и Надежда Ажгихина. По результатам данного семинара подготовлены и защищены 7 дипломов и 2 кандидатские диссертации. Также обсуждение и анализ гендерных проблем в СМИ проводились в рамках ежегодных Круглых столов на факультете журналистики МГУ. По их итогам регулярно выпускались сборники материалов и выступлений. Выпускались аналитические сборники, в частности: «Образы женщин в современной журналистике. Анализ федеральной и региональной прессы».