Два кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:37, реферат

Описание работы

Изменения в структуре феодального класса, перестройка системы управления – все это способствовало нарождению российского самодержавия. В своих политических оценках Иван следовал таким правилам, что только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть. Эта политика не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны отменой кормлений и других привелегий, а дворяне тем, что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами во внешней политике. В 1560 году умерла жена Ивана IV. Враги Избранной рады пустили слух, что царицу отравили Адашев, и придворный священник Сильвестр

Содержание работы

1. Введение.

2. Два кризиса русской государственности в XVI-XVII вв.

2.1. Опричнина.

2.1.1. Династический кризис.

2.1.2. Образование опричнины.

2.1.3. Опричный террор.

2.2. “Смутное” время.

2.2.1. Власть накануне “смуты” .

2.2.2. Народное недовольство.

2.2.3. Лжедмитрий I.

2.2.4. Восстание Ивана Болотникова.

2.2.5. Лжедмитрий II.

2.2.6. Дворцовый переворот.

2.2.7. Первое земское ополчение.

2.2.8. Второе земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского.

2.2.9. Избрание нового царя.

3. Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

смута.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

              Недовольны  были “царем Дмитрием” и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве западнорусские города. Настойчивые просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата.

              Новому  заговору предшествовала свадьба Дмитрия  Самозванца с Мариной Миншек, дочерью  литовского магната. Католичка была увенчана царской короной православного  государства. После пышной свадьбы  начались бесконечные оргии. Приехавшие на свадьбу шляхтичи пьянствовали и бесчинствовали по всей Москве.

              Рано  утром 17 мая 1606 года зазвонили колокола. Москвичи кинулись в дома, где жили поляки, и начали избивать непрошеных гостей. Человек двести бояр во главе  с Василием Шуйским ворвались в кремлевский дворец. Дмитрий Самозванец, пытаясь спастись, выпрыгнул в окно и сломал ногу. Авантюриста настигли и убили. На престол взошел организатор боярского заговора Василий Иванович Шуйский.

              Воцарение Василия Шуйского не прекратило “смуту” . Новый царь опирался на узкий круг близких ему людей. Внутри Боярской думы у него были недоброжелатели, сами претендовавшие на престол. Не был популярен Шуйский и у дворянства, которое сразу признало его “боярским царем” . Народные массы не получили никакого облегчения. Василий Шуйский отменил даже налоговые льготы, данные самозванцем населению южных уездов. Началось преследование бывших сторонников “царя Дмитрия” , что еще больше накалило обстановку.

              В народе продолжал упорно держаться  слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что, вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение.

      1. Восстание Ивана Болотникова

              В движение против “боярского царя”  Василия Шуйского оказались вовлеченными самые разные слои населения: народные низы, дворянство, часть боярства. Именно они приняли участие в восстании Ивана Болотникова в 1606-1607 годах.

              Болотников  был “боевым холопом” князя Телятевского, бежал к казакам, был одним  из атаманов волжской казацкой вольницы, попал в плен к татарам и  был продан в рабство в Турцию, был гребцом на галере, участником морских сражений, был освобожден итальянцами. Затем Венеция, Германия, Польша, где он встречается с самозванцем. И вот Путивль, где неизвестный странник вдруг становится вместе с боярским сыном Истомой Пашковым и дворянином Прокопием Ляпуновым во главе большого войска. Ядро повстанческой армии составили дворянские отряды из южных уездов, остатки воинства первого самозванца, вызванные с Дона казаки, стрельцы пограничных гарнизонов. И, как во время похода к Москве первого самозванца, к войску присоединяются беглые крестьяне и холопы, посадские люди, все недовольные Василием Шуйским. Сам Иван Болотников называет себя “воеводой царя Дмитрия” . Создается впечатление, что вожди провинциального дворянства учли опыт похода на Москву первого самозванца и постарались использовать народное недовольство для достижения своих сословных целей.

              Летом 1606 года, восставшие двинулись на Москву. Под Кромами и Калугой они  разгромили царские войска. Осенью они осадили Москву. По мере вовлечения в движение народных масс, оно все более приобретало антифеодальный характер. В “листах” , которые рассылались штабом восстания, призывалось не только к замене Василия Шуйского “хорошим царем” , но и к расправе с боярами. Дворянские отряды покинули лагерь Ивана Болотникова.

              2 декабря 1606 года в сражении  у деревни Котлы Болотников  был разбит и отступил в  Калугу, затем перешел в Тулу, где продержался до октября  1607 года, отбивая приступы царского  войска. Наконец, обессиленные длительной  осадой и голодом, защитники Тулы сдались, Иван Болотников был сослан в Каргополь, где и погиб.

              Движение  Ивана Болотникова ослабляло  Российское государство и подготавливало условия для внедрения в Россию второго самозванца, пользовавшегося  прямой помощью польско-литовской шляхты.

      1. Лжедмитрий II

              Летом 1607 года, когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Происхождение его  не ясно, по некоторым сведениям  это был крещеный еврей Богданка, служивший писцом у Лжедмитрия I. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В январе 1608 года он дошел до города Орла, где встал лагерем. В Орел приходили шляхетские отряды, остатки войска Болотникова, казаки атамана Ивана Заруцкого, служилые люди южных уездов и даже бояре, недовольные правительством Василия Шуйского. Ряд городов перешел на его сторону.

              В июне 1608 года Лжедмитрий II подступил  к Москве, не смог взять ее и остановился  в укрепленном лагере в Тушине, отсюда его прозвище – “Тушинский вор” . В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. Вскоре туда пришло и большое войско литовского гетмана Яна Сапеги. Участие Речи Посполитой в событиях “смуты” становилось все более явным. Но польско-литовские и казацкие отряды “тушинского вора” после неудачи разошлись по всей Центральной России. К концу 1608 года самозванцу “присягнули” 22 города. Значительная часть страны попала под власть самозванца и его польско-литовских союзников.

      1. Дворцовый переворот

              В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В тушинской “воровской думе” заправляли бояре Романовы, Салтыковы, Трубецкие. Был в Тушине и собственный патриарх – Филарет. Бояре в корыстных целях неоднократно переходили от Василия Шуйского к самозванцу и обратно; таких бояр называли “перелетами” .

              Не  имея достаточной поддержки внутри страны, Василий Шуйский обратился  за военной помощью к шведскому  королю. Племянник царя, Михаил Скопин-Шуйский  отправился в Новгород для переговоров со шведами. Весной 15-тысячное шведское войско поступило под командование Скопина-Шуйского; одновременно на русском Севере собралась и русская рать. Летом 1609 года русские полки и шведские наемники начали наступательные действия.

              Однако шведы дошли только до Твери и дальше наступать отказались. Стало ясно, что надеяться на иноземцев нельзя. Михаил Скопин-Шуйский с одними русскими полками ушел к Калязину, где стал лагерем, и начал собирать новое войско. Гетман Ян Сапега пытался штурмовать укрепленный лагерь Скопина-Шуйского, но потерпел сокрушительное поражение и отступил. Русский полководец выиграл время для сбора войска. Осенью того же года началось планомерное наступление Скопина-Шуйского на тушинцев, он отвоевывал город за городом. Под Александровской слободой он еще раз разгромил гетмана Сапегу. Войско Скопина-Шуйского достигло численности в 30 тыс. человек, в нем совершенно затерялся оставшийся с русскими 2-тысячный шведский отряд.

              В марте 1610 года полки Михаила Скопина-Шуйского подошли к Москве. “Тушинский лагерь” разбежался. 12 марта полки Михаила Скопина-Шуйского торжественно вступили в столицу.

              Решение царя Василия Шуйского призвать на помощь иноземцев дорого обошлось России. Шведскому королю пришлось пообещать  город Корелу с уездом. Реальная же военная помощь шведов была незначительной: Москва была освобождена русскими полками. Но главное, союз со Швецией обернулся крупными внешнеполитическими осложнениями. Швеция находилась в состоянии войны с Речью Посполитой, и польский король Сигизмунд III использовал русско-шведское соглашение как предлог для разрыва подписанного в 1601 году перемирия. Польско-литовская армия осадила Смоленск.

              Героическая оборона Смоленска, которую возглавил  выдающийся русский полководец начала XVII века – воевода Михаил Шеин – почти на два года задержала главные силы королевского войска. Однако летом 1610 года сильный польско-литовский отряд гетмана Жолковского двинулся к Москве, Выступившим навстречу русским войском командовал бездарный воевода Дмитрий Шуйский, брат царя. Михаил Скопин-Шуйский неожиданно умер. Ходили слухи, что его отравили как возможного претендента на престол. Царское войско было разгромлено в сражении у села Клушино.

              В Москве произошел дворцовый переворот. Военное поражение привело к падению Василия Шуйского. 17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с Захаром Ляпуновым свергли В. Шуйского с престола. Царь Василий Шуйский был насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству из семи бояр – “семибоярщине” . Узнав о перевороте, “Тушинский вор” снова двинулся со своими сторонниками к Москве.

              В этих условиях “семибоярщина” , не имевшая  опоры в стране, пошла на прямую национальную измену: в августе 1610 года бояре впустили в Москву польский гарнизон. Фактическая власть оказалась в руках польского коменданта пана Гонсевского. Король Сигизмунд III открыто объявил о своих претензиях на русский престол. Началась открытая польско-литовская интервенция. Шляхетские отряды покинули “Тушинского вора” . Самозванец бежал в Калугу, где вскоре был убит, потому что больше полякам он нежен не был. России грозила потеря национальной независимости.

      1. Первое земское ополчение

              В стране поднималось национально-освободительное  движение против интервентов.

              Во  главе первого ополчения стал думный дворянин Прокопий Ляпунов, который уже давно воевал против сторонников “Тушинского вора” . Ядром ополчения стали рязанские дворяне, к которым присоединялись служилые люди из других уездов страны, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого.

              Весной 1611 года ополчение подошло к Москве. В городе вспыхнуло народное восстание  против интервентов. Все посады оказались  в руках восставших. Польский гарнизон укрылся за стенами Китай-города и Кремля. Началась осада.

              Однако  вскоре между руководителями ополчения Прокопием Ляпуновым, Иваном Заруцким и Дмитрием Трубецким начались разногласия и борьба за первенство. Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой, воспользовавшись тем, что власть в ополчении все больше переходила в руки “дворян добрых” , прибывавших из всех уездов страны, что вызывало недовольство казачьих атаманов, организовали убийство Прокопия Ляпунова – он был вызван для объяснений на казачий “круг” и зарублен. После этого дворяне начали покидать лагерь. Первое ополчение фактически распалось.

              Между тем положение еще больше осложнилось. После падения Смоленска, 3 июня 1611 года, польско-литовская армия высвободилась  для большого похода на Россию.

              Король  Сигизмунд III теперь надеялся захватить  русский престол силой. Однако новый  подъем национально-освободительной борьбы русского народа помешал ему это сделать: в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения.

      1. Второе земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского

              Организатором ополчения стал “земский староста”  Кузьма Минин, обратившийся с призывом к нижегородцам: “Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!” Тогда же с одобрения нижегородцев был составлен приговор о сборе денег “на строение ратных людей” , и Кузьме Минину было поручено установить, “с кого сколько взять, смотря по пожиткам и промыслам” . Средства для снаряжения и жалованья “ратным людям” были быстро собраны.

              Решающую  роль сыграл Кузьма Минин и в выборе военного руководителя ополчения – именно им были сформулированы жесткие требования к будущему воеводе. Нижегородцы приговорили позвать “честного мужа, которому за обычно ратное дело и кто б был в таком деле искусен, и который бы во измене не явился” . Всем этим требованиям удовлетворял князь Дмитрий Пожарский.

              В Нижний Новгород стали собираться служилые люди из соседних уездов. К осени 1611 года в городе уже было 2-3 тысячи хорошо вооруженных и обученных  “ратному делу” воинов – они  и составили ядро ополчения.

              Руководители  ополчения налаживали связи с  другими городами Поволжья, отправили  тайного посла к патриарху  Гермогену, находившемуся в заключении в Кремле. В это “безгосударево время” Патриарх Гермоген, патриотически-настроенный, благословил ополчение на войну с “латинянами” . Поддержка Православной Церкви способствовала объединению патриотических сил.

              Весной 1612 года “земская рать” во главе  с Мининым и Пожарским пошла  из Нижнего Новгорода вверх по Волге. По пути к ним присоединялись “ратные люди” волжских городов. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, было создано временное правительство – “Совет всей земли” , новые органы центрального управления – приказы. Усиленно шло пополнение войска за счет дворян, “даточных людей” из крестьян, казаков, посадских людей. Общая численность “земской рати” превысила 10 тыс. человек. Началось освобождение от интервентов соседних городов и уездов.

Информация о работе Два кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время