Бытовой жанр в европейской живописи нового времени как репрезентация повседневности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я проанализирую возможность изучения исторического периода через искусство, в данном случае через живопись. Найду изображения повседневности - феномена способного в полной мере отобразить культуру.
Сложно охватить все исторические периоды, поэтому я выбрал одну наиболее понравившуюся мне эпоху, а именно Новое время.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_Butenko_Sergey.docx

— 77.07 Кб (Скачать файл)

Своеобразие творческой индивидуальности Яна Вермера (1632-1675) проявилось в ранней работе "У сводни", построенной на контрастных цветовых сочетаниях и имевшей подчеркнуто нравоучительный смысл. Последующие произведения художника внешне мало чем отличались от жанровых картин его современников. Даже композиционные приемы были схожи. Это изображения одной или нескольких фигур в интерьерах - женщин, служанок, кавалеров, занятых повседневными делами. Однако художественное решение сцен подкупает поэтичностью, гармонией и завершенностью («Бокал лимонада», «Служанка с кувшином молока», «Офицер и смеющаяся девушка», «Мастерская живописца»). Одной из интереснейших картин Вермера зрелого периода является «Девушка с письмом». Композиция будто насыщена воздухом и светом. Сочетания красных, зеленых, золотистых красок создают впечатление объемности комнаты, ощущение чистоты и уюта. У Вермера человек неотделим от повседневности мира, которым живописец был поистине увлечен и который находил художественно-выразительное воспроизведение в его произведениях.

Самым крупным представителем бытового жанра в Нидерландах являлся Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). В его живописи почти нет ярких цветов, густая сумеречная атмосфера коричневых тонов расцвечивается блеском драпировок. Свет и тени усиливают драматическое напряжение. Они не похожи на праздничную светотень барокко, это, скорее, сияние во мраке. Сложность человека с его богатым внутренним миром тревожит воображение. Главной задачей искусства Рембрандт считал нравственное возвышение личности («Портрет Яна Сикса», «Возвращение блудного сына»). Выдающимся мастером коллективного и индивидуального портрета зарекомендовал себя современник Рембрандта Франц Хальс (между 1581 и 1585-1666).

В его ярких композиционно стройных произведениях объединились высокое профессиональное мастерство, глубина психологического раскрытия личности и безукоризненный вкус художника. Он писал в основном людей высокого социального происхождения: монархов, блестящих аристократов, представителей дворянской элиты. Однако в каждом случае им двигало стремление раскрыть характер индивида, нюансы его настроений, подчеркнуть грани красоты («Портрет Томаса Уортона»).

Во Франции взгляды третьего сословия (мелких буржуа, мещан) выразил Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Чаще всего живописец обращался к бытовому жанру и натюрморту, показывая жизнь простых людей и вещи, которыми они пользовались. Шарден писал незатейливые интерьеры, заботливых матерей, хлопочущих по хозяйству, трудолюбивых служанок, тихих детей. В картинах «Прачка», «Молитва перед обедом» скромность и трудолюбие прославляются Шарденом без внешних эффектов и патетики.

В Англии представителем бытового жанра в живописи считается Уильям Хогарт (1697-1764), который противопоставлял положительные качества буржуазии отрицательным чертам паразитарного слоя аристократии ("Трудолюбие и праздность").

В Испании черты бытового жанра отчетливо проявились в творчестве Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660). Первые самостоятельные работы Веласкеса рассказывали о жизни простых людей. Это были незамысловатые сцены, лишенные сложного сюжетного действия («Завтрак», «Музыканты», «Водонос»). Даже тогда, когда художник обращался к библейским или мифологическим сюжетам, он оставался верен приемам реалистической живописи («Поклонение волхвов», «Вакх»).

Культуру и цивилизацию Нового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем - человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским (революционным) концепциям.

Однако амбивалентные оценки достижений культуры и цивилизации Нового времени не могут заслонить тот факт, что ее интеллектуальное и художественное наследие стало отправным пунктом для последующего развития философии, науки, искусства, утверждения рационалистических мировоззрений и идеологий. Оно заложило основы дальнейшего прогресса всей европейской культуры.

 

 

 

2.2. Живопись как исторический источник

 

     Исторические источники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

     «Накопленный  опыт взаимопроникновения чувственно-материальной  формы и скрытого духовно-психологического  содержания лег в основу концепции  искусства как идеального, выраженного  в реальном. Г.В.Ф. Гегель видел  истоки художественного творчества  в потребности человека в духовном  удвоении себя в формах внешнего  мира, опосредованно. Этот взгляд  в последующем многократно дополнялся  и модифицировался.

Действительно, любое содержание, выраженное опосредованно, кажется человеку более богатым, представляя для него особую ценность».1

     «Из того, что  искусство служит средством самовыражения  человечества, следует и то, что  предметом искусства являются  как отношения человека и мира, так и сам человек во всех  его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже  бытовом. Гуманитарные науки также  имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают  его с какой-либо одной и  притом сознательно ограниченной  точки зрения. Искусство же не  только берет человека в его  цельности, но затрагивает и все  самые глубокие и еще неизведанные  наукой пласты того удивительнейшего  феномена в мире, которым является  человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен».2

     Живопись, так же как и другие виды искусства, является одной из форм общественного сознания, средством познания мира Художественные образы, создаваемые живописцами, обычно не развиваются во времени, а отражают определённый момент исторического события или явления. Методами типизации и соответствующими средствами художественной выразительности живопись раскрывает суть явлений и закономерность процессов жизни, воспроизводит не только внешний вид но и внутренний мир, характеры людей, их общественные взаимоотношения.

     В теории Ганса Зедльмайра по интерпретации искусства, он говорит об особом значении интерпретации в том плане, что правильное истолкование

отдельно взятых произведений, является предпосылкой для дальнейшего рассмотрения художественного произведения и основой всякой подлинной истории искусства.

     «Это воссоздание  произведений искусства из художественных "вещей" является предпосылкой  всякого дальнейшего научного  занятия проблемами искусства. Оно  является также предпосылкой  любого учения о произведении  искусства вообще, равно как и  исследования какой-либо определенной  проблемы, скажем, социальной функции  искусства, ибо для того, чтобы  знать, что может дать искусство, я уже должен знать, что представляет собой художественное произведение. Но прежде всего указанное воссоздание является предпосылкой всякой подлинной истории искусства, ибо без этого она лишена своего исходного пункта и своей цели. Если бы не было людей, обладающих этой способностью к воспроизведению, тогда была бы возможна только история (как бы "мертвых") форм, а не история искусства»3.

2.3. Анализ Нового времени через изображение повседневности в бытовом жанре живописи Нового времени.

 

    Сцены быта, которые  запечатлены художниками разных  эпох, как бы позволяют окунутся  в действительность реальной  жизни давно ушедшего времени. Художник, который изображает современную  ему жизнь, словно закрепляет  на холсте, неповторимые особенности  быта своей эпохи для будущих  поколений.

     Люди жившие в XVII веке жили тихой, размеренной жизнью, и им не к чему было в своих скромных жилищах размещать мифологические полотна или портреты королей. Им было интересно наблюдать собственную жизнь на картинах, досуг, свои комнаты, занятия. Так изображал жизнь людей художник Ян Вермер, он мог прекрасно изобразить быт мирным, уютным, а так же поэтичным, как например видно по его работе "Служанка с кувшином молока".

     Но например в бытовой живописи "малых голландцев" была очень распространена тема развлечений и веселья, так как создавала приятное настроение для заказчика. Изображение трактирных драк, различных пирушек нравились и забавляли население. Адриан ван Остаде в небольшой по объёмам картине "Драка" изображает забавную, комическую сторону сюжета, в котором герои - это подвыпившие крестьяне, они не очень приятны, как бы грубоваты, а некоторые подчёркнуто некрасивы.   

     На картине  Питера Ван Хоха "Хозяйка и  служанка" действие происходит  в солидном обеспеченном бюргерском  доме, где всегда царят чистота и порядок. Аккуратная и заботливая хозяйка в белом чепчике остановила свое занятие, для того чтобы посмотреть на рыбу, которую ей показывает служанка в медном, начищенном до золота ведре. Художник воссоздает перед нами живописный гимн достойному, тихому, и размеренному житию.

     Для французского художника Жана Батиста Шардена были очень весомы - домашний круг, жизненная естественность, лишённая светских правил, материнские заботы. Так же для него было очень важно противопоставить холодный блеск парадных полотен нежным человеческим привязанностям, естественной жизни, уютному домашнему миру.

     Проанализируем  картину Жана Батиста Шардена "Прачка" - на полотне изображена добропорядочная и скромная женщина, заботливая хозяйка и мать. Прозаическая обстановка помещения, где трудятся она и другая прачка, занятая развеской белья, обыденные вещи, которые их окружают, скромная одежда  все написано лаконично, обобщенно, без излишней детализации.

Задушевная и вместе с тем сдержанная, спокойная манера повествования, ясность и простота композиции, умелая передача воздуха, заполняющего комнату, гармоничность неярких красок, подчиненных общему теплому тону, так же нельзя не обратить внимание на то, с какой любовью художник изобразил ребёнка надувающего пузыри. Атмосфера и характер этого произведения отражает в достаточной мере быт простых людей, что является главной идеей бытового жанра.

     Так же я бы хотел проанализировать одну из ранних работ Диего Веласкеса, а именно такой шедевр, как "Старуха, жарящая яичницу". В этой картине начисто отсутствует драматизм, повествовательный элемент, все обыденно и просто. И вместе с тем быт неожиданно обретает черты чего-то устойчивого, надежного, извечного, освещается изнутри поэзией скромной и чистой жизни, гуманизмом взгляда художника, такого цепкого и такого доброго. Очень конкретные, индивидуальные черты лиц имеют в себе что-то эпическое, в особенности это относится к старой женщине. Ее одежда, обычная, народная, кажется какой-то библейской, а жест руки, помешивающей еду, - величественным и монументальным. В том, как она прямо сидит, хоть годы и согнули ее плечи, в четком выразительном профиле чувствуется строгое достоинство. Задумчиво и даже, пожалуй, отрешенно выражение лица мальчика с темными, глядящими куда-то в сторону глазами, коротким носом и по-детски пухлыми щеками. Между двумя близкими фигурами нет ощутимого контакта. Они существуют словно сами по себе. С чисто живописной точки зрения все очень взвешено и выверено. Так же стоит уделить внимание колориту с преобладанием густых коричневых и черных тонов и лишь несколькими более светлыми пятнами, золотистыми, желтыми и охристыми. Фантастическая зоркость глаза, дающая возможность создать иллюзию предельной подлинности изображенных вещей - круглой тыквы с крепкой и живой кожурой, керамической блестящей миски, начищенных медных тазика, ступки и пестика, они кажутся не просто объемными, не просто передана фактура каждого предмета, они пугающе реальны, реальнее, чем в самой жизни. Неожиданно расположение фигур и, главное, выбор ситуации — сценки, словно выхвачен из повседневного быта простых людей.

     В жанровых полотнах П. Брейгеля и в гравюрах француза Ж. Калло изображение повседневного служит выражением широких общественно-философских идей, радость мирной жизни и её трагичность проявляющаяся в несправедливости и насилии. Широта восприятия народного быта, так же проявляется в сочетании юмора и драматизма, гротеска и достоверности, эпического размаха и интимности. 

     После окончательного формирования, бытовой жанр в условиях борьбы буржуазных и феодальных укладов, утверждает себя как искусство реальной жизни, частный быт - как общественно значимое явление. Караваджо в Италии и его последователи во многих других странах демонстративно противопоставляли возвеличенную грубую прозу быта общественных низов

идеализированным, далёким от жизни образам маньеризма и академизма.     Проанализировав некоторые работы художников нового времени, можно проследить на сколько бытовой жанр отражает действительность, философию, мышление и образ жизни людей, и самое главное, повседневность.

Информация о работе Бытовой жанр в европейской живописи нового времени как репрезентация повседневности