Общие представления и понятия личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2010 в 18:44, Не определен

Описание работы

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная, так как в психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивидуум, как индивидуальность и как личность.
Отечественный психолог Р.С. Немов изобразил соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение рук – перспектива использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями оно отличается от детёныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Файлы: 1 файл

психология 2.DOC

— 214.50 Кб (Скачать файл)

       Преждевременная остановка формирования  идентичности является нежелательным  исходом развития, она может оказаться  окончательным тупиком или, в  более благоприятном случае, носить  временный характер. В последнем  случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.

     4. Диффузная идентичность. Это состояние  характерно для людей не имеющих  сформированных ценностей и убеждений.  Они никогда не были в состоянии  кризиса, или оказались неспособными  конструктивно решить возникшие  проблемы. При отсутствии ясного  чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, тревога, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.

     Mead рассматривал проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, и выделял неосознаваемую и осознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это усвоенный комплекс ожиданий, поступающих от той социальной группы, к которой человек принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Таким образом, подчеркивается значение когнитивных процессов, поскольку переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность только когда, когда начинает размышлять о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка.

     Основываясь на важнейших положениях теории социальной идентичности Тэжфела, В.Агеев формулирует  положения теории социальной идентичности:

      1. «Я-концепция» личности может  быть представлена как когнитивная  система, выполняющая роль регуляции  поведения в соответствующих  условиях. Она включает в себя  две большие подсистемы: личностную  идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

  1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия человеком себя как члена определенных социальных групп. Например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента и т. д.
  2. Люди стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, то есть стремятся к положительному образу себя.
  3. Социальные группы и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому, аристократические слои общества – выше плебейских и т.д.
  4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой - порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.
  5. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группы, к которой в данный момент принадлежат, и присоединится к более высоко оцениваемой группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

     Таковы  основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью образует единую когнитивную систему «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности и влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.[7]

     Категории «Я-концепции» базируются на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового  различия.

     Для социальной составляющей «Я-концепции» важны три условия самокатегориза-ции:

  1. Высший уровень – категоризация себя как человеческого существа, обладающего общими чертами со всеми представителями человеческого вида, в отличии от других форм жизни и нежизни.
  2. Промежуточный уровень – ингрупповая – аутгрупповая - категоризация, основанная на сходстве или различии между людьми, определяемыми как члены именно этих социальных групп, а не каких-то других;

     Низший  уровень – личностная самокатегоризация, основанная на отличии себя как уникального  индивида от других членов своей группы.

     С позиции личностной категоризации  человек отказывается воспринимать сходство между группами и соответственно сходство между собой и членами  как «своей» так и «чужой»  группы. С позиции групповой идентичности не воспринимаются различия, имеющиеся на более низком уровне, поэтому члены другой группы представляются сходными, а восприятие себя максимально сближается с восприятием членов своей группы. 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ  НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ  

Вести себя нравственно — значит проявлять интернализированный контроль   

89  

над своим  поведением: такой контроль препятствует совершению дурных поступков и благоприятствует совершению действий, полезных для  окружающих. Мы считаем контроль интернализированным, если индивид раз за разом ведет  себя этично в ситуации, когда ему не грозит наказание за отступление от моральных норм. Человек, у которого интернализовано большинство требований, налагаемых обществом, в котором он живет, может быть назван достигшим социализации.

   Четкая  граница между внешним и внутренним контролем отсутствует. Даже вполне социализированный взрослый может беспокоиться о том, какое впечатление производит его поведение и не сочтут ли окружающие его аморальным или безответственным. Характеристикой социализации и интернализации служит не то, помнит ли постоянно человек о своей референтной группе (друзьях, родителях,  учителях и т. д.), а та реакция последней, на которую индивид ориентируется: если важным является то, последует ли наказание за неодобряемые действия, тогда индивид не достиг настоящей социализации; если же человека заботит оценка другими этичности его поведения, то социализация достигнута.

   Как происходит интернализация? Как влияют этические взгляды человека на его  действия, и наоборот? Каким образом  родители влияют на моральное развитие своих детей?

   Многие  положения теорий нравственного  развития базируются на результатах, полученных в возрастной психологии, где социализация рассматривается как процесс  научения: как сделать этичное  поведение настолько поощряемым, чтобы ребенок научился вести себя нравственно, а не эгоцентрически.

   Детям свойственна эмоциональная привязанность  к тем, кто их растит. Соответственно, примерно к середине первого года жизни ребенок обычно сильно привязан к заботящимся о нем родителям. Присутствие родителей и общение с ними очень приятно ребенку; их отсутствие неприятно и вызывает тревогу. Слова, улыбки, жесты, ассоциирующиеся с родительской заботой, имеют большую ценность для ребенка, а неодобрение, напряженность, предшествующие прекращению заботы, обретают отрицательное значение. Вполне возможно, что самая ранняя социализация поведения происходит именно через этот процесс научения: желательные формы поведения вознаграждаются вниманием и заботой, а нежелательные формы подавляются неодобрением. Но поощрение хорошего поведения и наказание за плохое являются лишь незначительной частью нравственной социализации. Большая часть форм поведения, которые мы будем рассматривать ниже, не свойственна маленькому ребенку.

   Имеются данные о том, что на интернализацию влияет та забота о нем, которую ребенок испытал в раннем детстве. Если прочная эмоциональная связь со взрослым не сформирована в первый год жизни и не сохраняется на протяжении первых лет жизни ребенка, интернализации нравственных ценностей может вовсе не произойти. Этот аспект воспитания ребенка объясняет различия в морали как между разными культурами, так и внутри каждой из них. Кросс-культурные исследования показывают, что большое распространение воровства (без испытываемого при этом чувства вины) свойственно общественным формациям, где приняты меры достижения социализации строгостью, а не заботой.

   Пример 2. Как  вырастить  ребенка вором. М. Бэкон, И. Чайлд и X. Берри из Йельского университета проанализировали данные о 48 общинах (8 африканских, 11 североамериканских индейских, 5 южноамериканских индейских, 16 островных тихоокеанских и 8 азиатских), где отсутствовала письменность, для выяснения вопроса о наличии связи между традициями воспитания детей и уровнем преступности. Общины были выбраны по признаку географического разнообразия и наличия информации о них (из проведенных ранее антропологических исследований). Уровень преступности определялся   

90  

по распространенности воровства (любого объекта — от зуба кита до песни) и причинения вреда  определенной личности (насилие, клевета, наведение порчи). Оценивались также обычаи и традиции воспитания детей. Были обнаружены следующие ярко выраженные тенденции:

   1. Общины, где родители были заботливы  (отзывчивы на потребности ребенка,  ласковы, не строги), отличались низким уровнем преступности.

   2. Воровство было наиболее распространено  в общинах, где для воспитания  послушания, ответственности и самостоятельности  применялись методы наказаний  и строгости.

   3. И воровство, и преступления  против личности были весьма распространены там, где воспитание мальчиков было исключительно обязанностью матерей и где отсутствовала возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцами.

   4. Преступления против личности  были наиболее частыми в общинах,  где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.

   Полученные  результаты подтверждают наблюдения, относящиеся к западной цивилизации: теплые, тесные связи ребенка и  родителя (особенно родителя того же пола, что и ребенок) способствуют развитию нравственности.   

 

   Функция заботливости в нравственном развитии. Почему забота о ребенке необходима? Что еще, кроме заботливости, нужно для возникновения интернализации? На эти вопросы существует несколько ответов, дополняющих друг друга:

   1. Дети более склонны подражать заботливому родителю, чем безразличному. Заботливое поведение понимается как уход за ребенком и внимание к нему; в этом смысле оно удовлетворяет обычным представлениям о нравственном поведении родителя, и таким образом заботливый взрослый представляет образец для подражания в моральном плане.

   2. Заботливый родитель предоставляет  ребенку возможность видеть, как  его поведение отражается на  окружающих. Ребенок должен научиться  соотносить потребности, чувства  и общее благополучие окружающих  с приятными или нет последствиями своих действий. Наиболее раннее осознание последствий своих действий возникает у ребенка, когда его родители выражают неодобрение его поведению или проявляют удовольствие и привязанность к нему.

   3. Любящий и заботливый родитель  привлекателен для ребенка в смысле тесного взаимодействия с ним. Ребенок ищет, а не избегает контакта с ним, и именно эта близость усиливает потенциал воздействий, описанных выше.

Информация о работе Общие представления и понятия личности