Социальная адаптация несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2016 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования Целью настоящего исследования является проведение изучения проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
Исследовать криминологические и психологические аспекты личности несовершеннолетнего преступника.
Определить, что такое социальная адаптация и определить ее характерные особенности, этапы.
Рассмотреть проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика несовершеннолетних преступников: криминологические и психологические аспекты личности................................5
Глава 2.Общая характеристика социальной адаптации несовершеннолетних освобожденных от отбывания наказания......................10
2.1. Понятие социальной адаптации..........................................................10
2.2.Характерные особенности социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных от отбывания наказания, и ее основные этапы………………………………...……………………………...…13
Глава 3. Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы..…............................................20
Заключение…………………………………………...…...........................32
Список использованной литературы………………..…….......................35

Файлы: 1 файл

Shadrieva_P_Sh.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

В своей курсовой работе в качестве примера я приведу статистические данные по Удмуртской Республике и по городу Красноярску, где были наглядно рассмотрены проблемы адаптации несовершеннолетних и пути их решения.

Очень важно и одновременно трудно вовремя выявить и устранить причины, связанные с неудачной адаптацией несовершеннолетнего, поскольку  часто всего один неверный шаг, не осведомленность о жизни бывшего осужденного, может привести к рецидиву. Иванов П.В. утверждает, что анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации [13].

Иванов пишет о том, что рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории:

Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т.е. с созданием внешних условий жизнедеятельности субъекта.

Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду - семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй - решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т.е. факторы субъективного плана [12].

И те и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров личности.

Одна из важнейших естественных потребностей человека - потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных несовершеннолетних, явились отсутствие постоянного места жительства, нежелание возвращаться к семье, лишение родителей осужденного родительских прав.

Обстоятельствами, обусловливающими возникновение адаптационных жилищных проблем у освобожденных из мест лишения свободы несовершеннолетних, не имеющих постоянного места жительства, являются: длительность периода с момента освобождения до получения жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и трудового устройства. Жилищные трудности у освобожденных вызваны объективными и субъективными причинами. Прежде всего, общий недостаток жилья в городах.

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье - ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.

Так по статистике на 2012 год в Удмуртской Республике 82 несовершеннолетних совершили повторные преступления, 43 – из которых воспитывается одним родителем, 28 – из неблагополучных семей, 11 – находится под опекой [24].

Число несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, не имеющих постоянного места жительства, составляет значительную часть от их общего числа, и этот фактор является серьезным вопросом в их социальной адаптации.

В Красноярске же проблемы, связанные с осуществлением права на жилье, возникают у 25,7% освобождающихся [2, с.39].

Основными причинами, вызывающими данную проблему, являются: неприбытие в пункт назначения, указанный в справке об освобождении, и случаи необоснованного направления администрацией исправительного учреждения освобожденных в населенные пункты, где у них нет возможности для получения жилья.

Как правило, освобожденные, отказываясь вернуться к прежнему месту жительства, вновь начинают вести антиобщественный образ жизни. Поэтому необходимо ужесточить контроль за их фактическим передвижением из исправительных учреждений, а в некоторых случаях следует рассмотреть возможность сопровождения к месту жительства [3, с.40].

Нельзя не сказать о профессиональной адаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т.д.)

В Красноярске желание работать после освобождения наиболее выражено у женского пола (96,4%). Возможно, это связано с тем, что женщины более ответственны перед своей семьей, родителями. У мужчины желание работать после освобождения достигает 70,1% [2, с.40].

В “Отчете о работе подразделения по делам о преступлениях несовершеннолетних в Удмуртской Республике” сказано, что органы службы занятости населения при обращении несовершеннолетнего по направлению уполномоченного органа (учреждения), либо самостоятельно:

- регистрируют несовершеннолетнего  и организуют работу по поиску  подходящей работы;

- при отсутствии возможности  трудоустройства на постоянную  работу содействуют в направлении  на временные, в том числе общественные  работы;

- при необходимости направляют  на обучение или курсы профессиональной  переподготовки;

- при неявке несовершеннолетнего  на перерегистрацию немедленно  информируют комиссию по делам  несовершеннолетних и защите  их прав и отделение (подразделение) по делам несовершеннолетних;

- о принятых мерах и результатах  индивидуальной профилактической  работы информируют комиссию  по делам несовершеннолетних  и защите их прав.

Внушительная часть  несовершеннолетних, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, испытали при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя значительное количество молодых людей владели той или иной профессией, которую они получили в воспитательной колонии, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности [19, с.58].

По данным опроса 57,2 процента мужчин считают, что в отношении их реакция на наличие судимости в трудовом коллективе - отрицательная. Большинство женщин на данный вопрос анкеты затруднялись ответить. Общество считает опаснее для себя освободившегося мужчину, чем женщину, поэтому ярче выражаются негативные эмоции в трудовом коллективе в отношении мужчин, нежели женщин [2, с.39].

Как правило, у освобожденных из мест лишения свободы отмечается низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы.

По данным отчета групп социальной защиты подразделений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Красноярского края (далее - ГУ ФСИН края) за 2005 г., из 2374 запросов, направленных в ОВД по вопросам трудоустройства освобождаемых, получено положительных ответов - 591 (24,9%), отрицательных - 109 (4,6%) и на 1674 (70,5%) запросов ответов не поступило вообще. Отсюда можно сделать вывод о нежелании местных территориальных органов отвечать на запросы социальных работников исправительных учреждений, что впоследствии является одной из причин, затрудняющих трудовое устройство освободившихся [2, с.40].

Воссоздание нормальных коммуникативных связей - еще один из важнейших процессов реадаптации бывших несовершеннолетних заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Иванов, подчеркивает, что около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и комиссиями по делам несовершеннолетних, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое [12, с.8].

По городу Красноярску 43,1% мужчин и 21,4% женщин испытывают необходимость в восстановлении социально полезных связей после освобождения, но у мужчин данная проблема выражена сильнее [2, с.34].

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших заключенных - неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший преступление и понесший за это кару несовершеннолетний сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после "отсидки" время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Это и является одной из серьезнейших проблем: существование осужденных в нынешнем положении, при котором им приходится не адаптироваться, а скорее, бороться с окружающим миром.

В Удмуртской области протокол расширенного заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Удмуртской Республики от 28.09.2011 года № 3 прописывает порядок взаимодействия учреждений уголовно-исполнительной системы и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Удмуртской Республики при организации работы с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, несовершеннолетними содержащимися под следствием и отбывающими наказание в виде лишения свободы и несовершеннолетними, вернувшимися из учреждений уголовно-исполнительной системы [21], что позволило, в некоторой части снизить преступность несовершеннолетних по Удмурской Республике.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств, затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в воспитательных колониях, нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде. Данные опроса подростков, воспитывающихся в колонии, подтверждают вывод о том, что места лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние "воров в законе" на основную массу осужденных, особенно молодежь. Оно проникает, как видим, и в воспитательные колонии, где содержатся несовершеннолетние.

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник воздействия на систему взглядов, ценностных ориентаций и стереотипов поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу освобожденных из исправительных учреждений. Анализ данной сферы социальной среды представляется особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест лишения свободы молодые люди проявляют, в общем, естественное стремление к дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с которыми им интересно проводить время.

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства, а также по месту работы и учебы. Бытовые трудности, ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные группы, имеющие антиобщественную направленность.

Как правило, все эти проблемы  возникают в результате недостаточной разработанности социальных программ по реабилитации осужденных и лиц, вышедших из мест лишения свободы.

Но есть регионы, в которых разработаны и введены в практику программы, с помощью которых за несовершеннолетними освобожденными ведется активное наблюдение.

В городе Ижевске одним из путей повышения профилактического воздействия на подростков данной категории является институт шефства [21]. С целью организации контроля за условиями воспитания и обучения, за 450 подростками, состоящими на учете, закреплено 340 шефов-наставников из числа аттестованных сотрудников территориальных ОВД, отделов и отделений полиции, из которых 144 осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Личный состав подразделений по делам несовершеннолетних ориентируется на привлечение к данной работе ветеранов органов внутренних дел, представителей общественности и религиозных конфессии. В настоящее время к работе с данной категорией подростков привлекается молодежная организация «Волонтеры Удмуртии», представители общественной организации «Новая жизнь» [18].

В соответствие с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 октября 2009 года № 309 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних» [21] за 326 подростками, состоящими на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных ОВД, отделов и отделений полиции, в том числе за 60 осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, закреплено 326 общественных воспитателей из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики (органы образования – 208, отделы по делам молодежи – 14, отдел культуры и спорта – 15, отдел семьи, опеки и попечительства – 13, КпДН – 13, общественные организации – 7, отделы социальной защиты населения – 8, студенты – 3, сотрудники органов внутренних дел – 4, органы здравоохранения – 3, депутаты – 10, иные – 28 (педагоги дополнительного образования, ИП, адвокат, сотрудники администраций городов и районов республики, глава СПК, сотрудник почтового отделения, ветеран МВД, специалисты райпо, ВЧ, ПЧ № 25, представитель СМИ) [18].

На 01.01.2011 на профилактическом учете в органах социальной защиты населения города Красноярска состояли 193 несовершеннолетних, освободившихся из воспитательной колонии. В результате совместных профилактических и реабилитационных мероприятий:

Информация о работе Социальная адаптация несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы