Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2010 в 20:10, Не определен
Целью настоящей работы было изучение криминогенного состояния нынешнего российского общества, и динамики её развития в отдельных регионах и социальной структуры правонарушений
В регионе сложилась и негативная демографическая ситуация уровень смертности как в регионе так и России выше чем естественный прирост рождаемости. При значительном падении жизненного уровня проявляется устойчивая и долговременная тенденция естественной убыли жителей.
Произошла крайняя поляризация бедных и богатых: малый коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% наименее обеспеченных и 10% наиболее богатых, к 1999 г. достиг 1:15 по официальным данным, по мнению экспертов - 1:25, а в населении Москвы – 1:60. Официально учтенная безработица выросла с 4,8% экономически активного населения в 1992 г. до 13,3% в 1998 г. С 1999 г. усиливаются милитаризации экономики, проявления национализма, преследование независимых средств массовой информации и журналистов.
Печальным итогом являются, два фундаментальных процесса: депопуляция населения (за счет растущего превышения смертности над рождаемостью) и “исключение” (exclusion) массы населения из активной общественной жизни как результат депрофессионализации, деквалификации, маргинализации, алкоголизации, обнищания (в 90-е гг. с доходами ниже прожиточного минимума проживало 21-28% населения), безработицы. Между тем именно “исключенные” (exclusive) составляют основную социальную базу преступности, наркотизма, алкоголизма, суицида.
Преступность паразитирует на низкой эффективности правоохранительной работы органов внутренних дел, процветающей коррупции, пробелах в законодательстве (не секрет что право не успевает за постоянно изменяющейся объективной картиной общественных отношений, появляющиеся общественно-опасные деяния становятся криминализированными только после включения их в Уголовный закон например принятые Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ поправки в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента ст.199.1 УК РФ)5, экономической нестабильности, неудовлетворительном выполнении должностными лицами возложенных на них обязанностей, в частности выше мы рассматривали пример нарушения должностных обязанностей участковыми уполномоченными по регистрационной деятельности заявлений о преступлениях.
Наиболее
сложное положение в ПФО
Рост удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, во многом обусловлен ее пополнением из среды несовершеннолетних. Так, удельный вес подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, за анализируемый период увеличился почти в 3 раза[6].
Преступность несовершеннолетних характеризуется также высоким уровнем и отрицательной динамикой рецидивной преступности. Каждый пятый несовершеннолетний преступник совершал преступление повторно. Рост указанной категории лиц составил 50%[7].
Причины и условия преступности в постсоветский период можно сгруппировать в четыре подсистемы — социально-экономические причины и условия, причины и условия криминальной агрессивности, причины и условия криминальной неосторожности и правовые детерминанты. Последние присущи всей преступности в целом и каждому преступлению в отдельности. Как бы ни был субъект корыстолюбив или мизантропичен, пока его удерживает от преступления страх перед уголовным наказанием, преступление не последует. В крайнем случае, возможны правонарушения и аморальное поведение.
Причины и условия преступности в Российской Федерации можно изобразить следующим образом (таблица 2):
Таблица 2
Основные причины и условия преступности в Российской Федерации
I 85% | II 10% | III 5% | IV 100% |
Социально-экономические причины | Причины криминальной агрессивности | Причины криминальной неосторожности | Правовые причины |
Психология: | Психология: | Психология: | Психология: |
стяжательство;
паразитизм; нужда |
корыстная агрессия;
бытовая агрессия; националистическая агрессия; сексуальная агрессия; хулиганская агрессия; террористическая агрессия |
легкомысленно-рисковое отношение к соблюдению требований безопасности; эгоистически-небрежное удовлетворение собственных интересов в противовес интересам другой личности, общества и государства | правовой нигилизм во властных, управленческих, правоохранительных структурах; правовое бескультурье населения; правовое легкомыслие |
Социально-экономические условия формирования и проявления корысти | Условия формирования и проявления криминальной агрессивности | Условия, способствующие неосторожным преступлениям | Юридические условия |
а) ошибки в стратегии и тактике экономических реформ: в приватизации; банковской системе; акционировании; производственно-сырьевой сфере; потребительской сфере; Налоговой и таможенной системах; в) безнаказанность. И преступления и правонарушения экономической направленности | а) слабость социально-правового
контроля за оборотом оружия и наркотиков;
б) пропаганда культа насилия, порнографии и проституции; в) неэффективность ранней профилактики агрессивных, хулиганских, бытовых правонарушений |
а) недостатки в
материальном, технологическом, организационном
обеспечении экономической, транспортной,
технической безопасности;
б) слабая ранняя профилактика предпреступных правонарушений; в) низкая эффективность антиалкогольной профилактики; г) безнаказанность |
а) несовершенство,
в том числе крими-ногенность, законодательства
и подзаконных актов;б) просчеты правоприменения;
в) неэффективность правового воспитания; г) слабая общественная профилактика; д) недейственность ранней профилактики на стадии предпреступных правонарушений |
Причины, почему человек совершает то или иное деяние, носят социально-психологический характер. В основе преступного деяния лежит свобода воли, иначе — свобода выбора лица между преступной и непреступной возможностью удовлетворения своих потребностей, и вина. Каким вы сильным ни было внешнее давление криминогенных условий, решение принимает сам субъект будущего преступления. Без свободы выбора и вины нет преступления.
В России уже сформировалось целое бездуховное поколение, главной ценностью для которого является обогащение любой ценой, в том числе преступным путем. Ярко выражена психология аполитичности – безразличия к социальным нуждам общества, крайний эгоизм, мизантропия.
С устранением или нейтрализацией условий дело обстоит проще, чем с нейтрализацией причин преступности. Например, для восстановления разрушенной псевдодемократами системы общественной профилактики правонарушений требуется не так уж много: принять соответствующие нормативные акты и реализовать их на деле. Для того же, чтобы заменить психологию индивидуалиста, который преследует лишь свои корыстные цели наживы и обогащения, на коллективистскую, в которой прежде всего говорится о общечеловеческих качествах и нормах поведения, потребуется изменение сознания не одного поколения россиян.
Российской Федерации принадлежит первое место по социально-классовому расслоению общества.
Кроме того, прогноз психического здоровья населения как в России, так и в мире неблагоприятен. В настоящее время 400 млн человек на земле страдают психическими расстройствами. В XXI в. все большее влияние на психическое здоровье будут оказывать социальные стрессы. В России за последние десятилетия число страдающих от психических расстройств увеличилось на 41, 5%. Каждый год за психиатрической и наркологической помощью обращаются более 7, 5 млн россиян.
Статистический «портрет» совокупной личности преступника, по данным за 2004 г., таков. Доля несовершеннолетних среди всех выявленных лиц составила 12%. Удельный вес женщин — 13%. В Москве и ряде других субъектов Федерации их доля в общем числе привлеченных к уголовной ответственности колеблется от 15 до25%. Темпы прироста преступности несовершеннолетних в 2—2, 5 раза выше темпов прироста взрослой преступности. В женской преступности обращают на себя внимание возрастание удельного веса насильственной и корыстно-насильственной преступности, «маскулинизация» преступлений, маргинальность, алкоголизм и нарко-тизм.
По образовательному уровню между преступниками и контрольной группой непреступников в целом больших перепадов нет. Однако они присутствуют в преступности несовершеннолетних (отставание за счет второгодничества), а также в насильственной и рецидивной преступности.
По социальному положению первое место традиционно занимают лица без постоянного источника дохода. Их доля среди всех выявленных лиц составила 58% (в Кабардино-Балкарской республике — 81%, Калининградской области — 68% — данные 2004 г. ). Затем следуют рабочие низкой квалификации и работники сферы торговли и услуг. Неуклонно растет доля учащихся и студентов: в 2004 г. она составила 9%.
Статистический учет преступников по степени их материального благосостояния еще только налаживается Госкомстатом и ГИЦ МВД. Актуальность такого анализа весьма велика. По душевому доходу, который колеблется от миллионов до 1000 руб. в месяц и меньше, расслоение выглядит таким образом: очень богатые составляют 2—3%, богатые — 5—7%, 47% семей живут за чертой бедности.
По официальным данным, на долю 10% самых богатых россиян приходилось 33, 7% всего объема доходов, а на долю 10% самых бедных — 2, 4%. Разрыв между уровнем благосостояния различных слоев населения в России уникален — в 30 раз. Развитие российского общества в последнее десятилетие по правилам, когда «богатые становятся богаче, а бедные – беднее», привело к заметному «окорыстливанию» правонарушений, прежде всего коррупционных, со стороны представителей ранее по преимуществу законопослушного среднего класса – учителей, врачей, фармацевтов, преподавателей вузов (в 2004 году вузы заняли первое место по коррупции).
Сопоставление уровня преступности, разумеется, надо вести по коэффициенту соответствующих социальных групп населения.
По показателю «гражданство» в статистике выделяют граждан Российской Федерации, субъектов Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, граждан государств СНГ.
Учет мигрантов и переселенцев также значим. В ряде регионов, например в Москве, до 50% преступлений приходится на нелегальных приезжих, особенно из среднеазиатского и кавказского регионов.
МВД ставит на оперативный учет этнические преступные формирования. Среди них преобладают азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, грузины, армяне, ингуши, абхазцы. В 55% подучетных организованных групп руководителями и активными участниками являются жители закавказских государств и северокавказских республик Российской Федерации. Далее идут криминальные этнические группировки, состоящие из татар, украинцев, таджиков, узбеков, молдаван, цыган и др.
Алкоголизация и наркотизация преступников всегда учитывалась уголовной статистикой, ибо данный показатель прямо связан с криминогенными условиями преступности. В 2004 г. доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, составила 22%, В ряде субъектов Федерации — до 60% из числа раскрытых преступлений.
Социально-классовый раскол российского общества в 90-х годах прошлого столетия отнюдь не способствует его духовному единению в направлении декриминализации. В местах лишения свободы почти 100% осужденных принадлежит к низшим по доходам слоям населения либо рецидивистам.
В таблице 3 представлен состав лиц, совершивших преступления.
Таблица 3
Состав лиц, совершивших преступления (тысяч человек)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Выявлено лиц, совершивших преступления - всего | 1741,4 | 1644,2 | 1257,7 | 1236,7 | 1222,5 | 1297,1 | 1360,9 | 1317,6 | 1256,2 |
из них: | |||||||||
по полу: | |||||||||
мужчины | 1457,3 | 1365,3 | 1034,4 | 1030,8 | 1059,2 | 1118,7 | 1155,9 | 1116,7 | 1055,4 |
женщины | 284,1 | 278,9 | 223,3 | 205,9 | 163,3 | 178,4 | 204,9 | 200,9 | 200,8 |
по возрасту во время совершения преступления, лет | |||||||||
14-15 | 49,3 | 51,9 | 40,1 | 43,2 | 46,0 | 44,6 | 44,1 | 38,1 | 29,6 |
16-17 | 128,6 | 120,9 | 100,3 | 102,3 | 105,9 | 105,4 | 104,5 | 93,9 | 78,3 |
18-24 | 465,4 | 440,5 | 348,0 | 359,2 | 347,6 | 364,5 | 377,8 | 362,8 | 334,1 |
25-29 | 289,3 | 272,8 | 199,3 | 199,7 | 201,7 | 223,5 | 241,6 | 237,6 | 229,6 |
30 - 49 | 676,0 | 625,3 | 463,3 | 436,1 | 425,0 | 453,6 | 478,4 | 470,4 | 470,0 |
50 и старше |
132,9 | 132,8 | 106,7 | 96,1 | 96,3 | 105,5 | 114,5 | 114,8 | 114,0 |
по занятию на момент совершения преступления | |||||||||
рабочие | 450,9 | 426,4 | 335,1 | 322,0 | 258,3 | 261,6 | 276,6 | 276,1 | 263,0 |
работники сельского хозяйства | 30,4 | 24,6 | 13,9 | 12,4 | 11,3 | 9,6 | 8,1 | 6,7 | 5,9 |
служащие | 64,8 | 61,3 | 65,1 | 57,2 | 53,5 | 57,7 | 63,5 | 60,5 | 47,5 |
учащиеся | 100,6 | 94,3 | 77,7 | 82,0 | 85,8 | 87,1 | 90,1 | 83,8 | 91,0 |
лица без постоянного источника дохода | 954,2 | 905,9 | 658,5 | 663,7 | 718,6 | 781,8 | 811,3 | 785,4 | 763,7 |
в том числе безработные | 91,4 | 85,8 | 63,3 | 65,9 | 73,1 | 82,0 | 84,1 | 74,3 | 67,3 |