Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:57, контрольная работа
Исторический анализ криминологической мысли со всей очевидностью показывает, что фактической основой всех существующих подходов к проблемам криминологии стали результаты исследования конкретных видов (групп) преступлений. Выявленные закономерности в детерминации тех или иных видов преступлений переносились на преступность в целом и на общие суждения о ее причинах (происхождении). Первые рекомендации о способах предупреждения преступности также носили универсальный, всеобъемлющий характер.
Введение 3
1 История развития криминологии 4
2 Зарубежные криминологические теории и школы на разных этапах
развития 10
3 Развитие отечественной криминологии 15
Заключение 18
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 История
развития криминологии
2 Зарубежные криминологические теории и школы на разных этапах
развития
3 Развитие
отечественной криминологии
Заключение
Список использованных источников
1 История зарождения
и становления теории
Исторический анализ криминологической мысли со всей очевидностью показывает, что фактической основой всех существующих подходов к проблемам криминологии стали результаты исследования конкретных видов (групп) преступлений. Выявленные закономерности в детерминации тех или иных видов преступлений переносились на преступность в целом и на общие суждения о ее причинах (происхождении). Первые рекомендации о способах предупреждения преступности также носили универсальный, всеобъемлющий характер.
Достижением последних пятидесяти лет в отечественной и зарубежной криминологии стало обобщение результатов изучения отдельных видов преступных проявлений. Именно эти исследования обогатили Общую часть криминологии.
Суждения о том, что такое преступление, почему они совершаются, можно найти в трудах многих философов, историков, политиков, писателей и поэтов, правоведов с древнейших времен и до настоящего времени.
Первоначально соответствующие идеи излагались в общих суждениях о преступном или непреступном (норме и патологии) в поведении, о личности и ее формировании, о способах регулирования жизнедеятельности людей. Постепенно человечество пришло к убеждению, что преступность как специфическое явление следует изучать отдельно. Складывались конкретные направления (школы), ставившие перед собой задачи познания преступности с определенных методологических позиций.
Одна
из наиболее распространенных в странах
Западной Европы классификаций выделяет
три направления
В криминологической литературе предложены и иные классификации. Один из основоположников американской криминологии Э. Сатерленд выделял следующие школы криминологии: классическую, социалистическую, картографическую, психиатрическую, социологическую.
Данные учения зародились и развиваются в зависимости от вида детерминант, с которыми исследователи связывают появление преступности. Соответственно на определенном этапе исторического развития общества и науки приоритетным становилось изучение одной из причин - человека или (и) общества.
В Древнем мире нам сложно найти четкую, стройную концепцию решения криминологических проблем. Внимание мыслителей того времени привлекали общие вопросы обустройства и совершенствования государства и общества, устранения причин дисбаланса в социальных отношениях. Несомненно, одной из подобных причин, о чем говорилось в трудах ученых, являлась преступность. Решая вопрос о природе и сущности преступного поведения, корни этого явления древние исследователи видели как в самой личности человека (преступника), так и в условиях их жизни.
Неотъемлемой частью всех исследований стало изучение причин преступности и личности преступника. Именно сведения об этих объектах стали первыми характеристиками преступности (точнее, характеристиками отдельных видов преступлений) в криминологическом аспекте. Именно они в настоящее время составляют ядро криминологической характеристики преступлений.
Так, например, Платон, анализируя причины преступлений (конкретных видов деяний - краж, убийств, злоупотреблений властью и т.п.), считал, что таковыми являются гнев, ревность, стремление к наслаждениям, а также заблуждения и неведение.
Аристотель указывал, что преступник становится таковым исключительно из-за аморальных привычек и вкусов, из-за страстей, его затмевающих. Однако он не отрицал и влияния внешних условий, таких как беспорядки в государстве, возможность скрыть похищенное, искусственная нужда, подкупность и низость судей. Наряду с бедностью к числу причин преступлений он относил необоснованные привилегии определенных социальных слоев и политическое бесправие других, стремление к избытку [1].
В
работах Демокрита, Протагора, Антисфена,
Диогена мы видим первые попытки
выявить связь преступности с
социальными условиями
В дошедших до нас легендах и сказаниях, эпосах и библейских канонах, других памятниках культуры древних цивилизаций мы видим яркие примеры описания правомерных, поощряемых, положительно ценимых и неправомерных, антиобщественных, осуждаемых поступков, противоборства добродетели и зла. При этом речь идет не о преступности в целом, понятие которой сформировалось значительно позже, а об отдельных видах преступлений, прежде всего в современном понимании - насильственных и имущественных.
Таким образом, в философских работах Древнего мира мы видим зародившийся интерес философов той эпохи к причинам преступного поведения.
После
падения Римской империи
Периодом возрождения криминологической мысли стала эпоха Просвещения. Однако в это время воззрения на преступность и ее сущность, причины складывались в рамках философских систем, общеюридических концепций, социально-утопических учений, а поэтому носили фрагментарный характер и ярко выраженную этическую окраску. Рекомендации по предупреждению преступлений имели вид социальных рецептов, рассчитанных на реализацию в любом обществе, при любых обстоятельствах. Однако внеисторичность уголовно-политических концепций философов-просветителей не умаляет их большого вклада в становление и развитие криминологии.
Глубокие исследования наиболее ярких проявлений отдельных видов преступного поведения, суждения о возможности и необходимости предупреждения преступлений, не потерявшие свою теоретическую значимость и сегодня, содержатся в работах таких философов-материалистов, как английского материалиста Д. Локка (XVII в.), французских философов-просветителей эпохи позднего Ренессанса (XVIII в.) - К. Гельвеция, П. Гольбаха, Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтера, философа и правоведа Ш. Монтескье, итальянского просветителя и юриста Ч. Беккариа (XVIII в.), немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха (конец XVIII - начало XIX в.), а также представителей утопического социализма: Т. Мора (XVI в.), Т. Кампанеллы (XVII в.), Ж. Мелье (XVIII в.), А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуена (XIX в.).
Критикуя взгляд на закон как воплощение божественных категорий "добра", "зла", "греховности", философы-просветители выступали за разумный закон, продиктованный интересами общества, а не догмами церкви. По их мнению, преступление - результат сознательного выбора человека, обладающего полной свободой воли, но человека нравственно ущербного, невоспитанного. Данный выбор определяется тем, что человек в процессе воспитания не усвоил нравственные правила поведения.
Под
воздействием этих воззрений философов-
Начиная с XIX в. мы наблюдаем новую тенденцию в исследовании преступности. Ученые обращаются к статистическим показателям преступности, обосновывая свои выводы сведениями о ее состоянии, динамике и характере. Неотъемлемой частью всех криминологических исследований с этого времени становится анализ статистических данных. Сохраняется и углубляется дифференциация преступности на определенные виды (группы), активизируется работа по исследованию отдельных видов (групп) преступлений.
В 1826 - 1827 гг. Франция первой в Европе упорядочила уголовную статистику. Ее данные и использовал Кетле. Проанализировав динамику и состояние преступности за несколько лет и основываясь на своих исследованиях, Кетле сформулировал фундаментальный вывод о том, что совершаемые в обществе преступления развиваются по определенным законам, и они - не механическая сумма произвольных деяний.
Одну
из первых попыток осуществить
Представляют интерес исследования Жоли криминогенного влияния факторов миграции и деклассирования, работы голландца Ван-Гамеля (1842 - 1917), бельгийца Принса (1845 - 1919) об экономических причинах преступности и связанных с ними обнищания масс, уродливой промышленной урбанизации и т.д. Немецкий экономист Вагнер в конце 70-х годов посвятил специальное исследование криминогенному влиянию конкурентной борьбы, законы которой толкают на противоправные деяния.
Вычленение следующего элемента криминологической характеристики преступлений, без которого немыслимо само преступление, мы видим в работах представителей антропологической (биологической) школы, основателем которой считается итальянский тюремный врач-психиатр Чезариа Ломброзо (1836 - 1909).
Разновидностью неоломброзианства являются теория конституционного предрасположения к преступлению, теория умственной отсталости преступников, теория наследственной (генетической) предрасположенности к преступлению. Представители данных течений, в частности немецкий психиатр Кречмер, американские криминологи Эрнест Хуттон, Уильям Шелдон, Эдвард Подольски, супруги Шел и Элеонора Глюк, немецкие психиатры Йоханес Ланге и Фридрих Штумпфель, датский криминолог Карл-Отто Христиансен, и другие объясняют преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям, обусловленной (в зависимости от концепции) работой желез внутренней секреции, слабоумием, хромосомной аномалией (особенностями генотипа).
К
биологической школе примыкают
также криминологические
Социологическая школа в криминологии, возникшая и развивавшаяся одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также в противовес классической школе, в объяснении причин преступности исходит из социально обусловленных закономерностей.
В середине XIX в. в русле идей марксизма зародилась и на рубеже 70-х годов XX в. оформилась в целостную криминологическую теорию радикальная криминология. В ее основу легли идеи социологической школы, прежде всего теории стигмы и аномии. По мнению представителей радикального крыла социологической школы, в частности Р. Кумнни, Р. Кларка, Э. Шура, преступность - грозный симптом болезни общества, и противодействие ей требует не только симптоматического лечения, но и радикального вмешательства - глубоких социальных реформ, кардинальных преобразований в основных сферах жизни общества: в области социального обеспечения, организации трудовой занятости, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы, защиты материнства и детства и других.
Информация о работе Основные криминологические теории на разных этапах развития криминологии