Тактика допроса и очной ставки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 13:17, контрольная работа

Описание работы

При написании работы использовались труды в области уголовного процесса, прокурорского надзора, организации правоохранительной деятельности, уголовного права, криминологии, психологии, материалы судебной практики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1 Понятие допроса, общие положения и виды допросов ……………..…..4
2 Очная ставка как самостоятельное следственное действие……..…...11
Заключение………………………………………………………….…………15
Список использованных источников….………………………..……….…16

Файлы: 1 файл

контрольная Криминалистика.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

     Нельзя разделять понятияе психического насилия и психического воздействия - это не одно и то же. При психическом насилии допрашиваемый не имеет возможности выбора линии поведения или такой выбор существенно ограничен. Напротив, правомерное психическое влияние не вымогает определенные показания, исключает вмешательство во внутренние психические процессы, а напротив, способствует формированию правильной позиции допрашиваемого, выбору определенной линии поведения при допросе и по делу в целом.[9, с.192] Именно правомерность и допустимость указанного психологического воздействия сегодня эффективно используется в тактике проведения данного следственного действия.

     Наиболее  эффективное психологическое воздействие  на допрашиваемого оказывает наличие  изобличающих доказательств. Однако необходимо учитывать, что к моменту допроса не все доказательства могут быть собраны. Представляется, что в таких ситуациях следует использовать различные тактические приемы, получившие в юридической литературе наименование «следственные ловушки», «тактические хитрости». Здесь надо особенно подчеркнуть, что сущность таких приемов заключается вовсе не в обмане, а в воздействии на допрашиваемого таким образом, что у него складывается впечатление, что следователю известно больше фактов, чем это есть на самом деле.[10, с.32]

     Таким образом, цель допроса заключается  в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания являются источником доказательств, а содержащиеся в  них фактические данные – доказательствами. Для подозреваемого и обвиняемого показания, кроме того, - и средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения.

     В отношении допрашиваемых лиц  существуют временные рамки –  допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение  допроса допускается после перерыва не менее чем на один час. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача, работающего в государственном медицинском учреждении. В этой связи целесообразнее было бы указать в законе на то, что общая продолжительность допроса не может превышать восьми часов в течение суток.

     Ход и результаты допроса отражаются в протоколе допроса, составленном с учетом общих правил составления протокола следственного действия.[1] При этом учитываются особенности допроса как следственного действия. Суть их состоит в том, что протокол составляется следователем непосредственно при получении показаний либо сразу после завершения допроса.

     Допрос  подозреваемого и обвиняемого проводится в основном по тем же правилам, что  и допрос свидетеля и потерпевшего. Однако имеется ряд существенных особенностей, вызванных процессуальным положением как лиц, привлеченных к  уголовной ответственности и имеющих право на защиту.[11, с.352]

     УПК РФ содержит правовой статус подозреваемого. Подозреваемому сразу же после задержания либо объявления постановления о применении меры пресечения должны быть разъяснены его права и порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.

     Следует признать, что одним из главных условий уголовно-процессуального законодательства является право подозреваемого иметь защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, а также с момента задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в следующих случаях:

     1) когда это лицо застигнуто  при совершении преступления  или сразу же после его совершения;

     2) когда потерпевшие или очевидцы  укажут на данное лицо как  на совершившее преступление;

     3) когда на этом лице либо  его одежде, при нем или в  его жилище будут обнаружены  очевидные следы преступления;

     4) если это лицо не имеет постоянного  места жительства, пыталось скрыться, не установлена его личность  либо если прокурором, следователем  либо дознавателем с согласия прокурора направлено в суд ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу;

     5) применение к данному лицу  меры пресечения в виде заключения  под стражу.[5, с.12]

     Это означает, что с этого момента подозреваемый имеет право получить свидание с защитником наедине до своего первого допроса. Заметим при этом, что время такого свидания может быть ограничено следователем до двух часов, о чем подозреваемый и его защитник должны быть заранее уведомлены. Следует при этом иметь в виду, что основанием такого ограничения является лишь необходимость проведения процессуальных действий с участием подозреваемого.

     Подозреваемый в ходе допроса может представлять доказательства, однако это не является его обязанностью.

     Следует заметить, что правовой статус защитника  при допросе обвиняемого практически  не отличается от полномочий при допросе  подозреваемого.

     Следователь обязан допросить обвиняемого сразу же после предъявления ему обвинения. Вызванные по одному и тому же делу обвиняемые должны допрашиваться отдельно.

     Очень важно следующее обстоятельство: обвиняемый сам решает, как ему  воспользоваться своим правом давать показания. Давать ли показания по существу предъявленного ему обвинения, по поводу других известных ему обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, по имеющимся в деле доказательствам. Он вправе также принять решение: воздержаться от дачи показаний до определенного момента или до окончания предварительного следствия.

     В случае установления недостатков, пробелов в ходе следствия может быть проведен дополнительный допрос ранее допрошенных  лиц, который осуществляется по общим  правилам. Однако следует иметь в виду, что повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого.[12, с.280]

     Представляют  интерес некоторые особенности  допроса с участием переводчика. Прежде всего, действующий УПК РФ определил и регламентировал в уголовном судопроизводстве современные и надежные механизмы привлечения переводчика к участию в производстве допросов свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

     Не  вызывает сомнений то, что перевод должен передавать по возможности точный смысл показаний допрашиваемого лица, исключать вольное либо двоякое толкование сказанного на родном языке.

     Небрежное речевое оформление перевода, сведение его к вольной интерпретации  или субъективному восприятию устных показаний должны признавать письменные показания, изложенные в протоколе, недоброкачественным источником доказательств с соответствующими последствиями.

     Существует  несколько видов допроса:

     - в зависимости от процессуального  положения допрашиваемого: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос подозреваемого, допрос обвиняемого, допрос эксперта, допрос специалиста;

     - в зависимости от возраста: допрос  несовершеннолетнего (малолетнего), допрос взрослого;

     - в зависимости от очередности: первичный, повторный допрос;

     - в зависимости от содержания: основной, дополнительный допрос;

     - в зависимости от участвующих  лиц: допрос в присутствии других  граждан (защитника, педагога, родителя, законного представителя, прокурора,  переводчика), допрос без присутствия других граждан;

     - в зависимости от места проведения: допрос на месте происшествия, допрос в кабинете следователя  и т.п.

     Каждый  допрос в зависимости от сложившейся  следственной ситуации имеет свою специфику, однако, несмотря на это, существуют общие положения тактики производства допросов любого вида, которые реализуются при проведении рассматриваемого следственного действия.

     Ход и результаты допроса должны фиксироваться  в протоколе допроса. Соответствие записей в протоколе фактическому ходу и результату допроса удостоверяется подписью допрашиваемого и следователя. Подпись допрашиваемого обязательна на каждой странице допроса. Показания записываются в первом лице и по возможности дословно.

     Следует отметить, что следователю необходимо внимательно выслушать свидетельские показания, в том числе и все выводы и умозаключения свидетеля, попытаться выяснить, на основании чего они сделаны и какими фактами обоснованы.

     2 Очная ставка как самостоятельное следственное действие

     Часть 1 статьи 192 УПК РФ устанавливает, что если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку.

     Очная ставка – это производимый с соблюдением  предусмотренной законом процедуры  одновременный допрос двух лиц, в  показаниях которых имеются существенные противоречия, имеющий целью выяснение их причин: выявление ошибки, или опровержение лжи.

     Не  любые, а лишь существенные противоречия в показаниях требуют проведения очной ставки. Таковыми являются, во всяком случае, противоречия в показаниях, исключающие друг друга и касающиеся сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

     Существенность  противоречий в показаниях ранее  допрошенных лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) определяется лицом, производящим расследование (следователем). Оценку существенности противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц и указание о необходимости их разрешения, в том числе путем проведения очной ставки, может дать прокурор при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следователя.

     Нельзя  считать, что очная ставка состоит в устранении противоречий в показаниях (такого представления придерживается более половины опрошенных следователей), ибо согласование позиций в случае, когда правдивый участник переходит на позицию лгущего, не приблизит следователя к истине, а отдалит от нее.

     Будучи  самостоятельным следственным действием, очная ставка отличается от допроса  своей более сложной структурой: при ее проведении следователь воспринимает одновременно показания двух лиц и сопоставляет их между собой, чего нет при допросе, который ограничен лишь истребованием информации от допрашиваемого.

     Отличается  очная ставка и от предъявления для  опознания тем, что ее целью является не отождествление лица, а выявление причин противоречий в показаниях.

     Очная ставка – это действие проверочного характера: она производится в ситуации, когда уже получены доказательства – два показания и они требуют  проверки. Причинами противоречий в  показаниях может быть как добросовестное заблуждение, так и сознательная ложь одного или двух допрашиваемых.

     Очная ставка проводится тогда, когда следователь  располагает данными о возможности  преодоления существенных противоречий в показаниях двух лиц. Если эти противоречия можно исследовать иным более простым путем (например, дополнительным допросом лиц, дающих противоречивые показания), необходимость в очной ставке отсутствует.

     Очной ставке обязательно предшествует допрос этих лиц, в ходе которого и обнаруживаются существенные противоречия. До такого допроса очную ставку проводить нельзя.

     К сожалению, в практике наблюдается  формальный подход к очной ставке. Некоторые следователи проводят ее, чтобы избежать упрека в том, что остались не исследованными противоречия в показаниях, но не используют заложенные УПК возможности, чтобы приблизиться к правильной оценке противоречий. В таких случаях следователь пассивно констатирует в протоколе лишь тот факт, что ее участники остались на прежних позициях и не побуждает каждого к дополнительной аргументации правильности своих показаний и к опровержению или критике показаний другого участника, что могло бы способствовать выяснению причин противоречий.

     Неправомерными  являются и такие приемы, как проведение очной ставки при отсутствии противоречий в показаниях, рассчитанное на то, что колеблющийся участник очной ставки, под влиянием второго, укрепится в своей позиции. Не будет очной ставкой и прием, когда вместо второго участника лицу демонстрируют аудиозапись его показаний, равно как и прием, при котором одного из участников очной ставки, после того, как он в общей форме подтверждает нужный следователю факт, удаляют, а затем начинается «работа» с оставшимся участником. [13, с.102]

Информация о работе Тактика допроса и очной ставки