Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:31, доклад
1. Ценностная природа этических категорий.
2. Благо. Добро и зло как основные категории этики.
3. Совесть и долг – выражение императивности морали.
4. Понятие чести и достоинства как выражение социально-нравственной необходимости.
5. Справедливость и равенство как этические категории.
6. Смысл жизни и счастье.
В этике принято выделять следующие виды чести и достоинства:
- индивидуальная (личная);
- коллективная (социальная, общественная);
- профессиональная.
С понятием чести тесно связанна и другая категория этики – честность, практическая добродетель подразумевающая:
- правдивость;
- совестливость;
- добросовестность и верность.
Таким образом, честный человек (владеющий честью), обладает и достоинством – правдивостью перед самим собой (адекватностью понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).
2. Справедливость и равенство.
Категория справедливость – весьма широкое понятие, употребляемое в социально-политическом, юридическом и моральном значении.
В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был Платон. В работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями.
Первая известная форма справедливости – правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око).
Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Представляло собой уравнительную справедливость.
Далее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой и иной принадлежности).
Параллельно возникает и социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившиеся в обществе положения и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определяющими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание: возникает запрет на индивидуальную месть; провозглашается «золотое правило нравственности».
Правовое равенство включало:
- равенство социальных обязанностей;
- равенство прав;
- справедливое наказание
за преступление против
- неприкосновенность частной собственности;
- формальное равенство возможностей.
В современном обществе справедливость является:
- характеристикой человеческих
отношений, равные права всех
людей закреплены законом и
зафиксированы во Всеобщей
- принципом, регулирующим
взаимоотношения людей, распределения
социальных ценностей, включает
уравнительный и воздающий
- уравнительный принцип
реализуется в равенстве, являющимся
важнейшим условием жизни
- воздающий – в распределении благ, наказании за преступление;
- социально-правовые
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
- не вреди другому человеку;
- уважай достоинство другого человека;
- не нарушай прав человека.
Эти правила конкретизированы
в правилах общения между
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей обусловленных:
- конституцией и законами;
- всеобщими нравственными представлениями;
- обязательствами, принимаемыми при заключении договора.
Таким образом, в современной этике, справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведения требованиям морали.
3. Смысл жизни и счастье. Проблема смысла жизни одна из важнейших этических и моральных проблем. Проблема смысла жизни была рассмотрена во многих философских, этических и психологических учениях. Этические направления раскрывают смысл жизни исходя из сложившихся представлений. Гедонизм – наслаждений. Утилитаризм – личной выгоде и пользе. Третий вариант - человек желает быть счастливым – эвдемонизм. Натурализм предлагает искать смысл жизни в самой жизни. Религиозная концепция рассматривает смысл жизни в соответствии с божественными заповедями и ценностями.
Краткий анализ этических учений позволяет сделать вывод, что смысл жизни связан с идеалами и целями человеческого существования. Цели определяются интересами и потребностями человека. Достижение цели требует активной деятельности, мобилизации сил и воли, сознательного отношения к выбору средств ее достижения. Это является одной стороной решения проблемы.
Вторая сторона решения проблемы смысла жизни гласит, что нельзя смысл жизни отождествлять ни с одной конкретной целью. Ведь достигнув цели, мы всякий раз бы теряли смысложизненные ориентиры. Следовательно, нужно еще что-то для определения смысла жизни.
Очевидно, что надо не столько получить информацию о смысле жизни, сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически. Знание это нигде не лежит, нигде не записано, чтобы можно было найти смысл жизни. Смысл жизни надо пережить, т.е. создать своей жизнью, добиться его. И на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом и состоит главный смысл человеческого бытия: это путь создания смысла, осмысливание того, что без нашего усилия осталось бы бессмыслицей.
Смысл жизни человека задает система высших ценностей, куда относят: трансцендентные, социально-культурные, ценности личной жизни человека.
Обретая смысл жизни человек, получает положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:
- целеустремленностью;
- сознанием своей значимости в отношениях с другими людьми;
- интересом к другим людям, чувством единения с ними;
- принятием существующего миропорядка, признанием его как блага;
- осознанием своего места в мире, своего призвания.
Одной из важнейших категорий этики является категория счастья. Теоретики морали с различных позиций пытались определить счастье, и именно в этике сформировалось направление эвдемония, представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни. Представители эвдемонистического направления этики утверждали, что счастье есть высшее благо, и предлагали условия счастья: добродетель, руководящая роль разума в деятельности человека, приоритет духовного фактора, умеренность.
Как этическая категория счастье носит следующий характер:
- оценочный;
- мотивирующий;
- императивный.
Каково же их взаимоотношение в категории счастья?
Любая нравственная ценность выражает отношение субъекта к объекту, т.е. оценку субъекта объектом. Применительно к категории счастья следует отметить, что субъект в данном случае выступает в своей личностной модальности, а объектом оценки является жизнь этой личности. Счастье выражает положительную и интегрирующую оценку жизни, в роли оценки оно вторично по отношению к жизнедеятельности, отражает ее.
Счастье можно рассматривать и как своеобразный мотив деятельности. В качестве мотива счастье существует как само собой разумеющееся, в той или иной степени определяющее жизненную стратегию.
Что касается императивной характеристики счастья, то она весьма условна. Стремление к счастью – естественное желание, определяемое природой человека; внешнее повеление здесь, по существу, отсутствует, детерминация представлена как самодетерминация.
Счастье является эмоциональным переживанием, основано на положительной оценке человеком своей жизни и включает в себя различные эмоциональные состояния, в том числе и негативные, например переживание, страдание и т.д. Негативное состояние может быть:
-конструктивным (обогащающим
эмоциональные переживания
-деструктивным (разрушающим ценностную систему человека, снижающими оценку жизни).
Счастье связано с возможностью самореализации личности в различных сферах ее бытия, поэтому спектр условий счастливой жизни широк. Преодоление себя, своей негативной природы – способ самореализации личности. Этическая традиция выделяла в качестве условий счастья наиболее существенные его основания, носящих: сущностный, вечный, индивидуальный характер.