Моральный конфликт преступника и потерпевшего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2009 в 19:54, Не определен

Описание работы

Исследование конфликтов правоведами связано с анализом следующих основных проблем: международно-правовых аспектов конфликтов; конфликтов, возникающих в ходе совершения и расследования преступлений; деятельности правоохранительных органов в условиях внутригосударственных конфликтов; правовых норм разрешения конфликтов

Файлы: 1 файл

Проф.этика.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Исследование  конфликтов правоведами связано  с анализом следующих основных проблем: международно-правовых аспектов конфликтов; конфликтов, возникающих в ходе совершения и расследования преступлений; деятельности правоохранительных органов в условиях внутригосударственных конфликтов; правовых норм разрешения конфликтов.

      При рассмотрении конфликтов исходя из духовного  мира личности первостепенное значение приобретает столкновение различных  ценностных установок, которое фактически может воплощаться в целом  спектре переходящих друг в друга  явлений. Ценностные конфликты имеют место в области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований, убеждений, оценок и отношений. Составной частью конфликтов может быть иррациональная мотивация личности или группы1.

     По  мнению А.К.Зайцева, ценностные конфликты  имеют в своей основе следующие причины:

     - различающиеся критерии оценки  идей или поведения;

     - исключающие внешне ценные цели;

     - отличающиеся образы жизни, идеологии  и религии2.

     Ценности, по поводу которых происходят правовые конфликты, а также мотивация  их участников, вполне многообразны.

     Каждый  создает свои собственные ценности, стремится воплотить их в реальность, а так как представления о  ценном содержательно расходятся, то данный факт выражает собой противоречие, изначально предполагающее возможность  возникновения конфликта.

     Рассмотрим  в связи с изложенным в данной работе моральное содержание одного из видов юридического конфликта  – конфликта между преступником и потерпевшим.

Моральное содержание конфликта  преступника и  потерпевшего

 

      Наиболее острой формой выражения противоречий в уголовном судопроизводстве является конфликт, рассматриваемый как столкновение противоположно направленных интересов субъектов либо позиций сторон.

      «В конфликте, в котором участвуют субъекты (потерпевший и обвиняемый), мера достижения цели одним из участников такого противодействия находится в зависимости от меры достижения своей цели другим участником»3.

     Поэтому направленность усилий противоположных  сторон имеет такую составляющую, которая находится в прямой зависимости  от меры недостижимости ими конкретных задач, поскольку обладать чем-то может лишь одна из сторон при условии, что противоположная сторона будет лишена этого.

     Вместе с тем развитие цивилизованного общества представляет собой процесс зарождения, развертывания и разрешения объективных и субъективных противоречий, при этом конфликт может существовать лишь при наличии противоречий между субъектами либо сторонами по поводу противоположных суждений и целей.

     Причем  противоречия перерастают в конфликт тогда, когда вступают во взаимодействие силы, направленные друг против друга.

     Диалектико-созидательное толкование конфликта раскрывает его позитивные и негативные стороны.

     Рассматривая  созидательную и функциональную сторону конфликта, которая способствует совершенствованию общества, является его движущей силой, не следует забывать и его отрицательную роль, сопровождающуюся нервными перегрузками, а порой разрушениями и жертвами.

     Изучая  конфликты с этой стороны, следует говорить о них как о явлениях ненормальных и нежелательных, но это суждение весьма поверхностно, поскольку общественный прогресс немыслим без ущерба и потерь.

     «Развитие общества невозможно без социальных конфликтов, а существование общества невозможно без его развития, которое является неотъемлемым свойством всей материи и ее части – общества»4.

     Социальному конфликту в меньшей степени  свойственна деструктивная функция, а в большей мере – позитивность заложенного в нем потенциала.

     Л.Козер выделяет функции конфликта, оказывающие благотворное влияние на состояние общества и способствующие его развитию:

     - социализация и адаптация индивидов;

     - установление и поддержание нормативных и физических границ социальных групп;

     - получение информации об окружающей среде;

     - стимулирование нормотворчества;

     - создание и укрепление социального контроля5.

     По мнению А.В.Дмитриева, «юридическим конфликтом следует признать любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридическими значимыми действиями или состояниями), и, следовательно, субъекты (мотивация их поведения либо объект конфликта) обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия»6.

     Предметом юридического конфликта в уголовном процессе служат правовые нормы уголовно-процессуального права, направленные на регулирование поведения государственных органов, должностных лиц, граждан и представителей общественности в сфере уголовного судопроизводства.

     Вместе с тем признаки конфликта имеют следующие характерные особенности:

     - сторонами конфликта являются субъекты права;

     - конфликт возникает по поводу юридической обязанности или субъективного права;

     - разрешение конфликта происходит в нормативной форме;

     - конфликт приводит к юридически значимым последствиям.

     Объективная природа юридического конфликта в широком смысле строится на базе социальных противоречий общественного развития, а в узком смысле – на основе противоречий между естественным и позитивным правом. Причем если в естественном праве лежит представление о желаемом уровне удовлетворения потребностей, то позитивное право детерминировано возможным уровнем их удовлетворения в определенных условиях развития общественного производства7.

     Юридический конфликт может возникнуть по поводу:

     - признания, восстановления, нарушения субъективных прав;

     - объема, характера юридических прав и обязанностей;

     - притязания на те или иные права или освобождения от каких-то юридических обязанностей;

     - перераспределения юридических прав и обязанностей.

     Таким образом, конфликты на нормативном уровне проявляются по причине отступления от законов и иных нормативно-правовых актов.

     Вместе с тем одна из главных причин юридического конфликта – ограничение права на свободу и личную неприкосновенность, которые следует рассматривать как возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства (государства, должностных лиц, иных граждан) в его личную жизнь. «Личная неприкосновенность – это составная часть справедливости, она необходима для полного выражения достоинств, присущих индивиду, равных и неотъемлемых прав всех людей»8.

     Причиной юридического конфликта могут служить ограничения личных прав человека, к которым относятся:

     - право на жизнь;

     - свобода совести;

     - право на неприкосновенность жилища и частной жизни, личную и семейную тайну;

     - право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

     - право на уважение и защиту чести и доброго имени.

     Конфликтная ситуация может появиться помимо воли и желания потенциально взаимодействующих сторон, а может быть создана одной из сторон или обеими противоборствующими сторонами.

     При этом каждая конфликтная ситуация имеет  объективное содержание, определяемое событиями, возникшими в действительности, и субъективную составляющую, зависящую  от индивидуального восприятия и  интерпретации события каждой стороной.

     Субъективное восприятие конфликтной ситуации не всегда соответствует реальному положению дел.

     По  справедливому утверждению А.В.Дмитриева, «осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и уже поэтому является в определенной мере искаженным».

     Оценка  возникшей ситуации, расцениваемая  в качестве конфликтной, сама дает основания  и вынуждает к действиям тех, кто способен и должен предотвратить  конфликт с целью недопущения  конфликтного взаимодействия. Конфликтное  взаимодействие характеризуется нарастанием остроты конфликта (эскалацией). Эскалация может быть как непрерывной, так и периодичной, сменяясь периодами конфронтации и затишья, а также высокой (с резким проявлением активности) и низкой, имеющей затяжной, хронический характер.

     На  этапе своего завершения (кульминации) конфликт получает такой уровень накала, при котором одной или нескольким сторонам становится ясно, что продолжать конфликт больше нет необходимости, поскольку он ущербен для обеих сторон.

     Эскалация не всегда приводит к кульминации, поскольку стороны могут погасить конфликт, не дожидаясь, когда он дойдет до кульминационного взрыва. Для завершения конфликта следует сравнить цену конфликта и цену выхода из него, что позволит своевременно решить вопрос о целесообразности его продолжения. «С одной стороны, нужно взвесить шансы на победу в конфликтной борьбе и оценить преимущества, которые принесет победа»9. Несмотря на то, что необходимой составляющей любого конфликта являются противоборствующие стороны, все же началом его служит не только первоначальное, но и ответное действие противоположной стороны.

     В настоящее время некоторые цели и задачи уголовного права России (в первую очередь это касается таких целей как исправление и перевоспитание преступника, а также защита прав и ресоциализация жертвы преступления), как установленные в уголовном законодательстве, так и признаваемые неформально (теоретически), находятся в противостоянии с официально установленными способами их достижения. Последние, как известно, лежат в сфере уголовно-процессуальной деятельности, исправительной практики, общественной морали и психологии.

     Дело в том, что существующий уголовный процесс России представляет собой достаточно распространенную за рубежом и в России «карательную» модель уголовного правосудия, которая ориентирована целиком на преступление и преступника.

     Инстанции формального контроля, такие как  суды, милиция, прокуратура держали  и держат в центре внимания именно преступника и преступление, так  как преступление рассматривалось  именно как конфликт между государством и лицом, совершившим общественно-опасное деяние.

     Таким образом, места в такой уголовно-процессуальной модели для разрешения конфликта  между потерпевшим и преступником нет.

     Однако  существующее положение не учитывает, что преступление возникает при взаимодействии преступника и жертвы, что именно они являются «главными действующими лицами» преступления, и ресоциализация и того и другого, таким образом, будет эффективной только тогда, когда взаимодействию между ними в ходе уголовного процесса будет уделяться большее внимание10.

     Игнорирование указанного момента в современном  уголовном правосудии приводит на практике к массе конфликтных ситуаций, которые могут носить как внутри личностный, межличностный, так и  межгрупповой характер.

     Внешне  это выражается в следующем: после совершения преступления все внимание общества концентрируется на преступлении и лице его совершившем, поэтому о жертве и ее окружении, которым в первую очередь причиняется материальный и психологический вред, выбывают.

     Очень часто, наряду со стигматизацией (клеймением) преступника, происходит и клеймение жертвы, так как общественность проникается не только сожалением, но и недоверием, сомнением в ее невиновности, а еще пуще – злорадством или равнодушием.

     Даже  лица из ближайшего социального окружения смотрят на нее с опаской и ограничивают свои контакты с ней, (так, например, широко распространен взгляд на изнасилованную женщину, как на падшую, «испорченную» не только физически, но и морально) она теряет своих знакомых, друзей именно в тот момент, когда нуждается в социальной поддержке и психологической помощи.

Информация о работе Моральный конфликт преступника и потерпевшего