Эстетика как философская наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:23, реферат

Описание работы

В последующем, уже на стадии более зрелых состояний человеческого общества, инерция первоначальной синкретичности ценностного смысла утилитарно-этически-эстетических представлений своеобразно проявляется в языке. Отголоском этой особенности в наше время можно считать употребление понятия «прекрасного» как в эстетическом значении (очень красивый), так и в этическом (прекрасный человек, прекрасный поступок), а так же утилитарном (очень хорошее, очень полезное или удобное). Полисемантизм слова «прекрасное» характерен при его использовании не только в русском, но и во многих других европейских языках.

Содержание работы

1. Введение
2.Формирование предмета эстетики в границах философского знания
3.Предмет эстетики
4.Задачи эстетики
5.Заключение

Файлы: 1 файл

эстетикак как филосовская наука.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

     Эстетика  продолжительное время развивалась преимущественно как философия прекрасного, но такое определение не охватывает всего спектра эстетических оценок и вне ее предмета остаются такие важные модификации эстетического, как преподнесенное, безобразное, трагическое, низкое, комическое, юмор, сатира, ирония, бурлеск, поэтому поиск определения предмета эстетики не прекращался.

     На  сегодня относительно предмета эстетики существует широкий "разброс" определений: от утверждения, что она "философская  дисциплина, которая имеет своим  предметом область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественного), данных, как самостоятельная и чувствительная ценность, которая непосредственно воспринимается", к суждению, что "эстетика - наука о национально, классово, исторически обусловленную сущность общечеловеческих ценностей, их создания, восприятия, оценки и освоения". Кое-кто считает наиболее "плодотворным" "определение предмета эстетики через понятие " гармония" и понимания этой науки как науки о реализации принципов гармонического развития человека, человека и общества, человека и природы".

     Есть  мнение, что эстетика - это "наука  о природе, закономерностях эстетического  освоения действительности". В одном  из учебников советских времен идет речь, о том, что "эстетика - это  наука, которая изучает законы художественного познания и преобразования действительности". Поскольку эстетика изучает лишь объективные свойства прекрасного и не владеет сугубо своей сферой, а, соответственно, не имеет и своих закономерностей, то кое-кто считает, что она не имеет и своего предмета, не может быть самостоятельной наукой. Единственной сферой применения эстетики считается только история развития эстетических вкусов и история эстетических учений, а то, что эстетика и ныне заботится проблематикой искусства, некоторые авторы называют "пережитком философского синкретизма", который безвозвратно отошел в прошлое. В результате подобных утверждений эстетика лишается главного - своего предмета, своей мировоззренческой и методологической функции, следовательно, становится непригодной для теории и практики эстетично-художественного освоения действительности, деятельности относительно создания предметов для удовлетворения специфических духовных нужд, без чего невозможна гармонизация и функциональная целостность человека.

     Учитывая  современные научные достижения и представления, можно говорить, что эстетика является наукой, предмет которой намного более широкий за прекрасное и не ограничивается искусством: она охватывает и изучает спектр эстетично-художественных ценностей, которые человек находит в окружающей действительности и создает сам, осваивая действительность специфическими средствами, прежде всего удовлетворяя искусством потребность в духовной целостности, гармонии и свободы. Г. Каган считает, что в такой трактовке эстетика представляется не только как "философия прекрасного", но и как "философия искусства", даже шире - "как философия художественной культуры".

     Подытоживая, можно остановиться на таком определении: эстетика - наука об эстетическом в  природе, обществе и в жизнедеятельности  людей, закономерности эстетически-художественного освоения действительности и создания продуктов, способных удовлетворять специфическую потребность человека в функциональной целостности, гармонизации ее внутреннего мира и ее взаимоотношений со средой в творческой жизни и в духовной свободе.

     Эстетика  изучает генезис и закономерности эстетичного- художественного освоения действительности, формулирует общие  принципы творчества "по законам  красоты", прежде всего в искусстве, изучает механизмы влияния ее результатов на жизнедеятельность  человека. Наиболее общими категориями, которые охватывают все, или почти все сферы эстетично-художественного, есть такие, как эстетический идеал, прекрасное, поднесенное, безобразное, низкое, трагическое, комическое, эстетический вкус, эстетическая потребность, эстетическое переживание. Вторая группа ее категорий касается художественного творчества и применяется только в сфере искусства: художественный образ, художественная типизация, художественная идеализация, художественное мастерство, художественный талант, художественный язык, художественное произведение, художественное вкус и т.п. Главными категориями эстетики, несомненно, есть категории "эстетическое" и "художественное".

     Выделив из целого отдельные составные в  виде категорий " эстетический идеал", "прекрасное", "отвратительное", "трагическое", "комическое", "высокое", "низкое" и т.п., эстетика формулирует их как ценности, поэтому она, как и этика, нормативная наука. Предоставляя ценностно-смысловые ориентиры, она становится наивысшими "этажом" осмысления и обобщения эстетически-художественного. Эстетика владеет системным подходом как методом исследования, она способна интегрировать всю совокупность информации о своем предмете, способна не только получить адекватное представление о состоянии и проблемы эстетично-художественной культуры и ее составных, но и выступать относительно них как наиболее общая мировоззренческая и методологическая наука.

     Итак, эстетика имеет свой предмет, который  отличается от предмета какой-либо другой науки, в частности, философии, этики, психологии, социологии, теории искусства и т.п. Являясь составляющей духовной культуры человечества, эстетика осваивает и изучает только ей присущий "пласт" и аспект в природе, обществе и жизнедеятельности человека. Принято говорить об эстетическом отношении к природе, об эстетике производства, быта, межличностных отношений и т.п. В наиболее концентрированном виде эстетика проявляется в человеческой личности, которой она надает ценностно-смысловые ориентиры и методологические средства, содействует формированию вкусов, побуждает к созданию продуктов, которые удовлетворяют специфическую духовную потребность в бескорыстном удовлетворении, без которого она не может ощутить себя целостной и гармонической, совершенной и счастливой. 

  1. Задачи  эстетики
 

     Наблюдаемое концептуальное предметно-содержательное самоопределение эстетики – своеобразная реакция на требования современной историко-культурной ситуации. Пересмотр ориентиров общественного развития, новые реалии самой жизни, переживаемые ценностный кризис – все это обусловило повышенную востребованность знания, не только освобожденного от идеологических и политических спекуляций, но максимально способного к поиску ответов на коренные вопросы бытия современного человека. Эстетика в ее современном виде стремится стать адекватной природе и меняющемуся положению в мире, критерием при выработке целостного отношения к окружающей действительности в единстве её природных и социальных компонентов. В общем комплексе наук о человеке у эстетики свое незаменимое ничем место. Чувственно-ценностная природа эстетического знания, его критериальный характер в отношении ведущихся культурных и художественных поисков дают основание относиться к эстетике как к «специфической аксиологии культуры», как к её «самосознанию», имеющему самое прямое отношение к формированию культурно-ценностных эталонов и приоритетов.

     Создав  мир культуры, человечество от века пребывает среди грандиозного многообразия эстетических ценностей и анти ценностей, соотношение которых в их актуальной востребованности зависит каждый раз от особенностей переживаемой конкретно-исторической ситуации. Эстетический параметр культуры, связанный с её ценностно-смысловой доминантой, является при этом чрезвычайно важным ориентиром развития человеческого общества, предохранения от негативных следствий «культурной экспансии», сопровождаемой опасным креном в сторону производства антиценностей, превращением культуры в свою противоположность – антикультуру.

     В XX веке способность культуры выходить из-под контроля человека, превращаться в «стихию» нового типа стала очевидной. Угрожающий характер для самого существования человека приобрели такие явления, как загрязнение окружающей среды, милитаризация космоса, истощение природных ресурсов, валообразное распространение так называемого «масскульта», сопровождаемое общим снижением культурного уровня людей, стандартизацией их жизни, деперсонализацией личности. В феномене «массового человека», бесчувственного к Красоте, Истине и Добру, кроются опасности новых войн, разрушительных массовых движений, техногенных катастроф. Это путь к уничтожению человеческой цивилизации.

     В этих условиях, сложившихся в рамках традиционной эстетики – философии  прекрасного, уровень анализа эстетического  отношения человека к миру явно ограничен  и не соответствует назревшим потребностям современного общественного развития. Не случайно все чаще пишут и говорят о необходимости смены парадигмы в эстетической науке.

     Смена научной парадигмы – не самоцель, она есть следствие существенной коррекции общей картины мира и возникшего во второй половине XX века нового понимания соотношения человека и природы. Ранее, как известно, главенствующее место в этой диспозиции неизменно отводилось человеку, пребывавшему то в качестве «царя природы», то «центра мира», либо «меры всего». Сегодня мало кто сомневается в том, что данная парадигма не выдержала испытания временем и есть все основания говорить о иной роли человека в его взаимодействии с окружающим миром, более подобающей его истинному призванию быть частью природы, жить в ней максимально сообразуя свою деятельность с ее законами, не пытаясь изменить или «отменить» их вовсе.

     Эстетика  с её подходом к миру с позиций  целостного восприятия, единства материального  и духовного, ценностного отбора наиболее значимого для развития человеческого рода из того, что содержится в исторической практике человечества, способна внести в процесс гармонизации жизни людей XXI века свой особый, ничем незаменимый вклад. Условием этого является решительный поворот её к реальным проблемам духовно-творческой жизнедеятельности общества, эстетического самосознания человека, всей сферы современной художественной жизни. Важно при этом отказаться от претензии возвести в абсолют «истины» какого-либо одного направления эстетической мысли, встать на позиции диалога, быть способным услышать и понять другого. За многовековую историю своего развития эстетическое знание приобрело многомерный, весьма сложный и противоречивый характер. Особенно это относиться к эстетике XX в. При мысленном обозрении эстетических концепций и теорий, которым «несть числа», невольно возникает образ лабиринта.

     Проникновение в суть эстетических взглядов связано, между тем, с ощущением многосторонности и многомерности практически  любого явления эстетической и художественной действительности. На этой основе возникает понимание ограниченности любого их однозначного и абсолютного осмысления. А потому, конфронтация и противоборство различных точек зрения, связанные с претензией на абсолютную истину, представляются малоконструктивными и, в известном смысле. Именно в контексте такого подхода сегодня все больше утверждается себя так называемая «плюралистическая эстетика», в которой вся сложность и многообразие эстетического опыта человечества представлены, разумеется, приблизительно, через всю совокупность существующих эстетических концепций и теорий. Данное обстоятельство объясняет также и взгляд на эстетику в статусе учебной дисциплины, как на историю эстетической мысли. С этим, безусловно, можно согласиться, полагая, что освоение учащейся молодежью достижений мировой эстетической мысли, дело весьма необходимое и полезное. Обращаясь к летописи эстетических учений, важно при этом уйти от их сухого академического толкования и уметь прочитывать их через контекст духа и характера современной историко-культурной ситуации. Императивы конца второго и начала третьего тысячелетий предъявляют свой счет характеру и направленности научного знания. Последнее проявляет свою мощь, в конечном счете, не в абстрактно-схоластическом теоретизировании, а через практическое приложение к решению жизненно важных для человека и общества задач.

     Дальнейшее  развитие эстетического знания просматривается  ныне в предпринимаемых попыток  построения концептуальной философской  модели эстетики природы, а также  при осмыслении новой художественной практики, не вписывающейся в традиционные представления об эстетическом и художественном. Все это предполагает разработку новой системы критериев эстетических оценок, более универсально определение природы эстетической ценности, уяснение и описание различных систем ценностей и эстетических вкусов. К этому подталкивает общая ситуация, сложившаяся в мировой эстетике к концу XX века.

     Среди проблемных узлов современной эстетики – соотношение эстетического  с областью художественного, определение  статуса целого ряда явлений «пограничного» происхождения, которые, предназначались для эстетического потребления, далеко не всегда рассматриваются в качестве самостоятельной художественной ценности. В модернистской эстетике, например, открыто противопоставляются искусство и декоративизм. На этом основании все, что является орнаментальным, к искусству не причисляется. С другой стороны, имеют место попытки художественной обработки природы, стремление изменить ее так, чтобы она напоминала произведение искусства. Неудивительно, что для многих эстетиков поиск ответа на вопрос «Что есть искусство?» лишен всякого смысла и ничего, кроме выражения «пристрастного взгляда» в итоге не приносит. Данная логика связана с представлением об открытости понятия искусства и необходимости его постоянного пересмотра. Вопрос о сущности искусства, его природе является далеко не риторическим ещё и потому, что решение зачастую не выносится за рамки обсуждения чисто прикладных его функций. Искусство при этом предстает лишь в качестве своеобразного средства нравственного, идейно-политического, трудового и т. п. воспитания. При этом предполагается однонаправленность воздействия искусства и, стало быть, адекватно представить его природу. Это сопряжено с тривилизацией искусства, сведением всего художественного опыта к некой единой схеме.

     Для современного эстетического знания важно не только отвергнуть крайности  в понимании искусства, с одной  стороны, как выражения «чистого видения», а с другой – как  сугубо утилитарного средства в решении  задач по улучшению общественного состояния, но и более глубоко и всесторонне обосновать необходимость соответствия искусства характеру жизненного опыта современного человека и общества в целом.

     Эстетика, вырабатывая критерии художественности, проистекающие из самой сущности искусства, не может отрешиться от данного его социального предназначения. Искусство, будучи социального предназначения. Искусство, будучи социально ценностным по своей природе явлением, выражает эстетическое отношение человека к миру, как отношение, воспитанное культурой, анне её антиподом. Культура же, как известно, есть всегда выражение подлинно человеческих родовых начал в жизни. В данном контексте участие искусства в переустройстве общества на истинно человеческих началах, в гуманизации жизни людей выступает как его функция, органично связанная с художественностью, не противостоящая ей.

Информация о работе Эстетика как философская наука