Топливно-энергетический комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Топливно-энергетический комплекс не был обделен вниманием в ходе российских реформ. До сих пор преобразования в этом комплексе вызывают и особый интерес, и особую настороженность у общества. В значительной мере это связано с тем, что востребованным в мировом разделении труда оказался в основном топливно-энергетический потенциал России. И все же, главным фактором, определяющим отношение к ТЭК, являются природно-климатические условия нашей страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Топливно-энергетический комплекс России. 7
1.1 ТЭК в российской и мировой экономике. 7
1.2 Анализ основных показателей функционирования ТЭК в условиях мирового кризиса. 17
2 Государственная политика в области управления топливно-энергетическим комплексом России. 25
2.1 Государственное регулирование ТЭК РФ. 25
2.2 Энергетическая безопасность. 29
2.3 Энергетическая эффективность экономики 30
2.4 Формирование рационального топливно-энергетического баланса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

ТЭК 2.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

    Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система  нефтепроводов Тайшет-Тихий океан  и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты.

    

    Рисунок 1 – Таблица мощностей магистральных  нефтепродуктов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти  из России, млн. т/год. 

    Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство  системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год.

    Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.

    Кроме того, ожидается рост транзита нефти  из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки). [9].

    В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России в 2010 г. должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки).

    Нефтяные  компании России реализуют собственные  проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме земещения. "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

    Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.

    Рынки сбыта. Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ [6].

    Поставки  нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти  в Китай, они же обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

    В будущем главным рынком сбыта  нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

    Внутренние  потребности. Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

    Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического  сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей.

    Проблема  роста цен на бензин, на топливные  ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом страны - нетто-экспортера этих ресурсов?

    Не  следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.

    Законы  и налоги. Вопрос об изменении принципов определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), внутренних рентных платежей, поднимался уже неоднократно. И, надо сказать, без особого успеха. Сейчас происходит очередной виток работ по дифференциации ставок НДПИ на основе комплексного изучения всех эффектов факторов рентной природы. При этом, на мой взгляд, как никогда именно сегодня важно не допустить превращения этой природной ренты в ренту административную.

    Не  менее важным вопросом для существования и перспектив развития российского ТЭК, кроме сферы регулирования налогообложения, является и совершенствование законодательства о недрах. Одной из сложнейших проблем ТЭК России является воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящий момент инвестиции в воспроизводство явно недостаточны, и, по сути, два года наблюдается тенденция отставания прироста запасов углеводородов от прироста их добычи. Без принятия соответствующих решений в данной сфере запасы просто будут продолжать скудеть.

    В настоящее время готовится новая редакция Закона "О недрах". Основной целью этого закона служит обеспечение рационального использования всего комплекса ресурсов отечественной минерально-сырьевой базы и создание условий по ее воспроизводству путем формирования стабильных взаимовыгодных отношений государства и недропользователей, повышения ответственности недропользователей за выполнение взятых на себя обязательств, стимулирования инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений.

    Следует отметить, что при подготовке новой редакции законопроекта "О недрах" [12] широко используется зарубежный опыт регулирования недропользования, при котором взаимоотношения между государством и недропользователями из административных, каковые сегодня являются доминирующими в сфере недропользования России, становятся гражданско-правовыми. Это означает, что в суде, при рассмотрении тех или иных споров между недропользователем и государством, безусловно, чиновнику отстоять свои интересы гораздо сложнее, чем в кабинетах, пусть даже очень высоких. И это требует серьезной перестройки, в том числе и административной машины, готовой работать в условиях гражданско-правовых взаимоотношений недропользователей.

    Вся эта деятельность направлена на повышение  прозрачности отношений между государством и бизнесом, на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль, а также смежные с ней отрасли.

    Последние события в отрасли. В связи с вышеизложенным нельзя не остановиться на двух крупнейших событиях в российской нефтегазовой отрасли осени 2004 г. Я имею в виду продажу последнего госпакета акций НК "ЛУКОЙЛ" компании ConocoPhillips и объявление о слиянии "Газпрома" и "Роснефти". Приходится слышать о том, что это чуть ли не два противоположных по смыслу действия государства. Считаю, что это абсолютно не так.

    Прежде  всего, что касается слияния "Газпрома" и "Роснефти". Сегодня эти компании ведут активную совместную деятельность по освоению новых, наиболее перспективных  месторождений России. Речь идет о Штокмановском газоконденсатном и Приразломном нефтегазовом месторождении на шельфе Баренцева моря, Харампурском нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе, а также ряде месторождений на других территориях. Поэтому объединение "Газпрома" с "Роснефтью" с этой точки зрения позволит, безусловно, снизить издержки, упростит обмен технологиями, повысит эффективность управления обеими компаниями. Такое решение, во-первых, оформляет владение контрольным пакетом акций объединенной компании за государством; а во-вторых, дает "зеленый свет" либерализации рынка акций газового монополиста. При этом нужно понимать, что государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций "Газпрома" и размывать единый экспортный газовый канал.

    Стратегическое  соглашение между ConocoPhillips и "ЛУКОЙЛом" является завершением приватизации крупнейшей российской нефтекомпании. В результате ряд важнейших проектов перейдет под операционный контроль совместного предприятия, совместной структуры. И мы ждем от этого соглашения, от этой работы нового качества. Это и есть те инвестиции, которые сегодня так нужны ТЭКу.

    Кроме того, надо сказать, что за летне-осенний  период этого года количество контактов с руководством крупнейших мировых компаний ("ШевронТэксако", "Марафон Ойл", "Би-Эйч-Пи-Биллитон", "Тоталь", "Французский институт нефти") было чрезвычайно высоко и большинство из них проявляли неподдельный интерес к расширению своего присутствия, к расширению инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность.

    В этой связи можно констатировать, что ситуация с "ЮКОСом" не привела к снижению инвестиционной активности иностранных компаний. Беспочвенными оказались и тревоги о том, что "ЮКОС" остановит добычу нефти. Если посмотреть статистику, то "ЮКОС" является одним из лидеров роста добычи нефти в России. Более того, я абсолютно уверен, что даже если произойдет смена собственника компании, это обстоятельство само по себе не повлияет на работу соответствующих подразделений и предприятий.

    Глобальный  характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов нашего сотрудничества с международными энергетическими организациями.

    Россия, являясь одновременно одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, осуществляет и будет осуществлять активный диалог в области энергетики со всеми странами и международными энергетическими организациями.

    Расширение  и углубление взаимодействия и сотрудничества России с международными энергетическими организациями будет, несомненно, способствовать развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению экономической и энергетической безопасности в мире.

    1.2 Анализ основных показателей функционирования ТЭК в условиях мирового кризиса.

 

    Преемственность и развитие долгосрочной государственной  энергетической политики и задающей основы этой политики Энергетической стратегии России – это те характеристики, значение которых еще более возрастает в современном мире, характеризующемся финансово-экономическим кризисом.

    Во  время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем  должны стать основой для формирования реалистичной и отвечающей на главные  вызовы модели перспективного развития страны и роста экономики.

    Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.

    В переживаемый нами сложный временной  период необходимы как минимизация последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для посткризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены: во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК; во-вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора; и, в-третьих, на принятие необходимых в связи с кризисом оперативных решений. Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030 [11].

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс России