Создание правовых, экономических условий по сокращению теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Казахстанская экономика не стала исключением, в ней есть место как для «нормальной» экономики, так и для теневой экономики.
Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………2
I Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления …3
1.1 История появления, предпосылки к ее появлению……………..3
1.2 Три основные блока разделения теневой экономики…………..3
1.3 Источники функционирования ………………………………… 4
1.4 Криминальная «пирамида» ………………………………………6
II Глава 2 Механизм функционирования теневой экономики……….…9
2.1 Основные схемы функционирования теневой экономики…….9
2.2 Общая структура ведения теневой деятельности…………….11
2.3 Следствия формирования криминальных кланов……………..14
2.4 Коррупция госаппарата………………………………………….15
III Глава 3 Создание правовых, экономических условий по сокращению теневой экономики…………………………….…….……………
3.1 Налоговая система – тормоз экономических преобразований.19
3.2 Проведение легализации капиталов в Казахстане…………….20
3.3 Экономические и политические последствия легализации капиталов в Казахстане …………………………………………….21

Заключение………………………………………………………..…… 26

Список использованной литературы…………………………………28

Файлы: 1 файл

tenevaya_economica.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “предания” основных доходов.

2.2 Общая структура ведения  теневой  деятельности

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную “теневую” деятельность

 

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические  и  производственные операции;

- банк;

- “службу безопасности”;

- связи.

 

Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется казахстанскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

 

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок, так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

 

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.

 

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Нацбанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”.

Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений,

характеризующихся рядом признаков. Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.

Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного государственного властного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность.

 

2.3 Следствия формирования  криминальных кланов.

Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей,

присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка казахстанских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

2.4 Коррупция госаппарата

О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных кланов, свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на

обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд.

 

С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону. Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической истории. Ее аналоги существуют в России, Украине и множества других пост-советских государств. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.

Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с

политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути

демократизации всех социально-экономических процессов, повышение

ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате.

Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий, обычно через подставных лиц создавали бесчисленные кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно.

Легализация теневой экономики становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, казахстанская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее

остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований.

Расчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?

Возьмем, к примеру, наших казахстанских  “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25% импорта республики. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $9 млн.; для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12 млн. Именно деятельность  “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Глава 3  Создание правовых экономических условий по сокращению

теневой экономики

 

  3.1 Налоговая система – тормоз экономических преобразований

 

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем,

с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

 

Легализация капиталов - это, прежде всего, политическая акция, так как она способна оздоровить общественную атмосферу, являющуюся фактором политической стабильности, повышения уровня доверия населения к государственным органам.

3.2 Проведение легализации  капиталов в Казахстане

В Казахстане с середины июня началась легализация капиталов. Акция была рассчитана на 20 дней. "Амнистированы" были все средства, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, при нарушениях банковского и налогового законодательства. При переводе теневого капитала в экономику страны, государство освобождало капиталы от налогов, а их владельцев - от уголовной и административной ответственности. Любой казахстанец, пожелавший участвовать в легализации, мог открыть специальный счет в отечественном банке второго уровня и перевести туда деньги. Закон гарантировал неразглашение информации о владельцах банковских счетов и оставлял за ними полное право распоряжаться легализованными деньгами по своему усмотрению. Правоохранительные органы не могли  проводить проверочные, оперативно-розыскные и другие мероприятия на основе данных, полученных во время легализации.

 

 

     3.3 Экономические и политические последствия легализации капиталов в Казахстане

 

Экономические последствия :

По состоянию на 14 июля на спец.счета было зачислено 70 млрд. 447 млн. 834 тысячи 108 тенге, или в пересчете по курсу Национального банка на 14 июля - 480 млн. 217 тысяч 1 доллар.

Из них половина легализованных средств поступила на спец.счета в последние три дня легализации, которым, кстати, предшествовали суровая по тону главы государства встреча с казахстанскими предпринимателями и героическое самопожертвование министра государственных доходов Зейнуллы КАКИМЖАНОВА, публично покаявшегося в предпринимательских грехах. После этих мероприятий стало ясно, что концовка легализации будет ударной. За один день 13 июля в банки было сдано средств на 20 млрд. тенге (примерно 140 млн. долларов), то есть годовой оборонный бюджет Казахстана! Более 82% легализованных денег поступило наличными долларами, 11,4% были переведены из-за рубежа, а 6,5% сдали в наличных тенге. (см. Приложение 1).

Всего было выдано 2928 свидетельств о легализации денег. Основная часть средств - 80% была оприходована банками в Алматы и Алматинской области. На Акмолинскую область пришлось 6,6%, Карагандинскую - 5,2%, выделились также Актюбинская и Павлодарская области. На 9 крупнейших банков страны пришлось 94% всех поступлений, так что банкирам теперь нужно либо срочно увеличивать свои капиталы, чтобы сохранить устойчивость банков, либо просить своих клиентов забрать побыстрее эти деньги обратно. Однако уже известно, что 50-70% владельцев легализованных средств намерены оставить деньги в банках, и правильно сделают - при среднем размере депозита в 164 тысячи амнистированных долларов можно жить без материальных проблем и на проценты с вклада.

Впрочем, в Национальном банке Республики Казахстан не расценивают поступившие от легализации средства как угрозу для денежно-кредитной политики в целом или как причину для роста инфляции. Здесь полагают, что поскольку легализовывались в основном наличные деньги, ранее уже находившиеся в обороте, то от их перемещения в банки ничего особо не изменится.

Политические последствия  акции легализации капиталов:

  1. Сохранение политической стабильности внутри государства. По мнению аналитиков одним из возможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов было возникновение негативного резонанса в общественном мнении (данные экспертного опроса, проведенного Социологической службой ЦААПИ). Как известно, государственное прощение лиц, ассоциированных в народном сознании с образом грабителей, могло вызвать резонное негодование низкооплачиваемых трудящихся и пенсионеров. Однако, несмотря на то, что 68,73 % населения, принимавших участия в опросе, проведенном "Конком-2Евразия", знали о предстоящей акции, широкомасштабных выступлений против ее осуществления не произошло. Основными причинами этому послужили: 

Информация о работе Создание правовых, экономических условий по сокращению теневой экономики