Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:06, курсовая работа
Целью данной работы является анализ методов и способов международного сотрудничества в борьбе с коррупцией. Задачи работы:
анализ определений коррупции и причины ее возникновения в деятельности участников ВЭД;
изучение методов противодействия коррупции в ВЭД;
анализ нормативно-правового регулирования борьбы с коррупцией во ВЭД;
изучение зарубежного опыта противодействия коррупции во ВЭД;
анализ особенностей международного сотрудничества в борьбе с коррупцией в России;
анализ совершенствования механизмов противостояния коррупции на уровне международной организации и национальном уровне (России).
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И МЕХАНИЗМ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Определение коррупции и причины возникновения в деятельности участников ВЭД 5
1.2 Методы противодействия коррупции в ВЭД 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование 11
2.ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 14
2.1 Зарубежный опыт противодействия коррупции во внешнеэкономической деятельности 14
2.2 Особенности международного сотрудничества в борьбе с коррупцией в России 19
2.3 Совершенствование механизмов противостояния коррупции на уровне международной организации и национальном уровне (России) 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
С 1 июля 2011 г. в Великобритании вступил в силу Закон «О взяточничестве». Последствием вступления Закона в силу является реформирование института уголовной ответственности за преступления, связанные со взяточничеством и коррупцией, – замена существующего регулирования посредством общего права и отдельных законов на единый закон. Важная особенность Закона – признание преступлением непредотвращение компаниями коррупционных проявлений, если не будет доказано, что меры предосторожности, принятые ими для предотвращения этих фактов, были достаточны. Преступления, предусмотренные Законом, – это деяния, совершенные как на территории Великобритании, так и за ее пределами в случае наличия у субъекта близкой связи с этой страной11.
Основной особенностью международного сотрудничества в борьбе с коррупцией в России является ратификация нашей страной ряда международных документов, посвященных борьбе с этим явлением. Так Российская Федерация 25 июля 2006 г. ратифицировала вышеназванную Конвенцию Совета Европы. Ранее, 8 марта 2006 г., Федеральным законом №40-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 г.).
Ратифицировав этот международно-правовой акт, Российская Федерация в п. 1 ст. 1 указанного Закона констатировала, что внутренним законодательством она признает коррупционными и уголовно наказуемыми следующие деяния, предусмотренные12:
- статьей 15 Конвенции (подкуп национальных публичных должностных лиц), под которым, на наш взгляд, следует понимать дачу и получение взятки государственными служащими, – ст. 290-291 УК РФ;
- пунктом 1 ст. 16 Конвенции (совершение этих же деяний должностными лицами международных организаций) – ч. 5 примечания к ст. 285 УК РФ;
- статьями 17-19, 21 и 22 Конвенции (хищение, присвоение, нецелевое использование имущества должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, протекция и вымогательство с использованием должностного положения, корыстное предоставление преимуществ, вымогательство и хищение в частном секторе управляющим лицом негосударственной организации) – ст. 160, ст. 285, ч. 4 ст. 290, ст. 201, п. «б» ч. 4 ст. 204 УК РФ;
- пунктом 1 ст. 23 Конвенции (отмывание доходов от преступлений) – ст. 174 - 174.1 УК РФ;
- статьей 24 Конвенции (сокрытие или непрерывное удержание имущества, если лицу известно, что такое имущество получено в результате любого из преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией) – ст. 175 УК РФ;
- статьей 25 Конвенции (воспрепятствование осуществлению правосудия по коррупционным или иным преступлениям – на усмотрение государства – путем насилия или угроз) – ст. 296, 302, 303, 309 УК РФ;
- статьей 27 Конвенции (приготовление к коррупционному или иному – на усмотрение государства – преступлению, покушение на преступление и соучастие в нем в качестве сообщника, пособника или подстрекателя) – ст. 30, 33 УК РФ.
Ратифицировав данную Конвенцию, отечественный законодатель, хотя и косвенно, обозначил те основные, перечисленные преступления, которые следует считать коррупционными.
Следствием ратификации обеих названных Конвенций явился Федеральный закон от 25.12.2008 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Для борьбы с коррупцией в ВЭД в нашей стране, на взгляд автора, необходимо, в первую очередь, дальнейшее улучшение антикоррупционного законодательства. Дальнейшая систематизация антикоррупционного законодательства связана с решением перечисленных выше задач, которые представляется возможным объединить в две группы:
концептуализация законодательства;
формирование правовых институтов противодействия коррупции.
В рамках решения первой задачи необходима разработка системы понятий и терминов, более полно отражающих коррупцию как антиобщественное явление, определение цели и задач государственной антикоррупционной политики, принципов и правовых начал ее осуществления. В рамках решения второй задачи необходимо принятие законодательных мер, упорядочивающих отношения в сфере противодействия коррупции в соответствии с данными концептуальными установками, а также необходима разработка совокупности правовых норм, устраняющих вышеприведенные противоречия и неопределенность.
решение данных задач в первую очередь связано с принятием Федерального закона об антикоррупционной доктрине Российской Федерации. Такая перспектива развития антикоррупционного законодательства активно обсуждается в литературе. В данном акте, который направлен на законодательное закрепление концептуальных и правовых основ государственной политики в сфере противодействия коррупции, необходимо:
во-первых, сформулировать систему понятий, важнейшее институциональное значение среди которых имеют «антикоррупционная доктрина Российской Федерации», «цель государственной антикоррупционной политики», «коррупция», «коррупционер» и др.;
во-вторых, закрепить нормативно-правовое значение субъектов антикоррупционной политики, государственного специализированного антикоррупционного органа.
Указанные понятия могут иметь следующие определения.
Антикоррупционная доктрина Российской Федерации – совокупность официально принятых взглядов на цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Цель государственной антикоррупционной политики – снижение уровня коррупции посредством реализации прав и свобод человека и гражданина, общества и государства на основе реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; мониторинг коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики; формирование антикоррупционного общественного мнения; обеспечение прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции; создание механизма против подкупа граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; создание условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями.
Коррупция – антисоциальное действие, предполагающее подкуп, состоящий в даче взятки или ее получении, равно как и любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо представление такой выгоды указанному лицу.
Коррупционер – лицо, совершающее коррупционный проступок.
Субъекты государственной антикоррупционной политики – федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации, физические лица в пределах их полномочий, которые являются непосредственными участниками антикоррупционных отношений.
Антикоррупционные правоотношения – правоотношения, возникающие в связи с противодействием коррупции, в ходе реализации субъективного права человека и гражданина на признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, публичности и открытости деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Орган противодействия коррупции – государственный специализированный орган, предметом деятельности которого является противодействие коррупции. В компетенцию органа входит: координация противодействия коррупции, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, разработка законопроектов антикоррупционной направленности, антикоррупционная профилактика.
Подведем итог проделанной работы. Коррупция в ВЭД происходит из-за того, что большинству законопослушных организаций не чуждо нарушение законов – участие в незаконных экономических операциях, совершение нелегальных сделок, в том числе коррупционных. Международное сообщество стремится законодательно урегулировать отношения в области противодействия коррупции путем принятия многочисленных актов, начиная с разработки правовых норм уголовно-правового, гражданско-правового характера и заканчивая подготовкой специфических документов, регламентирующих сферы налогового и финансового контроля. Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией надо связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции.
Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией в ВЭД необходимо не только уровне межгосударственного сотрудничества, но и на уровне корпораций.
Для решения этих вопросов многие компании разработали и приняли на вооружение комплексные программы. Их цель – добиться того, чтобы должностные лица, сотрудники и агенты компаний понимали, как применять в своих повседневных деловых контактах законы о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности. При этом любая программа обеспечения соблюдения законодательства должна иметь дело с конкретными рисками, с которыми сталкивается та или иная компания.
Современные тенденции формирования российского правового порядка в сфере противодействия коррупции связаны с систематизацией антикоррупционного законодательства. При этом следует подчеркнуть, что такая перспектива не ограничивается процедурами инкорпорации или консолидации, которые имеют в основном формально-юридический характер, но связана с выработкой концептуально-правовых подходов, в основе которых лежат соответствующие ценности государственной политики, в первую очередь означающие приоритет гуманистической интерпретации прав и свобод человека и гражданина.
В заключение следует сказать, что реализация антикоррупционных мероприятий составляет необходимый этап развития антикоррупционного правопорядка России и состоит в разрешении противоречий, возникших между концептуальным и правовым уровнями российской антикоррупционной политики. Очевидно, что на сегодняшний день принятие федерального закона о государственной доктрине антикоррупционной политики Российской Федерации является самой актуальной задачей в сфере противодействия коррупции во внешнеэкономической деятельности.