Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2010 в 11:37, Не определен
Курсовая работа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
"РИНХ"»
Финансовый факультет
Кафедра
«Финансово-экономический
Курсовая работа
«Состояние и перспективы развития рынка металлорежущего оборудования в РФ»
по специальности 080105 «Финансы и кредит»
специализации
«Оценка собственности»
Выполнил:
Проверил:
Ростов-на-Дону
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Инициативы ФАС в области развитии станкостроительной отрасли……...7
1.2.
. Стратегия развития российского станкостроения —
вопрос национальной безопасности………………………………………………
1.3. Предпочтения потребителей продукции машиностроительной отрасли...10
1.4.
Внутренний сегмент………………………………………………………..
2. Расчет рыночной стоимости металлорежущего оборудования (на примере токарно-фрезерного станка 16К20) с использованием известных методов в рамках сравнительного, затратного, доходного подходов……………………..16
2.1. Описание и идентификация объекта оценки, краткий анализ первичного и вторичного рынков…………………….. …………………………………...........17
2.2. Затратный подход……………………………………………………………
2.3. Сравнительный подход……………………………………………………...
2.4. Согласование результатов…………………………………………………
Список использованной литературы и источников
информации……………...23
Введение
В настоящее время все более возрастает роль заключений об оценке имущественных прав, выполненных независимыми оценочными компаниями, при принятии собственниками либо менеджерами компаний различных управленческих решений в отношении основных средств (ОС) предприятия. Одним из трудных вопросов стоимостных оценок ОС является анализ влияния стоимости машин и оборудования на себестоимость продукции, налогообложение, величину чистых активов и другие показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Машины и оборудование (М и О) большинства российских предприятий сильно изношены. Значительная часть М и О по бухгалтерским данным имеет 100-процентный износ, однако активно эксплуатируется и, следовательно, имеет рыночную стоимость. Другая часть, напротив, практически не имея бухгалтерского износа, имеет фактически нулевую стоимость за счет функционального, морального и (или) экономического устаревания.
При большом количестве единиц машин и оборудования на предприятиях (от нескольких тысяч на средних предприятиях до десятков тысяч на крупных) особенно часто возникают вопросы определения стоимости как отдельных единиц, так и групп М и О (что гораздо чаще), а также всего парка машин и оборудования в целом. Важен не только вопрос величины стоимости на конкретную дату, но и прогноз изменения стоимости во времени, а также изменения стоимости после значительных дат (например, после дефолта и т. д.).
При этом собственник либо управляющий, как правило, имеет интуитивное представление о стоимости как отдельных ОС, групп, либо всех фондов целиком. Задача оценщика еще на этапе предпроектных работ по оценке - понять, насколько интуитивные представления заказчика совпадают с реальностью. В результате дальнейших работ по оценке подробные расчеты должны подтвердить выводы оценщика, полученные из экспресс-анализа.
Одним из главных препятствий на пути оценщика, как правило, стоит невозможность получения полного перечня исходных данных (их более 50 наименований) и отсутствие однозначной идентификации объекта оценки.
Еще недалеко то время, когда вторичного рынка имущества практически не существовало, впрочем, как и первичного. После приобретения по разнарядке оборудования, оно, как правило, оседало у своего первого же владельца вплоть до списания. В редких случаях происходила смена владельца (так же, как и при его приобретении, осуществлявшаяся по распоряжению "сверху"). Оборудование передавалось безвозмездно "с баланса на баланс", в лучшем случае оно продавалось по фиксированной расчетной цене - остаточной стоимости.
В настоящее время можно смело утверждать, что имущественный рынок, первичный и вторичный, действует и оборудование на нем является наиболее распространенным и активным товаром. Появился рынок - появилась потребность в оценке. Оценка в свою очередь выдвинула требования в четкой идентификации объектов оценки. Идентификация - это выявление технических характеристик и свойств объектов и отнесение их к определенному классу (группе) основных средств. Эта информация впоследствии служит исходными данными для расчетов стоимости объектов.
Учитывая большое разнообразие и количество
единиц оборудования даже в пределах одного
среднего предприятия, очевидно, что эта
задача стала одной из самых ответственных
и трудоемких в процессе оценки.
1. Анализ рынка металлорежущего оборудования
Развитие станкоинструментальной отрасли является одним из важнейших факторов обеспечения модернизации промышленности России. Пока ситуация находится под контролем: сегодня парк металлообрабатывающего оборудования на 90% сформирован из отечественной техники, и его модернизацию неизбежно придется проводить на базе российского станкостроения. Но вот производство новых станков, необходимых для качественного рывка вперед, серьезно отстает от запросов рынка. В мировой табеле о рангах стран, выпускающих металлообрабатывающее оборудование, Россия находится на 22 месте с общим объемом производства станков на сумму около 160 млн долл. в год. Для сравнения, у лидирующей в этом списке Японии показатель в 80 раз выше. В потреблении Россия также отстает. Здесь недосягаем Китай, сумевший всего за год «поглотить» металлообрабатывающего оборудования почти на 13 млрд долл. У России сумма, освоенная на те же цели, в 33 раза меньше. Почти все страны сокращают объемы выпуска продукции станкостроения. Редкое исключение составляют меньше десяти стран, которые, наоборот, увеличивают эти показатели. За последнее десятилетие наибольшие темпы прироста объемов производства у станкостроителей Финляндии – в 4,5 раза; далее у Португалии – 2,37; Голландии – 1,7; Тайваня – 1,65. Но если такой рост и происходит, то сопровождается он крайне незначительным увеличением производства в абсолютных показателях. Большее значение приобретают экспортные возможности станкостроителей.
Несмотря на общее сокращение объемов
выпуска, ежегодный мировой экспорт металлообрабатывающего
оборудования за последние десять лет
вырос на 6,6%. Крупнейшими экспортерами
являются Япония, обеспечивающая четверть
мирового экспорта, и Германия – у нее
пятая часть. Россия в этом сегменте мирового
рынка имеет долю 0,3%. С учетом неплатежеспособности российских потребителей начала увеличиваться доля экспортируемой продукции. В РФ экспортная доля в объеме производства сейчас составляет около 60%. Основными покупателями нашего оборудования являются фирмы Германии, Японии, Италии, США, Великобритании, Франции и Канады, а в развивающихся странах – компании Ирана, Южной Кореи, Таиланда. То, что в этом списке потребителей присутствуют и явные лидеры рынка по собственному производству, объясняется просто – их в основном интересуют российские металлоемкие станки. В целом на страны Азии приходятся около 50% российского экспорта, на страны Европы – около 40%. Казалось бы, таким ростом экспортных операций можно гордиться, однако это было бы оправдано в случае значительных абсолютных показателей экспорта. А в абсолютных значениях, как показывают приведенные выше цифры, российское станкостроение не играет практически никакой роли на мировых рынках. Более того, объемы нашего импорта продукции станкостроения в шесть раз превышают экспорт. Да и процент прироста выпуска такого оборудования в денежном выражении в России в последние годы близок к нулю. |
Сегодня станкостроение в России
— это такой архипелаг из нескольких островков,
каждый из которых по большому счету держится
на плаву самостоятельно. Причем удалось
удержаться лишь единицам промышленных
предприятий этого сектора — крупнейшим
советским заводам, таким как Рязанский
станкостроительный, Нижегородский, Ивановский,
Краснодарский, Стерлитамакский заводы, "Красный пролетарий"
(Москва). Но и их состояние стало постепенно
улучшаться лишь в последние четыре года. Что касается промышленной сборки, то есть, ввоз в Россию станкокомплектов и сбор их уже на территории страны, то тут нужны две оговорки. Во-первых, нельзя сравнивать станкостроение и автомобилестроение. Между ними есть существенное различие: автомобилестроение является массовым производством, а производство станков — специальная отрасль. Большинство станков строится по спецзаказам, организовать отверточную сборку станков будет, мягко говоря, довольно сложно. Во-вторых, необходимо желание зарубежной компании организовать в России свое производство. Станок — продукция очень высокотехнологичная и наукоемкая, ее основная добавленная стоимость — в технологии. Естественно, западному производителю выгодно продавать готовую продукцию. Если он здесь организует отверточную сборку, то может потерять рынок. На Западе это прекрасно понимают, поэтому с 1991 года в России не было создано ни одного СП в станкостроении. Вдобавок в России очень низкий таможенный барьер на ввоз станков и достаточно высокий на ввоз узлов и комплектующих — ситуация, обратная положению в автомобильной отрасли. Получается, что готовый станок привезти дешевле, чем завезти детали и собрать его в России.
Ситуация относительно ввоза в страну
импортного оборудования была отмечена
на июльском совещании
в Иванове первым вице-премьером Сергеем Ивановым:
"Закупка импортного оборудования подрывает
технологическую безопасность страны".
Такая угроза действительно существует.
Ни для кого не секрет, что со стороны западных
стран есть ограничения на ввоз современных
станков в Россию. В какой-то момент иностранные
партнеры могут прекратить поставлять
запчасти и ремонтировать ряд станков.
Эти вопросы обсуждались на совещании
с участием представителей отрасли, после
чего была создана рабочая группа по разработке
плана первоочередных мер по развитию станкоинструментальной
промышленности на период до 2011 года. Он
был принят на заседании правительственной
комиссии в декабре и затрагивает основные
"болевые точки" отрасли — инвестиции,
таможенную политику, научные разработки,
систему господдержки отрасли, кадровую
проблему. Существует также стратегия
развития отрасли до 2015 года, разработанная
в 2006 году. Ее реализация должна
была начаться еще
в 2007-м. Во-первых, это длительный цикл производства оборудования. В среднем станок изготавливается пять-шесть месяцев, но есть и такие, которые нужно строить два-три года. В России это приводит к необходимости привлечения больших средств, то есть почти умирающей отрасли приходится еще занимать где-то деньги. Поэтому в плане мероприятий по развитию отрасли в числе прочих есть предложение, чтобы при закупке отечественного оборудования государство компенсировало процентную ставку. Такой механизм уже работает при экспорте, осталось добиться того, чтобы компенсировались и проценты при работе на внутреннем рынке. Государство должно реформировать амортизационную политику и создать механизм льготного лизинга для предприятий, закупающих отечественное оборудование. Если станкостроительным заводам хотя бы ненадолго протянуть руку помощи, это очень позитивно скажется на отрасли в самом ближайшем времени. Вторая специфическая проблема: станкостроение не работает на конечного потребителя. Эта отрасль создает средства производства для производства. Это значит, что она умирает первой при малейшем кризисе и возрождается последней. Ведь любое предприятие сначала выплатит зарплату, заплатит за энергоносители, купит сырье и только потом подумает о перевооружении. Третья проблема заключается в том,
что это очень наукоемкая сфера. В 1990-2000
годах отраслевая наука очень сильно пострадала, в результате ее практически не осталось, а у
государства пока нет отработанных механизмов
финансирования НИОКР. Централизованные
КБ давно умерли, предприятия
сами финансируют их работу
непосредственно на производстве. В советский
станок всегда закладывались инженерные
решения высокого уровня. В Советском
Союзе была очень слабая элементная база
— электроника, электрика и гидравлика,
сейчас же этой отрасли вообще не существует. Производя станок для
западного потребителя, отечественный
производитель не ставит российскую
элементную базу. Поэтому современный
российский станок, по сути, те же инженерные
решения высокого уровня, но совмещенные
с иностранной элементной базой. Получаются
станки, ни в чем не уступающие западным,
а по показателю соотношения цена-качество
превосходящие их. Кроме того, нельзя забывать
о ремонтопригодности. Если
рязанский станок ремонтируется в течение 24 часов, то ремонт импортного
станка в России займет не один месяц.
Конечно, есть сегменты станкостроения,
в которых и СССР, и Россия никогда не были
сильны. Это станки для точной обработки,
гамма шлифовальных станков,
зубообработка и ряд специфических
видов оборудования, которые у нас не производились. Россия традиционно сильна в выпуске станков,
которые имеют широкое применение,— токарных,
фрезерных, токарно-карусельных, горизонтально-расточных.
Массовое производство нужно
было всем, поэтому в России
производили десятки, сотни тысяч единиц
в год. Их доводили до ума, запускали в
серию, и они начинали работать повсеместно.------------------ |
Несмотря на сложные условия перехода
отрасли от планового хозяйства к рыночной
экономике существенная часть российских
станкостроителей сохранила производственный
и научный потенциал, что позволило обеспечить
ежегодный вклад отрасли в общий промышленный
рост страны за последние годы. Станкоинструментальная
промышленность как важнейшая фондообразующая
отрасль определяет уровень развития
российского машиностроения и имеет стратегическое
значение для отечественной экономики.\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Однако, сложившаяся ситуация
диктует необходимость принятия срочных
мер по стимулированию внутреннего рынка,
несмотря на то, что темпы его роста на
первый взгляд кажутся значительными
- 15-17% в год.
1.1. Инициативы ФАС в области развитии станкостроительной отрасли
Наряду с опробованными в других
отраслях механизмами стимулирования
рынка - например, субсидированием процентных
ставок по инвестиционным кредитам - ФАС
России будет предлагать субсидирование
из государственного бюджета закупок
отечественного оборудования для покрытия
части расходов российских машиностроительных
предприятий, приобретающих оборудование.-----------------
Недостаточная конкурентоспособность
российского оборудования и инструмента
объясняется серьезной нехваткой средств
на НИОКР, что сдерживает развитие отрасли,
производящей, в основном, наукоемкую
продукцию.
Российские производители по
сути поставлены в неравные конкурентные
условия, поскольку их зарубежные конкуренты
пользуются значительной преференциями
и поддержкой. При этом, для отечественного
станкостроения с его невысокой рентабельностью
и большими затратами на НИОКР особенно
болезненными являются такие проблемы,
как высокие тарифы естественных монополий
и дискриминационные условия договоров
на поставку газа и электроэнергии, злоупотребления
при организации закупок оборудования
естественными монополиями. «Парадоксальная
ситуация - если частные компании, как
правило, проводят торги честно, и наше
оборудование способно конкурировать
с иностранной продукцией, то госмонополии
почему-то склонны при организации закупок
дискриминировать российскую продукцию
в пользу иностранной» - посетовал один
из крупнейших станкостроителей.
Кроме того, проблемами для
отрасли являются падение курса доллара,
необоснованные ограничение движения
грузового автотранспорта по дорогам
регионального значения в весенний период,
разрыв связей производства и высшей школы.------------------------
Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка металлорежущего оборудования в России