Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 22:03, контрольная работа
Задачами данной работы являются, во-первых, характеристика сущности интеграционных процессов, анализ основных региональных экономических объединений, а также исследование вопросов участия, взаимодействия и сотрудничества России с такими объединениями.
Осуществляется деятельность по формированию пакета документов таможенного союза “тройки” (Белоруссия, Казахстан, Россия) в формате “шестерки” ЕврАзЭС с использованием наработок переговорного процесса в рамках Соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Предусмотрено, что присоединение к таможенному союзу “тройки” других государств-членов ЕврАзЭС будет вестись последовательно, с учетом степени их готовности.
Ключевую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности, включая противодействие новым вызовам и угрозам, играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Повышению ее роли в решении этих задач, особенно применительно к Центральноазиатскому региону, способствует возобновление членства в ней Узбекистана. Россия и далее будет содействовать консолидации ОДКБ в качестве военно-политического союза, укреплению миротворческого потенциала Организации, совершенствованию военно-технического сотрудничества между государствами-членами, усилению координации их действий на международной арене. Актуальной задачей является дальнейшее укрепление международного авторитета ОДКБ, развитие ее контактов с другими региональными организациями аналогичного профиля, включая НАТО. Растущее практическое значение приобретает усиление координации между ОДКБ и ЕврАзЭС.
Россия последовательно проводит линию на углубление отношений с Белоруссией, с которой достигнут наиболее высокий в СНГ уровень политической и экономической интеграции, обеспечивается тесное взаимодействие во внешней политике, в области обороны и безопасности, в гуманитарной сфере.
2.2 Россия и Азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества
Стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) определяется его ролью “локомотива” мировой экономики, одной из главных движущих сил глобального развития, реальный вес которой в обозримой перспективе будет неуклонно возрастать. Важнейшее значение при этом имеет подъем Китая и Индии, а также динамичный рост целого ряда стран Восточной Азии и Латинской Америки.
Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов. Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений. На этом фоне попытки создания группировок стран эксклюзивного состава с участием внерегиональных сил для решения узких задач не могут не вызывать обеспокоенности.
Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, сделанным Россией совместно с другими пятью государствами Евразийского континента перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Сегодня ШОС, сохраняя свою открытость, утвердилась как эффективное средство сопряжения интересов государств-участников, включая Россию и Китай, а также действенный инструмент обеспечения стабильности в Центральной Азии.
Полностью оправдывает себя курс на наращивание участия России в форуме “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме АТР, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии.
Все большую значимость приобретают развитие отношений диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
На беспрецедентно высокий уровень взаимного доверия вышли наши отношения с Китаем, ставшие важным фактором мировой политики. В основе нашего сотрудничества с КНР лежат долгосрочные национальные интересы России и близость подходов наших двух государств к основополагающим вопросам современного мироустройства. Продолжая линию на всестороннее укрепление и расширение сфер равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, на нынешнем этапе во главу угла политики на китайском направлении необходимо ставить повышение практической отдачи от отношений с этой страной.
Одним из приоритетов российской внешней политики остается развитие и углубление стратегического партнерства с Индией по всем направлениям – в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной областях и в сфере ВТС, с особым акцентом на продвижение тех сфер взаимодействия, где долговременные интересы наших стран близки или совпадают, а сотрудничество является взаимовыгодным.
Открыты для всестороннего партнерства с Японией на основе взаимного уважения интересов. Создание прочной экономической базы и углубление связей в практических областях сотрудничества должно содействовать формированию атмосферы для ориентированных в будущее решений политических проблем в двусторонних отношениях.
Расширение
многоплановых отношений с
Регион Ближнего Востока и Северной Африки входит в сферу стратегических интересов России в силу геополитического, экономического, религиозного и других факторов. Наша основная задача на этом направлении состоит в развитии и укреплении взаимовыгодных связей со всеми странами региона. Военно-политическая и экономическая ситуация на Ближнем Востоке в значительной степени влияет на состояние мирового рынка энергоносителей и вооружений, положение дел в межцивилизационных отношениях. Регион обладает серьезным потенциалом импорта производимых в России товаров и технологий, а также ВТС.
По этим причинам плотная вовлеченность в ближневосточные дела представляется необходимым компонентом и важным инструментом обеспечения национальных интересов России.
Роль Латинской Америки в мировой экономике и политике постоянно возрастает. Крупнейшие латиноамериканские страны – Бразилия и Мексика – по объему ВВП занимают места на рубеже первой десятки развитых государств мира.
Латинская
Америка в целом становится одним
из центров экономического роста
и политического влияния в
формирующейся многополярной
На континенте происходят непростые социальные и политические процессы, идет поиск адекватной местным условиям модели социально-экономического развития. Все это имеет важное цивилизационное измерение, поскольку отражает и обогащает культурно-цивилизационное многообразие современного мира.
3.1 Внешнеэкономические отношения России со странами-участницами Европейского Союза
Становится ясно, что в ближайшее десятилетие в ЕС вступят еще примерно 10 стран. Первой группой "новичков" стали страны Центральной и Южной Европы, ставшие полноправными членами ЕС в мае 2004 г.: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Мальта и Кипр. В этих странах проживает 72 млн человек, и общая численность населения в ЕС составила 455 млн человек. Впоследствии возможно вступление в ЕС Болгарии, Румынии, Турции, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, а также Украины и Молдовы, в которых проживает около 180 млн человек. И тогда ЕС с населением свыше 600 млн человек станет супербольшой международной экономической организацией, функционирующей на принципах конфедерализма и по своей экономической мощи значительно превосходящей США.
К такому развитию ЕС США относятся спокойно и терпимо, рассчитывая на партнерство и сотрудничество в рамках нового международного порядка, который через 20 лет, конечно, будет уже сформирован. Однако Россия проявляет нервозность и сплошь и рядом совершает противоречивые действия. С одной стороны, мы вроде бы не возражаем против расширения ЕС на восток (в отличие от расширения НАТО), а с другой _ выдвигаем перед ЕС полтора десятка так называемых "озабоченностей", которые связаны с аннулированием прежних двусторонних договоров с новыми членами ЕС, а также с проблемой Калининграда. Россия вследствие расширения ЕС может нести потери на сумму 150—300 млн евро ежегодно. Однако ЕС отвечает России, что снижение для российских товаров торговых тарифов в странах—новичках ЕС в среднем с 9 до 4% даст ей прибыль на те же 300 млн евро в год.
К сожалению, никто не говорит о новых возможностях для России в плане увеличения торговли и иных видов экономического сотрудничества с расширенным ЕС, связанных с использованием значительно большего объема европейского рынка, потенциала научно-технического взаимодействия, повышения российских норм и стандартов с учетом усиления экономических связей с ЕС и т. д. На этом пути Россия может получить миллиарды дополнительной прибыли или существенные выгоды. ЕС явно набирает силу, и России остается либо скромно отодвигаться на восток, становясь на путь самоизоляции и все большего вовлечения в тяжелые проблемы внутри СНГ, расточая свои ресурсы на преодоление этих проблем, либо идти на более широкое сотрудничество с Западом, в том числе с соседней Большой Европой в виде расширяющегося ЕС. Совершенно очевидно, что второй путь более выгоден, лучше отвечает национальным интересам России. Тогда и страны СНГ сами пойдут вслед за Россией, будут больше рассчитывать на собственные силы.
Еще в 1997 г. между Россией и ЕС было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Это Соглашение, или договор, определяет Россию и ЕС в качестве стратегических партнеров и является основой для развития политических и экономических отношений двух сторон. Нет никаких оснований для того, чтобы подрывать это Соглашение во имя мелких претензий или амбиций. На встрече министров иностранных дел стран—членов Евросоюза в феврале 2004 г. было заявлено, что "ЕС открыт для обсуждения всех озабоченностей Москвы, связанных с расширением, но это обсуждение не должно увязываться с расширением ЕС"1. В конечном счете Россия отказалась от своих "озабоченностей".
Отступив на восток более чем на 1000 км по сравнению с 1917 г., Россия находится сегодня гораздо ближе к Западной Европе, чем раньше, благодаря проводимым в стране реформам и модернизации общества, транспортным и телекоммуникационным системам, сдвигам в общественном сознании, особенно в кругах молодежи. Все это дает основание полагать, что процесс сближения России с ЕС не будет прерван. Однако надо понимать, что такая стратегия будет реализована лишь в том случае, если российские реформы не сменятся контрреформами.
Тем не менее нельзя не признать тот объективный факт, что ЕС сделал мало шагов навстречу укреплению сотрудничества с Россией. Да и в целом политический климат отношений между Россией и ЕС не очень устойчив и, похоже, за последние годы даже ухудшился. Россия не может соглашаться с дискриминационными правилами и процедурами, затрагивающими многие статьи российского экспорта в Западную Европу, торможением ее принятия в ВТО, сопротивлением долгосрочной реструктуризации внешнего долга России, оставшегося в наследство от СССР, весьма осторожным отношением к сотрудничеству с Россией вообще и т. д. Нетрудно спрогнозировать, что прием новых членов в ЕС из числа бывших социалистических стран лишь усилит антироссийское настроение в расширенном ЕС.
В то же время существует и такой объективный факт, как огромный потенциал в развитии взаимовыгодных экономический отношений между Россией и ЕС. Во многом наши экономики взаимно дополняют друг друга, и Россия представляет собой не только источник сырья для промышленности ЕС, но и огромный рынок для сбыта его продукции. Научно-технический потенциал России также не может быть неинтересен для ЕС. Есть и другие факторы вхождения России в зону европейской интеграции. Многие в России считают, что Запад должен проявить инициативу и пойти на масштабные акции по налаживанию широкомасштабного сотрудничества с Россией. При этом не приходится забывать, что в России много противников такого сотрудничества.
В то же время последние события в мире показывают, что расширение деятельности международного терроризма, подпитываемого фундаменталистским и экстремистским течениями в исламе, может подтолкнуть Запад к сотрудничеству с Россией и даже способствовать образованию союза или коалиции США ЕС—Россия. Тогда будут созданы все условия для расширения и укрепления экономического сотрудничества России с Западом, которое не только приобретет разнообразные формы, но и позволит России войти в том или ином формате в Большую Европу. Однако для такого вхождения потребуются не столько внутренние, сколько внешние факторы и обстоятельства.
В отношении расширяющегося ЕС следует иметь в виду также неизбежные трудности и проблемы, которые будут этому сопутствовать. Выиграв в количестве членов, ЕС потеряет в своей однородности и эффективности своих институтов, т. е. в скорости, гибкости, действенности принимаемых решений. Под угрозу будет поставлен известный Пакт стабильности, по которому каждая страна— член ЕС обязана не превышать свой бюджетный дефицит сверх уровня 3% своего ВВП, внутренний государственный долг — сверх 60% ВВП и уровень инфляции — свыше 1,5% от среднего показателя годового прироста розничных цен по трем странам — членам ЕС с наименьшей инфляцией. Уже в 2003 г. руководство ЕС сделало прямое предупреждение с угрозой штрафных санкций для Германии и Франции за нарушение этого Пакта по пункту инфляции.
Информация о работе Перспективы России в мировом интергационном процессе