Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 21:30, Не определен
1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД
1. Органы, регулирующие ВЭД в РФ
2. Организации, содействующие развитию ВЭД
3. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Законодательная база внешнеторговой деятельности РФ
2. Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
2. Лицензирование внешнеторговых сделок
3. Сертификация импортных товаров
4. Регистрация экспортных контрактов на вывоз стратегически важных сырьевых товаров
5. Обязательная экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров
Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Исследование
организационных основ
Формирование механизма государственного регулирования — это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.
За последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников).
Система органов, участвующих в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной и определяется конкретно-историческими условиями развития внешней торговли в конкретной стране.
Монополии внешней торговли в СССР соответствовала одна структура управления внешнеторговым комплексом — строго централизованная, со сравнительно небольшим числом органов управления на общегосударственном уровне (в регионах такие органы вообще отсутствовали). Отмена монополии повлекла за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов, муниципальных образований и непосредственных участников внешнеторговой деятельности, смещения регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой, контролирующей и координирующей функции.
В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.
Основные
итоги организационных
Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:
1) федеральных
органов государственной
2) органов
государственной власти
3) органов местного самоуправления.
В этой связи следует сделать одно важное терминологическое уточнение. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года органы местного самоуправления в Российской Федерации были выведены за рамки системы государственных органов. С формально-юридической позиции эти органы не являются государственными, а осуществляемая ими деятельность не может определиться как государственная.
Следовательно, говоря о системе регулирования внешнеторговой деятельности, в которой участвуют органы местного самоуправления, осуществляющие регулятивную функцию и наделенные соответствующими властными полномочиями, следовало бы использовать термин «публичное регулирование», а не «государственное регулирование». Для сравнения отметим, что, определяя финансовую систему Российской Федерации, которая включает в себя и местные (муниципальные) финансы, уже говорят не о государственных финансах, а о публичных финансах, имея в виду тот факт, что муниципальные финансы не принадлежат более государству и находятся в муниципальной собственности (собственности соответствующих муниципальных образований).
Мы будем использовать термин «государственное регулирование», в том числе применительно к деятельности органов местного самоуправления с учетом сделанной выше оговорки. Принимая такое решение, автор руководствовался желанием обеспечить некое терминологическое единообразие, сложившееся в современной российской науке и законодательстве (имеется в виду терминологический аппарат Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который не содержит понятия «публичное регулирование», а оперирует исключительно понятием «государственное регулирование»).
На федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.
Органы общей компетенции — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы. Автор не разделяет такой точки зрения и считает, что судебные органы осуществляют в государственном механизме свою основную и единственную функцию — отправление правосудия. И в этом смысле они не могут участвовать непосредственно в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но осуществляют функцию контроля за соблюдением законности и обеспечения правопорядка в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, государственные органы общей компетенции, как уже отмечалось, участвуют в формировании и реализации внешнеторговой политики. Что же касается судебных органов, то специфика выполняемых ими задач исключает саму возможность участия в политике: отправление правосудия должно быть деполитизировано.
В
целях осуществления
Минэкономразвития России является «профильным» федеральным министерством в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Минэкономразвития России является правопреемником Министерства внешней торговли СССР и министерств, ведавших государственным регулированием внешней торговли в Российской Федерации (Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство промышленности и торговли РФ). Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443).
В сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.
ФТС России
является федеральным органом
Организационно-правовые основы деятельности
Минэкономразвития России закреплены
в Положении о Федеральной таможенной службе,
утвержденном Правительством Российской
Федерации (Постановление Правительства
Российской Федерации от 21 августа 2004 г.
N 429).
ФТС России возглавляет единую систему таможенных органов, в которую помимо ФТС России входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было учреждено в качестве подведомственного Минэкономразвития России федерального органа исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 22.07.2005 N 855).
Характеризуя институциональную составляющую механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях реализации задач внешнеторговой политики.
Специфика объекта государственного регулирования — сфера внешней торговли — предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т.д.). Курируя сферу таможенного дела, Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации (например, определение порядка расчета таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей и т.д.). Важное значение имеет также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций.
Вторая тенденция состоит в усилении того влияния, которое оказывают общественные организации и институты на процесс государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Решения, принимаемые в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности, должны быть не только легальными, то есть формируемыми в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с установленными процедурами, но и легитимными. Легитимным будет являться такое управленческое решение, которое опирается на широкие слои общественности, получает поддержку со стороны деловых и предпринимательских кругов. Государство охотно идет на контакт с бизнесом и предпринимательскими кругами при формировании важнейших решений, связанных с формированием ориентиров и приоритетов российской внешнеторговой политики. Организационные формы такого сотрудничества могут быть самыми различными — от участия представителей бизнеса и предпринимательских кругов в обсуждении важнейших вопросов в рамках заседаний государственных органов до делегирования отдельным общественным организациям (например, Торгово-промышленной палате Российской Федерации) ряда полномочий по государственному регулированию внешнеторговой деятельности.
Региональный уровень институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности так же, как и федеральный, представлен государственными органами общей компетенции (глава субъекта Российской Федерации, законодательное собрание, региональная администрация — правительство субъекта Российской Федерации) и органами специальной компетенции (министерства или комитеты, наделенные правительством субъекта Российской Федерации полномочиями по внешнеторговому регулированию).