Новая институциональная экономика и неоинституциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

«Ствол» институционализма образуют два направления — неоинституциональная экономика (neoinsti-tutional economics) и новая институциональная экономика (new institutional economics). Несмотря на кажущуюся идентичность названий, речь идет о принципиально различных парадигмах в анализе институтов. Первое направление оставляет неизменным жесткое ядро неоклассики. Включение нового элемента в предмет анализа институтов происходит за счет корректировки утверждений из «защитной оболочки» неоклассической теории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
История развития институционализма………………………………………….5
Неоинституциональная экономика………………………………………….…11
Зарождение неоинституциональной экономики………………………....11
Концепция развития фирмы Р. Коуза……………………………………..12
Трансакционные издержки и их виды…………………………………….15
Теория оптимального контракта ……………………………………….....17
Теория общественного выбора……………………………………………20
Новая институциональная экономика…………………………………………25
Зарождение новой институциональной экономики……………………...26
Особенности развития новой институциональной экономики………….29
Экономика соглашений……………………………………………………31
Теория игр. Типы равновесий……………………………………………...33
Теория неполной рациональности…………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………37
Список используемой литературы……………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.15 Кб (Скачать файл)

В–шестых, НИЭ ориентирована на ослабление жестких предпосылок неоклассической теории относительно поведения человека и в то же время на унификацию экономического подхода. Она последовательно реализует принцип методологического индивидуализма, что дает основание в первом приближении новую институциональную экономическую теорию как обобщенный неоклассический подход. В свою очередь, рациональность поведения рассматривается в качестве переменной величины, которая зависит от сложности ситуации выбора, её повторяемости, имеющейся информации, а также степень мотивации.

3.3.Экономика соглашений

      Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление в середине 80-х годов во Франции из представителей неоклассики, социологии, философии марксизма. В центре ее анализа – соглашения – как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

Специфика этого течения состоит в том, что рыночная экономика рассматривается не как отдельно взятый объект исследования, а как подсистема общества. Последнее рассматривается с точки зрения анализа различных «институциональных подсистем» или «миров», каждая из которых характеризуется особыми способами координации между людьми – «соглашений» - и особыми требованиями к действиям людей – «норм поведения». Такой анализ,  являющийся «сердцевиной» исследований новых французских институционалистов, выделяет следующие институциональные подсистемы:

1) Рыночная подсистема. Она  включает в себя «рынок», анализируемый в неоклассической теории. Объектами, функционирующими в рыночной подсистеме, являются добровольно обмениваемые товары и услуги. Основную информацию об этих товарах предоставляют цены. Поведение субъектов должно быть рациональным. Координация действий осуществляется через достижение равновесия посредством функционирования ценового механизма. Здесь интересен тот аспект, что выполнение норм поведения в рыночной подсистеме оказывается необходимым условием рационального действия.  Иным словами, согласно новым французским институционалпстам,  рациональное поведение и следование нормам отнюдь не противоречат друг другу, как полагали представители других школ институционализма.

2) Индустриальная подсистема. Она состоит из промышленных предприятий. По мнению новых французских институционалистов, «рынок никогда не является местом производства, а предприятие всегда им является». Это один из ключевых пунктов их учения. В отличие от «рынка», в индустриальной подсистеме объектом является стандартизированная продукция, а основную информацию несет не цена, а технические стандарты.

Координация деятельности осуществляется через функциональность и согласованность отдельных элементов производственного процесса. Таким образом, индустриальный мир является материальной основой для общественного производства.

3) Традиционная подсистема. Она включает персонифицированные связи и традиции и играет ведущую роль в традиционных обществах. В этой подсистеме важную роль играет разделение на «своих» и «чужих» и личная репутация. Деятельность участников данной подсистемы направлена на обеспечение и воспроизводство традиций. К традиционной подсистеме можно отнести не только отношения внутри и между домохозяйствами, но и,  например, «мир» мафии и прочих криминальных групп.

4) Гражданская подсистема. Она базируется на принципе подчинения частных интересов общим. В рамках этой подсистемы функционируют государство и его учреждения (полиция, суды) и многие важные общественные организации (например, церкви).

5) Подсистема общественного  мнения. Здесь координация деятельности людей строится на основе наиболее известных и привлекающих всеобщее внимание людей событий. К этой подсистеме, например, можно отнести некоторые финансовые рынки, где большую роль играет ориентация на среднее мнение.

Основные представители экономики соглашений являются Лоран Тевено(«Наука вместе жить в этом мире»), Люк Болтянски («Экономика значимого»), Оливье Фаворо(«Внутренние и внешние рынки»), Франсуа Эмар-Дюверне(«Конвенции качества и множественность форм координации»).

3.4.Теория игр. Типы равновесий

      Теория игр сформулировала язык моделей новой институциональной экономики. Теория игр стороится на допущении, что:

а) может существовать несколько точек равновесия;

б) точки равновесия необязательно совпадают с точками оптимума по Парето;

в) равновесие может не существовать вообще.

В институциональной экономике формальные модели строятся с помощью теории игр, развитие которой берет отсчет с момента появления книги Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна «Теория игр и экономическое поведение» (1944). Во-первых, теория игр занимается анализом ситуаций, в которых поведение индивидов взаимообусловлено: решение каждого из них оказывает влияние на результат взаимодействия и, следовательно, на решения остальных индивидов. Решая вопрос о своих действиях, индивид вынужден ставить себя на место контрагентов. Во-вторых, теория игр не требует полной рациональности индивидов, в ней используется целый ряд моделей индивидов,  от индивида как совершенного калькулятора до индивида как робота. В-третьих, теория игр не предполагает существования, единственности и Парето- оптимальности равновесия во взаимодействиях. Эти причины и обусловливают наш интерес к формальным моделям институтов, построенным с помощью теории игр. Обратимся к их анализу более подробно.

Первое уточнение касается кооперативных и некооперативных игр. В кооперативных играх возможны обмен информации между участниками и формирование коалиций. В некооперативных играх, о которых и пойдет в основном речь, исходным пунктом в анализе является индивидуальный  участник, причем обмен информации между участниками и формирование коалиций исключены. Далее, игра может быть представлена либо в стратегической (матричной), либо в развернутой форме.

В каждом взаимодействии могут существовать различные виды равновесий: равновесие доминирующих стратегий, равновесие по Нэшу,  равновесие по Штакелъбергу и равновесие по Парето.

Доминирующая стратегия - такой план действий, который обеспечивает участнику максимальную полезность вне зависимости от действий другого участника. Соответственно, равновесием доминирующих стратегий будет пересечение доминирующих стратегий обоих участников игры.

Равновесие по Нэшу - ситуация, в которой ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке, меняя свой план действий.

Таким образом, стратегия каждого из игроков является лучшим ответом на действия другого игрока, то есть это равновесие игрока максимумом полезности в зависимости от действий другого игрока.

Равновесие по Штакельбергу – ситуация, когда ни один из игроков не может увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке, а решения принимаются сначала одним игроком и становятся известным второму игроку.

Такой тип равновесия возникает тогда, когда существует временной лаг в принятии решений участниками игры: один из них принимает решения, уже зная, как поступил другой. Таким образом, равновесие по Штакельбергу соответствует максимуму полезности игроков в условиях неодновременности принятия ими решений. В отличие от равновесия доминирующих стратегий и равновесия по Нэшу этот вид равновесия существует всегда.

Равновесие по Парето – ситуация, когда нельзя улучшить положение ни одного из игроков, не ухудшая при этом положения другого. Существует при условии, что нельзя увеличить полезность обоих игроков одновременно.

Основные представители теории игр являются Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн («Теория игр и экономическое поведение»), Джон Форбс Нэш («Некооперативные игры»).

3.5.Теория неполной рациональности

      Некоторые модели человеческого поведения в общественных науках, которые предполагают, что люди ведут себя как «рациональные» существа. В других экономических моделях полагается, что люди гиперрациональны и никогда не делают то, что противоречит их интересам. Концепция ограниченной рациональности подвергает эти положения сомнению с целью учесть, что в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.

Начиная с конца 40-х гг. Гербертом Саймоном в научный оборот введено понятие о, так называемой, «ограниченной рациональности». Под понятием «ограниченной рациональности» понимаются целенаправленные действия политического или экономического субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения.

В своей книге Саймон указывает, что большинство людей рациональны только отчасти, и эмоциональны либо иррациональны в остальных ситуациях. В другой работе он утверждает, что "агенты ограниченной рациональности испытывают затруднения при формулировании и решении сложных проблем, и обработке (получении, хранении, использовании, передаче) информации.

Саймон описывает некоторые направления, в которых классическая модель рациональности может быть дополнена и приведена в большее соответствие с реальностью, оставаясь в рамках строгого формализма:

1) учет стоимости сбора  и обработки информации;

2) ограничение по тому, какого рода могут быть функции  полезности;

3) присущие человеку психологические  особенности влияют на процессы  познания окружающей действительности, переработки и рациональной оценки  получаемой информации;

4) возможность существования  векторной функции полезности.

Главный представитель теории неполной рациональности является Герберт Саймон («Административное поведение»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После выполнения данной работы  выявилось ключевое расхождение между новой институциональной экономикой и неоинституциональной экономикой.

Новая институциональная  экономика опирается  на два базовых методологических постулата, расходящихся с основными  положениями методологии традиционной неоклассической теории.

       Во-первых, это существенное ослабление  предпосылки о рациональности  хозяйствующих субъектов, предполагающее  невозможность заключения полных (учитывающих все возможные обстоятельства) контрактов.

       Во-вторых, неизбежное в этих условиях  расхождение между условиями  контрактных соглашений на стадии  их заключения и выполнения  обусловливает необходимость изучения  контрактации как целостного, протекающего  во времени процесса.

       Напротив, неоинституциональная экономика опирается на те же методологические принципы, что и традиционная неоклассическая экономическая теория - то есть на принципы рационального оптимизирующего поведения экономических субъектов в условиях заданной системы ограничений. Особенность концептуального подхода, свойственного неоинституциональной экономике, заключается в интеграции категории трансакционных издержек в структуру неоклассического анализа, а также в расширении категории ограничений за счет учета конкретных особенностей структуры прав собственности.

       Новая институциональная и неоинституциональная экономика представляют собой альтернативные подходы к изучению вопросов, связанных с существованием трансакционных издержек и специализированных контрактных структур, обеспечивающих их минимизацию.

Исследования при этом ведутся по трем направлениям:

1. Изучение характеристик  равновесных исходов и влияния,  которое оказывают на них изменения  в структуре ограничений, связанных  в первую очередь с изменением  прав собственности и величины  трансакционных издержек.

2. Анализ структуры равновесных  контрактов на экономических  и «неэкономических» рынках, возникающей  в результате конкурентного отбора  альтернативных форм контрактации  в условиях системы ограничений,  заданной структурой прав собственности  и трансакционных издержек.

3. Изучение равновесной  структуры социальных и политических  институтов, возникающей в результате  контрактарного взаимодействия  индивидов. В отличие от двух  первых направлений исследований, имеющих близкие параллели в  новой институциональной экономической  теории применительно к изучению  проблем экономической организации,  исследование равновесной структуры  социальных и политических институтов  является специфической чертой  неоинституциональной экономической теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Аузан А.А., Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Аузана. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 416 с.
  2. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. - М.: Дело ЛТД, 1993.- 192 с.
  3. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов / В. Л. Тамбовцев. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 144 с.
  4. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора / Р. М. Нуреев. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005. – 531 с.
  5. Олейник, А.Н. Институциональная экономика / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА– М, 2011. – 416 с.
  6. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической науке и науке о поведении. Теория фирмы / Г. Саймон. - СПб., 1995. – 152 с.
  7. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов / В. Л. Тамбовцев. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 144 с.
  8. Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер. с англ. под ред. В. С. Катькало, Н. П. Дроздовой. - СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005.
  9. Шаститко А.Е Новая институциональная экономика. – М.: ТЕИС, 2002.
  10. Юдкевич М.М. Основы теории контрактов: модели и задачи: Учеб. Пособие / М.М. Юдкевич, Е.А. Подколзина, А.Ю. Рябинина. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 352 с.
  11. Биета, Ф. Теория игр и финансовые рынки / Ф. Биета, П. Смилянец // Вопросы экономики. – 2007. - №10. - С. 114-124.
  12. Кощегулова И. Сущность устойчивости денежной единицы в свете теории соглашений / И. Кощегулова // Вопросы экономики. – 2005. - № 9. - С.56 - 66.
  13. Кусургашева Л. Критический анализ основ неоинституционализма / Л. Кусургашева // Экономист. – 2004. - № 6. - С.44- 48.
  14. Разумов В.В., Неоинституциональная экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. В. Разумова. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. 338 с. - Стр. 6-7.
  15. Шаститко А. Теорема Коуза: проблемы и недоразумения / А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2002. - № 10. - С. 100-103.

Информация о работе Новая институциональная экономика и неоинституциональная экономика