Марксизм и его роль в общественном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 14:53, Не определен

Описание работы

Исторические условия возникновения, двойственный характер труда

Файлы: 1 файл

Марксизм и его роль в общественном развитии.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

     Именно  сегодня на наших глазах этот прогноз подтверждается. Само экономическое развитие капитализма породило новый тип общества – информационное общество, в котором большая часть создаваемой совокупным общественным трудом стоимости приходится уже не на вещественный (сельскохозяйственный и индустриально-промышленный) продукт, а на продукт информационный. Информационный продукт отличается от вещественного прежде всего тем, что практически без дополнительных затрат труда может воспроизводится в бесконечном количестве копий. Таким образом, достигается качественно более высокий уровень производительности труда, потенциально обеспечивающий базу для всеобщего изобилия (вещественное производство «подтянуть» к уровню этого изобилия будет всё проще по мере дальнейшего развития научно-технического прогресса и снижения его относительной доли в совокупной создаваемой общественным трудом стоимости).

     Однако  выход на этот новый уровень развития несовместим с сохранением капиталистических  производственных отношений, да и с  сохранением отношений эквивалентного обмена стоимостей в целом. Он требует революционной смены общественных отношений, принципиально иного типа социального устройства, основанного на принципиально иных мотивациях к труду и иных принципах распределения. Поскольку это объективное требование исторического развития в корне противоречит субъективным интересам господствующего в рамках капиталистического общества класса, мировая олигархия, выражающая его интересы, делает судорожную попытку остановить развитие объективных процессов путём юридических запретов на свободное копирование и распространение информации. Приравняв, таким образом, юридически информационный продукт к вещи и объявив его свободное распространение «воровством», олигархия встаёт на пути объективных процессов развития производительных сил, пытаясь остановить или, по меньшей мере, затормозить их развитие.

     Эта попытка абсолютно бессильна  и может быть уподоблена разве  что попытке растопыренными пальцами сдержать водопад. «Пиратство» распространяется как наводнение, как лесной пожар. Любые попытки борьбы с ним приводят лишь к саморазрушению буржуазного права как социального института, потому что, когда преступниками объявляется большинство населения, сами законы утрачивают силу легитимности. Это саморазрушение правовой системы лишь усугубляет общий кризис капиталистических производственных отношений и вносит свой вклад в ускорение их распада.

     Маркс, разумеется, не мог знать об информационном обществе, первые ростки которого проявились почти век спустя после его  смерти. Поэтому конкретные формы кризиса капиталистических отношений он видел иначе и связывал их, главным образом, с концентрацией промышленного пролетариата по мере развития капиталистического производства и с обострением классовой борьбы по мере ужесточения эксплуатации наёмного труда:

     «Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных  рабочих, пролетариев. В той же самой  степени, в какой развивается  буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал. ... Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы.

     Издержки  на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а следовательно и труда, равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата. Больше того: в той же мере, в какой возрастает применение машин и разделение труда, возрастает и количество труда, за счет ли увеличения числа рабочих часов, или же вследствие увеличения количества труда, требуемого в каждый данный промежуток времени, ускорения хода машин и т. д.

     Современная промышленность превратила маленькую  мастерскую патриархального мастера  в крупную фабрику промышленного  капиталиста. Массы рабочих, скученные  на фабрике, организуются по-солдатски. ... Но с развитием промышленности пролетариат не только возрастает численно; он скопляется в большие массы, сила его растет, и он все более ее ощущает. ... Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны» (Манифест Коммунистической партии).

     История пошла по иному пути, возникли принципиально  новые условия и тенденции, которые Маркс не мог учесть, так как попросту не мог наблюдать их в современной ему реальности. Скорректировать научный марксизм в соответствии с новыми фактами объективной реальности должны были наследники марксистской методологии, но, к сожалению, к этому времени марксизм оказался в значительной мере приватизирован своего рода «жреческой кастой», превратившей его из живой методологии в совокупность «священных текстов». В результате феномен постиндустриального общества до сих пор должным образом не осмыслен в рамках марксистской методологии, в то время как именно она раскрывает его внутреннюю суть как конфликта между уровнем развития производительных сил и характером отстающих и препятствующих их дальнейшему развитию производственных отношений. 

2. Учение о двойственном характере труда

    К.Маркс  дополнил трудовую теорию ценности А.Смита  и Д.Рикардо своим учением о  двойственном характере труда. Это  учение можно четко изобразить на следующей схеме (рис.1). 

    Ценность Û Товар Û Потребительная ценность 

    ­ ­

    Абстрактный труд Конкретный труд 

    ­ ­

    Общественный  труд Частный труд 

    ­ ­

    Общественное ® Товарное ¬ Частная собственность

    разделение  труда производство на средства производства 

    Рис.1. Концепция двойственного характера труда в теории ценности К. Маркса. 

    В теории ценности К. Маркса исходным пунктом  анализа является товар, который  определяется им как продукт труда, предназначенный для обмена (таким  образом, понятие товара у К. Маркса является более узким, чем понятие [экономического] блага у маржиналистов, в частности, у К. Менгера и У.С. Джевонса). Необходимым условием для системы товарного производства, т.е. системы, основанной на обмене продуктов труда, является сочетание общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. Эти два фактора в конечном счете обуславливают двойственный характер труда и двойственную природу товара, как это видно из схемы. При этом едва ли не основная предпосылка теории ценности К. Маркса состоит в несоизмеримости потребительных ценностей различных товаров (т.е. свойств товаров, удовлетворяющих те или иные потребности людей). Потребительная ценность - это только необходимое условие для того, чтобы данный продукт труда мог быть обменен на другой продукт труда, но она не отражает его ценности. Последняя определяется затратами абстрактного труда, т.е. расходованием «... человеческой рабочей силы в физиологическом смысле...»5[4], вне зависимости от конкретного вида труда (т.е. труда маляра, скульптора или музыканта). Таким образом, абстрактный труд нужно отличать от конкретного труда. К. Маркс считал, что ценность - это «воплощенный в товаре абстрактный труд», «сгусток лишенного различий человеческого труда»6[5]. Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно-окольно через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена. Таким образом, К. Маркс полагал, что ценность (товара) - категория, присущая исключительно товарному производству. Определяется она, как уже было сказано, общественно-обусловленными затратами абстрактного труда, а измеряется в ценности другого товара, на который обменивается данный товар, или (при «капиталистическом товарном производстве») - в денежной цене данного же товара. Следует учесть, что денежная цена товара вовсе не обязательно должна быть равна его ценности. Цена - это только «превращенная форма» («форма проявления») ценности; ценность - это всего лишь «центр тяготения» цены, т.е. величина, к которой цена товара «стремится».

    При этом тот факт, что труд может  быть разным по интенсивности и качеству, с точки зрения К. Маркса, не опровергает  его концепцию: ведь все виды «сложного» труда - согласно принципу редукции труда - можно свести с определенным коэффициентом к «простому среднему труду», и якобы это все время и происходит на рынке при установлении меновой ценности товаров.

    Здесь можно отметить, что вряд ли обоснованно  отстаивать идею соизмеримости затрат труда и одновременно говорить о несоизмеримости потребительных ценностей. 

3. Научное и идеологическое  значение теории  прибавочной стоимости

     Наряду  с трудовой теорией стоимости  существует и прибавочная теория стоимости. Она была разработана Карлом Марксом в XVI веке. Теория прибавочной стоимости базировалась на трудовой стоимости классической политической экономии. С наибольшей глубиной и полнотой эти отношения были раскрыты Марксом, который, отмечая заслуги капитализма в развитии земной цивилизации, ставил вопрос о необходимости устранения власти капитализма. Теория прибавочной стоимости выступает у Маркса как дальнейшее развитие теории стоимости. К открытию прибавочной стоимости Маркса привело расщепление им обмена между капиталом и трудом на два качественно различных процесса:

  1. Собственно обмен, в результате которого капиталист покупает рабочую силу.
  2. Процесс труда, в котором и осуществляется сохранение и умножение капитала.

     Впервые в экономической науке Маркс  показал, что механизм присвоения прибавочной стоимости осуществляется на основе закона стоимости. Прибавочная стоимость – это форма прибавочного продукта, присущая капиталистическому способу производства. Она выражает отношения эксплуатации наемных работников капиталистами.

     Главный вывод, который сделал Маркс из учения о прибавочной стоимости, состоит  в том, что положение и интересы буржуа и пролетариев диаметрально противоположны и нет никакой  возможности примирить их в рамках капиталистической системы. Теория прибавочной стоимости базировалась на трудовой теории стоимости классической политической экономии Петти, Смита и Рикардо. С наибольшей глубиной и полнотой эти отношения были раскрыты Марксом, который отмечая заслуги капитализма в развитии земной цивилизации, ставил вопрос о необходимости устранения власти капитализма.

     Теория  прибавочной стоимости, разработанная  Карлом Марксом, раскрывала отношения  жесточайшей эксплуатации рабочего класса буржуазией. Отношения эксплуатации Марксу удалось раскрыть с помощью  двух методологических приемов.

     Первый  заключается в введении понятий  конкретного и абстрактного труда. Содержание данных категорий уже  известно из ранее изложенной трудовой теории стоимости.

     Вторым  важным приемом явилось разграничение  таких категорий, как труд и рабочая сила. Исходя из того, что наемный рабочий продает рабочую силу, а предприниматель, купив ее, начинает использовать ее функцию – труд, Маркс показал источник создания стоимости, которая превышает стоимость рабочей силы, - неоплаченный труд. Следовательно, рабочая сила на время найма становится частью собственности капиталиста, и прибавочная стоимость создается в процессе потребления специфического товара - рабочей силы.

     Рассмотрим  процесс создания прибавочной стоимости  на следующем примере. Допустим, что рабочий день составляет 8 часов. В течение 6 часов своего труда работник создает стоимость, которая равна стоимости его рабочей силы, т.е. заработной плате. В оставшееся время работник создает добавочную стоимость к стоимости своей рабочей силы, которая никак не оплачивается предпринимателем. Эта стоимость и называется прибавочной стоимостью. То время, в течение которого работник создает стоимость равную стоимости своей рабочей силы, называется необходимым рабочим временем. Эта часть рабочего дня необходима для существования самого рабочего, для воспроизводства его рабочей силы. А то время, в течение которого наемный рабочий создает прибавочную стоимость, называется прибавочным рабочим временем.

     Графически  это можно изобразить следующим  образом.

     Схема. Распределение рабочего времени.

           необходимое рабочее время         приб. раб. время

     

        6 часов 2 часа

                 рабочий день

     Труд, затраченный в течение необходимого рабочего времени, называется необходимым трудом, а в течение прибавочного рабочего времени – прибавочным трудом.

     Прибавочная стоимость рассматривается как  часть стоимости товара с учетом затрат на приобретение средств производства и на наем рабочей силы. Данные затраты  соответственно составляют постоянный и переменный капитал.

     Под постоянным капиталом подразумевается та часть капитала, который затрачивается на приобретение средств производства и который в процессе производства не изменяет величины своей стоимости, т.е. остается неизменной. Под переменным капиталом подразумевается такая часть капитала, которая затрачивается на приобретение рабочей силы (наем работника) и которая в процессе производства изменяет величину своей стоимости. В свою очередь стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных материальных и нематериальных благ, необходимых для ее воспроизводства.

Информация о работе Марксизм и его роль в общественном развитии