Кризис в Мексике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:03, реферат

Описание работы

В конце 1980-х годов правительство Мексики проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских государственных компаний. В 1989—1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала.

Файлы: 1 файл

мексиканский кризис.docx

— 25.84 Кб (Скачать файл)

Ключковская Л.  
МУб-131

Кризис  в Мексике

Мексиканский кризис: 1994-1995 гг.

В конце 1980-х годов правительство Мексики проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских государственных компаний. В 1989—1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала.

Ещё в сентябре 1994 года ежегодный доклад мирового экономического форума говорил о благоприятных перспективах для мексиканской экономики, основываясь на том, что «инвесторов привлекает политика смелых реформ». По числу миллиардеров Мексика в 1994 году заняла 4-е место в мире после США, Германии и Японии, в то время как в 1987 году миллиардным состоянием обладала лишь одна семья.

Вначале возникновение кризиса приписывалось, прежде всего, политическим факторам. С течением времени на первый план вышли экономические причины (табл. 3).  
Цепочка взаимосвязей при этом такова:

  • либерализация экономики в 1986 г. была произведена без учета конкурентоспособности отечественных предприятий, что привело к резкому возрастанию импорта с 12 до 50 млрд. долл. за 1987—1993 гг. Этому способствовала также антиинфляционная политика, поддержания завышенного курса песо;

  • засилие импортной продукции и отсутствие надлежащей промышленной политики привели к вытеснению с национального рынка отечественной продукции. Экспортные производства были существенно эффективнее, но они не оказывали большого влияния на экономику. По существу, хозяйство оставалось отсталым, несмотря на появление отдельных современных производств;

  • опасных размеров достиг торговый и платежный дефицит. Их покрытие стало все больше происходить за счет внешнего финансирования;

  • в структуре иностранных капиталовложений (около 90 млрд. долл. за 1991—1993 гг.) преобладали портфельные инвестиции, что создавало потенциальную угрозу «бегства» денег в любой напряженный момент, а сами средства шли не столько в производство, сколько на финансовые спекуляции;

  • массовый приток иностранных кредитов довел внешний долг до 46% ВВП и расходы по его обслуживанию тяжелым бременем легли на экономику.

  • в поисках средств государство сокращало социальные расходы, а предприниматели ради повышения конкурентоспособности замораживали заработную плату. В результате произошло снижение жизненного уровня населения. Сокращение потребительского спроса отрицательно сказалось на производстве, подрывая способность экономики к самофинансированию.

% от ВНП

ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ

Годы

1989

1990

1991

1992

1993

1994

Прямые инвестиции

1,5

1,1

1,6

1,3

1 ,2

2,1

Портфельные инвестиции

0,1

-1,6

4,2

5,7

7,7

2,0

Другие краткосрочные вложения

-0,4

-0,4

0,1

1,8

-0,5

-1,4

Другие вложения

0,7

4,4

2,8

-0,8

0,7

0,6

Всего

0,5

3,4

8,7

8,1

9,2

3,4

Ошибки и пропуски

2,2

0,5

-0,8

-0,3

-0,9

-0,4

ИТОГО

2,7

3,9

7,9

7,8

8,3

2,9


 

(Табл. 3)

 

 «Чёрный вторник» для мексиканского песо наступил 20 декабря 1994 года, когда правительство Мексики, оказавшись перед фактом огромного внешнеторгового дисбаланса, объявило о девальвации национальной валюты на 27 %. Это заявление послужило сигналом к массовому отступлению из страны иностранных инвесторов, категории наиболее подверженной «инстинкту толпы». За три недели песо снизился по отношению к доллару США на 40 %. 
9 января 1995 года центральные банки Мексики и США — Banco de Mexico и Federal Reserve — попытались поддержать песо путём массированного валютного вливания на бирже, но безрезультатно: темпов бегства капитала это не замедлило.  
В 1995 году из Мексики было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы. 
Многие винили во всём прежнего президента Салинаса (уступившего свой пост 1 декабря 1994 года Эрнесто Седильо, лидеру своей же Институционной революционной партии, правившей Мексикой бессменно с 1929 года.)

В канун президентских выборов в Мексике осложнилась внутриполитическая обстановка. Реакция Мексиканской биржи на эти изменения, привела её на последнее место в списке 24 крупнейших бирж мира. Падение акций вызвало перемещение средств на рынок ценных бумаг с фиксированными доходами и отток капитала из страны. 
Застой в сфере производства вызвал рост торгового дефицита (в 1992—1994 гг. он составлял по данным Всемирного Банка в среднем 7,4 % ВВП, достигнув к концу 1994 года $28,6 млрд, или 8,2 % ВВП) и сделал Мексику непривлекательной для иностранных инвестиций. Ввиду сокращения притока инвестиций правительство предприняло ряд экстренных мер, в числе которых было повышение процентных ставок по государственным облигациям и перевод большей части внутренних краткосрочных долговых обязательств на краткосрочные государственные облигации, индексированные к доллару. Однако подобная политика привела к усилению кризиса: индексация задолженности повлекла рост государственного долга и снижение эффекта девальвации. 
Правительству и Банку Мексики при финансовой помощи США удалось временно успокоить иностранных инвесторов и большую часть 1994 года инфляция удерживалась на уровне 6,9 %, а экспорт продукции обрабатывающей промышленности вырос на 29,1 %. 
Но 1 ноября было объявлено о снижении уровня валютных резервов с $29 млрд в начале марта до $17,1 млрд, а уже 3 декабря они снизились до $12,7 млрд. 20 декабря курс песо упал с 3,5 до 4 за долл. 22 декабря Банк Мексики провел девальвацию песо на 49,8 %. Валютные резервы упали до $6,15 млрд. Банк Мексики объявил о сокращении валютных резервов до $3,8 млрд и установил курс 5,5 — 6 песо за доллар. Курс песо продолжал колебаться, доходя до 8 за долл. Платежеспособность страны оказалась под угрозой, поскольку Мексика не располагала средствами для оплаты краткосрочных государственных обязательств.

Последствия кризиса: Финансовый кризис в Мексике выявил целый набор проблем, которые необходимо преодолеть стране для успешного экономического развития: от негармонично развивающейся социальной структуры и несоответствия структуры власти задачам общества до недальновидных экономической и банковской стратегии и курса. Кризис принес Мексике не только отрицательные (резкий отток иностранного капитала из страны, девальвация песо), но и положительные последствия. После девальвации мексиканский экспорт, большая часть которого связана с рынком сбыта в США, вновь стал конкурентоспособным и стал наращиваться. Была проведена реструктуризация финансового сектора, наметилось оздоровление финансовой системы, восстановлен государственный контроль за движением капиталов. 
Важным моментом, способствовавшим ликвидации последствий кризиса, стало вступление Мексики в Североамериканскую Зону Свободной Торговли. Мексиканский экспорт стал поступать в США и Мексику без прежних дискриминационных ограничений, а на границе Мексики с США выросла мощная реимпортная промышленность по производству продуктов из американских комплектующих для последующего экспорта в США (т.н. maquailadora industry). Мексика довольно быстро вышла из кризиса и даже в кратчайшие сроки смогла возвратить США кредит, но остальные страны региона, доверие со стороны инвесторов к которым было подорвано, еще долго оправлялись от последствий кризиса.

Меры  антикризисной политики: Для выхода из кризиса 3 января 1995 года публикуется программа, предусматривающая следующие меры: сокращение внешнеторгового дефицита, восстановление равновесия между основными макроэкономическими показателями, сглаживание инфляционных последствий девальвации путем постепенного повышения цен, замораживания зарплаты, сокращения государственных расходов. Ограничив рост денежной массы и уменьшив объём банковских операций, Мексика избежала гиперинфляции, но доверие иностранных кредиторов вернуть не удалось. 
Общий объём финансовой помощи Мексике составил $51,8 млрд — беспрецедентной в то время суммы. В формировании кредитного пакета приняли участие США — $20 млрд, латиноамериканские страны — $1 млрд, центральные банки Европы и Японии — $10 млрд, МВФ — $17,8 млрд, коммерческие банки — $3 млрд. 
Первыми жертвами кризиса стали строительные компании и отрасль автомобилестроения, в которых объём производства упал вдвое. Обанкротилось около 20 тыс. предприятий, в мелкой промышленности 2 млн хозяйственных субъектов оказались на грани банкротства. Без работы осталось 700 тыс. человек. Большой объём непогашенной задолженности привел к угрозе массового банкротства мелких банков и кризису всей кредитной системы в целом, что привело к увеличению участия государства в банковской сфере. Для решения этих проблем были осуществлены программы по реструктуризации долга мелких и средних предприятий на 65 млрд новых песо и по созданию нескольких сотен тысяч временных рабочих мест.

 

 


Информация о работе Кризис в Мексике