Экономический человек и рациональное экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 08:48, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Фундаментальность процессов, происходящих в современной хозяйственной жизни, как в нашей стране, так и в мировом масштабе, заставляет вновь и вновь возвращаться к рассмотрению глубинных проблем экономической науки, лежащих на стыке с философией. В первую очередь это относится к проблеме человека как субъекта хозяйственной жизни общества и объекта теоретических исследований экономистов. По-видимому, экономический человек - вечная проблема для экономической науки, вызов живого бытия рациональному мышлению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЭВОЛЮЦИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА
Экономический человек 5
1.2. Основные модели человека в экономической теории 7
2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1.Сущность рационального экономического поведения 10
2.2.Теории рационального экономического поведения 13
3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Объем накопленных данных о таких «отклонениях» от «нормальности»в конечном счете стало уже невозможно не заметить. Муха не имеющих значения погрешностей превратилась в слона – не поддающегося простым объяснениям реального человека, и в 2002 году Нобелевская премия по экономике была вручена экономисту Дэниэлу Канеману за то, что он и другие исследователи показали, что«человеческие решения закономерно отклоняются от стандартной модели». Канеман писал, что «в процессе принятия решения субъекты игнорируют самые основные принципы и правила, лежащие в основе теории рационального выбора». Вместо калькуляции своей выгоды люди просто следуют привычкам и традициям, игнорируя вероятностных журавлей, выбирают надежных синиц в руках, недооценивают возможность отрицательного исхода в «привычных» ситуациях («ошибка профессионала»), рисковать готовы, как правило, только для того, чтобы избежать беды, а не для получения выигрыша.

Кроме психологических особенностей, серьезно влияют на экономическое поведение мировоззренческие установки. Например, существует интересная игра«Ультиматум». Ведущий предлагает двум игрокам некоторую сумму денег. Первый игрок должен поделиться деньгами со вторым, причем если второго не устроит предлагаемая ему доля, они оба вообще ничего не получат. В соответствии с логикой «Экономического человека», второй участник должен был бы соглашаться на любую, даже самую маленькую сумму, иначе не получит вообще ничего. Однако практика показала, что такие отказы происходят очень часто –предложение слишком маленькой суммы второй игрок воспринимает как неуважительное или оскорбительное к себе отношение и решает лучше вообще лишиться денег и заодно не дать возможность их получить первому игроку. В экспериментах с участием американцев чаще всего соотношение оставляемой и предлагаемой доли составляет 7:3, то есть «уважительным» считается предложение «войти в долю» на условии одной трети. А вот в России, согласно данным экспериментов 90-х годов, чаще всего игроки делили деньги пополам, то есть наши соотечественники были готовы отдать половину, опасаясь, что любое другое предложение будет отклонено. Второй участник отказывался от денег и лишал партнера возможности их получить, если дележ «несправедлив». Тут сразу можно вспомнить пословицы «Выколю себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». В рамках теории рационального поведения такие поступки вообще выглядят абсурдными, между тем в жизни мы постоянно встречаем ситуации, где люди отказываются от прямой выгоды, если в противоречие с этим входят чувства самоуважения, справедливости, обиды и многие другие неэкономические сущности. Причем это делают вовсе не только какие-нибудь альтруисты-бессребреники.

Можно вспомнить знаменитые истории о бесшабашном поведении русских купцов. Все знают рассказы о шокировавшем просвещенных европейцев прикуривании от сторублевок. А вот еще красноречивый пример «нерациональности» – легенда о том, как была построена московская Психиатрическая больница №1 им. Н. А. Алексеева(известная как «канатчикова дача»). В 1894 году проходил сбор средств на строительство по инициативе городского головы Москвы Н.А. Алексеева. Один из богатых купцов заявил Алексееву: «Поклонись мне в ноги при всех, и я дам миллион на больницу». Алексеев поклонился, и больница была построена. А сколько миллионов тратится сегодня ради того, чтобы потешить самолюбие, а вовсе не рационально наращивать капиталы? Кажется, что как раз все современные маркетинговые технологии общества потребления с его имиджевыми товарами и престижным потреблением опровергают существование Хомо Экономикуса. Наоборот,«человеческое», играющее на иррациональных желаниях и стремлениях, стало ключевым товаром на потребительских рынках.

2.2 Теории рационального экономического поведения.

 

Чтобы лучше понять, откуда взялась в экономической науке вся эта современная«занимательная механика» вместо целостного представления о человеке, нужно присмотреться к тому, когда возникли первые теории экономического поведения. С XVIII века идеи прогресса и просвещения начинают завоевывать умы европейцев. На фоне мистики и суеверий идеи торжества разума и материальности мира, который можно изучить до конца с циркулем, микроскопом и пробиркой, – захватывающи и перспективны. Человек – сложное механическое устройство, которое умеет лишь ощущать и думать. Как писал Жюльен де Ламетри: «Душа – это лишенный содержания термин, за которым не кроется никакой идеи и которым здравый ум может пользоваться лишь для облачения той части нашего организма, которая мыслит». Быть идеалистом не модно, модно считать человека существом, которым руководят природные инстинкты, стремление к выгоде и удовольствию и страх лишений и огорчений.

Столь же рациональны и эгоистичны люди и в сочинениях большинства теоретиков экономической мысли XVIII и XIX веков. У Адама Смита автономными индивидами движут два природных мотива: своекорыстный интерес и склонность к обмену. У Джона Стюарта Милля людьми руководит стремление к богатству и при этом отвращение к труду и нежелание откладывать на завтра то, что можно употребить сегодня. Джереми Бентам считал человека способным к арифметическим действиям для получения максимума счастья и писал: «Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола». Леон Вальрас видел человека максимизатором полезности на основе рационального поведения. ВXX веке на базе этих идей выросла уже теория игр – раздел математики, изучающий оптимальные стратегии в процессах, где несколько участников ведут борьбу за реализацию своих интересов.

Надо заметить, что понимание ограниченности представления о человеке в экономике как о механистическом рациональном субъекте существовала и в прошлом. Даже классик Джон Милль все же признавал влияние национальных особенностей на экономического человека и писал, что в странах континентальной Европы «люди довольствуются меньшими денежными барышами, не столь дорожа ими по сравнению со своим покоем и своим удовольствием». В трудах представителя немецкой исторической школы экономической теории XIX века Б. Гильдебрандта, человек «как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации истории. Его потребности, образование и отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одними и теми же, а географически и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе во всей образованностью человечества». Торнстейн Веблен считал, что людьми в экономических поступках движет вовсе не рациональный расчет, а стремление к повышению социального статуса, далеко не всегда рациональное, и зависящее от того, в каком культурно-историческом контексте это происходит. Веблен в каком-то смысле может считаться родоначальником нынешних теорий престижного потребления в маркетинге.

Однако сторонники «антропоцентрической экономики» всегда оставались в меньшинстве, и в общественном сознании четко укрепилась мысль о том, что экономика – это поле, в котором главный мотив людей и организаций –максимизация своей прибыли, независимо от того, какие именно это люди и организации, в какой стране они находятся и какие мировоззрения разделяют.

 

 

3.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

Вступив в конце XX века на новый путь развития, Россия столкнулась с большим количеством до этого не возникавших проблем. Трансформационные процессы, происходящие в экономике нашей страны, требуют изменений в сознании, экономическом поведении. Институциональные преобразования в ходе становления рыночных отношений формируют новые правила и нормы поведения, взаимодействия хозяйствующих субъектов. Но преобразование экономической среды не является единственным необходимым и достаточным условием изменения экономического поведения. Последнее определяется также такими факторами, как национальные, этические, социальные, психологические, религиозные и другие. Пренебрежение данными факторами при проведении рыночных реформ, выборе методов их осуществления, вызвало неприятие преобразований рядом слоев населения, привело к деформациям в экономическом поведении, поддерживающим кризисные явления, затрудняющим стабилизацию в экономике.    Накапливающиеся в ходе экономической трансформации проблемы, деформации экономического поведения свидетельствуют: без глубокого постижения законов поведения хозяйственных субъектов, в том числе в их национальном, культурном, социально-психологическом аспекте, выбор путей эффективного экономического развития становится весьма затруднительным.  В настоящее время в науке все большее значение приобретают исследования пограничных областей, которые зачастую оказываются наиболее плодотворными. Исследование экономического поведения носит во многом междисциплинарный характер и требует привлечения знаний из области социологии, психологии, культурологии. Это позволяет значительно обогатить экономическую теорию, а также найти подходы к решению ряда проблем, имеющих большое практическое, прикладное значение.            

Все вышеперечисленное выдвинуло исследование данной проблемы в ряд наиболее актуальных в экономической теории, общественных науках.    Одной из проблем современного российского общества является изменение мотивации: из элемента иерархической структуры российскому человеку необходимо превратиться в собственника-хозяина. По данным опросов люди низко оценивают свой потенциал, что выражается в работе не в полную силу и надежда на получение заработка, не прикладывая к этому усилий. С одной стороны, стремление минимизировать издержки является признаком рационального поведения, но в данном случае подобная мотивация выливается в участии в финансовых пирамидах и других экономических программах, по своему характеру являющимися крайне рискованными и преступными. Отсюда вытекает следующий поведенческий фактор экономической нестабильности - недоверие государству и в то же время криминализация общества и экономики. Известно, что даже понятия добра и справедливости не всегда напрямую связаны с государством.   Российским потребителям также не чужда кризисная психология: недоверие финансовым, корпоративным институтам, инвестициям вообще. Экономические ожидания, на которых основаны большинство решений, пессимистичны, что приводит к бегству капиталов и «утечке мозгов».       Это значит, что средний класс как таковой находится в зачаточном состоянии. В соответствии с особенностями российского менталитета человеку присущи следующие черты экономического поведения: большая степень внешнеэкономических составляющих хозяйственного успеха, прочная включенность сознания индивидуального в сознание коллективное, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения.   

Исторически сложилось так, что российский человек склонен быть зависимым от представителя высшей инстанции: монополия на экономические ресурсы принадлежала долгое время государству и крестьянской общине.  Несмотря на то, что государство не гарантирует ни работы, ни жилья, ожидания патернализма от государства со стороны граждан не меняются. Поэтому современный гражданин уязвим в экономической и правовой сфере. Какой фактор сможет оказать регулирующее действие на частично неопределенное и дезориентированное экономическое поведение? Необходимо создание институтов, адекватных рыночным отношениям и согласующихся с национально-психологическими чертами жителей России. Иными словами, их механизмы регулирования должны быть не только экономически, но и психологически эффективными. Предлагаются несколько направлений, в которых следует работать: 1. Институт лидерства. Успех экономической политики не в последнюю очередь зависит от уважаемых лидеров. В России степень доверия президенту высока, а это значит, что есть шанс переломить пессимистические ожидания. 

2. Общее формирование психологических  установок, связанных с человеческими  ценностями. Необходимо добиться  слияния принципов честности  и доверия и цивилизованной  рыночной экономики.    

3. Совершенствование методов разрешения  конфликтов. Альтернативный метод - помощь независимого частного  посредника (третейские суды, претензионная  форма разрешения споров, проведение  переговоров). Проблема заключается  в том, что издержки юридической защиты, контрактов высоки, что провоцирует фирмы и граждан обращаться к криминальным структурам.  

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рациональное экономическое поведение человека подразумевает выбор в условиях ограниченности ресурсов решения, которое бы минимизировало убытки и максимизировало его прибыль. Рациональность разделяют на три типа (сильная, полусильная, слабая - по Г.Саймону и О.Уильямсону) и на их основе строятся модели (предполагаемые образцы) человеческого поведения. На рынке, где количество товаров ограничено, а потребитель располагает лимитированным объемом средств, важно выбрать наиболее выгодную комбинацию из многих товаров, присутствующих на рынке. Для этого сопоставляются кривая безразличия и бюджетная линия. Производители же заинтересованы в информации о том, как отреагирует покупатель на изменение цены на тот или иной вид товара (низкокачественный или высококачественный).При рассмотрении спроса отдельного индивида или суммарного спроса на определенный вид продукции экономисты предполагают, что потребители действуют рационально. Это позволяет спрогнозировать реакцию покупателей на изменение в цене на товар и проводить грамотную политику в установке цены и объема выпуска продукции.   Анализ рациональности экономического поведения человека необходим в современном мире как экономистам для построения моделей, которые могли бы спрогнозировать решение потребителя, так и в других сферах жизни общества: социальной, правовой, отчасти бытовой. Отчасти рациональное поведение присуще каждому человеку, она проявляется даже там, где люди этого не ожидают. Этому особое внимание уделил Г.С.Беккер, предложив экономический подход к поведению людей вне рынка посредством наложения рыночной модели на иные аспекты жизни индивида. Рациональное поведение распространяется не только на отдельного человека, но и на группу совместно работающих индивидов.   Рациональное поведение в коллективе М. Олсон рассмотрел в своем труде «Логика коллективных действий». Рациональность может увеличить экономическую эффективность союза, но только в том случае, если она направлена на достижение общей цели коллектива, а не индивидуальный интерес участников. Так как группа является не только экономическим, но и социальным объединением, рациональность может стать причиной конфликтов на почве столкновения экономических и социальных интересов.Безусловно, на практике сплошь и рядом наблюдаются ситуации, когда человек поступает нерационально. Ситуации подобного рода разъяснены Т. Скитовски в монографии «Безрадостная экономика». Это обусловлено особенностями психики каждого отдельно взятого субъекта. Каждый сам для себя решает, что принесет ему большую выгоду и/или удовлетворение. В сознании возникают конфликты между различными мотивами поведения. Экономисты должны учитывать, что на рынке ситуация выбора ограничивается не только бюджетом и предпочтениями в отношении товаров, но и психологическими характеристиками.         Несмотря на то, что основные модели человеческого поведения и типы рациональности уже разработаны, необходимо их постоянно корректировать, совершенствовать и, возможно, создавать новые, так как, во-первых, они по-прежнему в большей или меньшей степени абстрагированы от действительности; во-вторых, экономика отдельных стран и мира в целом претерпевает изменения, что не может не повлиять на изменения в поведении жителей.      Примером может служить переходная экономика России. Резкая смена политико-экономического уклада не могла не сказаться на экономическом поведении граждан. Но очевидно, что с течением времени при грамотной политике со стороны государства российские потребители смогут интегрироваться в рыночную экономику в массовом масштабе.

Информация о работе Экономический человек и рациональное экономическое поведение