Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:55, курсовая работа
Одним из самых сложных объектов управления, находящихся на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов, является использование природных ресурсов. Причиной тому служат однонаправленные изменения в окружающей природной среде, которые ставят общество перед выбором: дальнейшее игнорирование закономерностей эволюции биосферы, приводящее к экологической катастрофе, либо трансформация хозяйственной деятельности с учетом законов биосферы, обеспечивающая переход на путь устойчивого развития. В связи с этим чрезвычайно важным является научное обоснование управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием, включая такие элементы системы воспроизводства природных ресурсов, как правовые нормы природопользования, организационная структура управления, планирование и т.д.
Введение.
1. Истощение и загрязнение водных ресурсов
1.1 Обмеление Аральского моря
1.2 Состояние Казахстанского Прикаспия
1.3 Проблемы Балхаша
2 Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
2.1 Материальный ущерб от экологического загрязнения
2.2 Источники загрязнения гидросферы нефтью
2.3 Расчет экономической эффективности: природоохранных мероприятий
3. Пути решения экологических проблем.
3.1 Метод переработки и воспроизводства
3.2 Расширение международного сотрудничества
Заключение
Список литературы
Можно с уверенностью назвать две основные причины сокращения стада осетровых.
Одна — резкое ухудшение экологической обстановки на реках, впадающих в Каспий, в первую очередь Волге, которую сегодня можно с полным основанием назвать не только главной улицей России, но и главной сточной канавой России
Другая причина — браконьерство, включая морской лов. По нашим оценкам, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, браконьеры изымают не менее 60 % промыслового вылова осетровых.
По мнению специалистов, такое хищническое изъятие осетровых подорвет способность этого стада к воспроизводству в течение 1-2 сезонов. Уже сейчас научные работники рекомендуют ввести круглогодичный запрет на лов осетровых — стоит ли говорить, насколько проблематично выполнение такой рекомендации, особенно в акватории Каспия.
Решить эту проблему может только всеобъемлющее международное соглашение по биоресурсам. Первые шаги к его разработке уже сделаны. Еще в 1991 году астраханские специалисты подготовили проект конвенции об охране и рациональном использовании природных ресурсов Каспийского моря. На этой основе в 1992-1993 гг. появился проект Соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря. Его текст прошел четыре этапа согласования на встречах делегаций прикаспийских государств: в сентябре 1992 года в Алма-Ате, в мае 1993 года в Астрахани, в августе 1993 года в Энзели (Иран), в декабре 1993 года в Ашхабаде.
Дело шло достаточно трудно — на переговорах в Астрахани делегация Азербайджана предложила в качестве приоритета рассмотреть и определить правовой статус Каспийского моря и внесла соответствующий проект конвенции. Однако делегации других прикаспийских государств эту позицию Азербайджана не поддержали. Когда они остановились на определении прибрежных зон рыболовной юрисдикции, делегация Азербайджана предложила ввести 40 — или 30-мильную зону, делегация Казахстана — 25-мильную. Для России введение 30 — и тем более 40-мильной зоны было совершенно неприемлемо, так как в этом случае Россия лишалась более 80 % объема безлицензионного лова кильки — ее промысел осуществляется вдоль побережья Азербайджана. Состоявшийся в период с 30 января по 2 февраля 1995 года в Ашхабаде очередной раунд переговоров завершился согласованием делегациями России, Казахстана, Туркменистана и Ирана 20-мильной прибрежной рыболовной зоны. Делегация Азербайджана зарезервировала свою позицию в целом по проекту соглашения, заявив, что оно может быть рассмотрено в рамках договора о правовом статусе Каспийского моря или в пакете с проектами договоров, регулирующих весь процесс хозяйственной деятельности и сотрудничества прикаспийских государств.
Говоря об уникальных природных ресурсах дельты Волги, нельзя не упомянуть гигантские птичьи базары Прикаспия — одно из основных в Евразии мест обитания водоплавающих и околоводных птиц: здесь зимует от 3 до 5,5 миллиона уток, гусей, лебедей, а мигрирует через Каспий до 6 миллионов птиц ежегодно. В соответствии с Рамсарской конвенцией четыре района на побережье Каспия — дельта Волги и заливы им. Кирова, Красноводский, Северо-чекменский признаны угодьями мирового значения. От их состояния зависит благополучие популяций птиц во многих странах Европы и Азии. Можно напомнить еще о ценнейшей популяции каспийского тюленя и многих других неповторимых творениях природы, встречающихся только в этих местах.
Дело в том, что в недрах Земли под побережьем и под шельфом Каспия находятся крупнейшие запасы природного газа, газового конденсата и нефти. Многие из этих месторождений разрабатываются уже десятилетия и снискали мировую известность — Нефтяные Камни около Баку или Мангышлак в Казахстане. Другие — как, например, Астраханское газоконденсатное месторождение — только начали разрабатываться. Но несопоставимо большие по масштабам, гигантские месторождения углеводородного сырья еще девственно не тронуты.
Понятно, что прикаспийские государства стоят перед выбором: рационально, сохраняя условия для воспроизводства, использовать биологические ресурсы Каспия или приступить к широкомасштабной разработке углеводородного сырья, хотя и менее рентабельной, чем, например, производство черной икры, дающей несопоставимо больший валовой доход.
Почему — “или-или”? Ведь известен же мировой опыт в достаточной мере экологически чистых разработок углеводородного сырья. Но подобные случаи в российской практике пока достоверно не известны, зато широко известны случаи прямо противоположные. Специфика же Каспия — закрытого водоема, особенно его мелководной, с глубинами 1-3 метра, северной части такова, что достаточно одного серьезного разлива нефти или токсичных продуктов бурения, чтобы нанести фатальный, последний удар по осетровому стаду и гнездовьям птиц. Точно такой же эффект дадут и незначительные регулярные разливы. И удар этот будет нанесен не по одной лишь природе. Только в Астраханской области около 200 тысяч человек (с учетом членов семей) связаны непосредственно с добычей и переработкой рыбы. Реальное количество наших сограждан, чье благополучие зависит от размеров и качества улова рыбы, гораздо больше. По меньшей мере, наивно думать, что создающиеся на нефтегазопромыслах рабочие места смогут поглотить всю эту массу людей — что же тогда делать оставшимся? Впрочем, эта проблема до сих пор остается одной из самых волнующих в этом регионе.
Негативно повлияла на экосистему Каспия, его биологические ресурсы возросшая антропогенная нагрузка — зарегулирование стока рек, строительство каскада водохранилищ, интенсивная разработка морских месторождений нефти, химическое загрязнение вод и др. К этим экологическим проблемам добавилась еще одна — катастрофическое повышение уровня моря с 1978 г., создавшее экстремальную обстановку на его побережьях и вызвавшее значительные изменения в экосистеме Каспия, поэтому в данной статье подробно рассмотрены наиболее актуальные вопросы: палеогеографические аспекты колебаний уровня моря, а также проблемы его нефтяного загрязнения.
Формирование Каспийского моря происходило в течение длительной Теологической истории, на протяжении которой отмечалась неоднократная смена трансгрессивных (наступление) и регрессивных (отступление) фаз его уровня различной величины и продолжительности.В третичном периоде (около 70 млн. лет тому назад) произошло отчленение понто-каспийского бассейна от южных морей и океана Тетис. В конце понтического времени (10 млн. лет тому назад) огромное внутреннее Сарматское море, охватывающее территории современных Черного и Каспийского морей, распалось на отдельные части, образовав автономный изолированный бассейн Каспийского моря с привычными для нас контурами. В этот период площадь морской акватории была меньше современной, а в отдельные века среднего плиоцена Каспий лишь южную глубоководную (Дербентскую) котловину. Материалы геоморфологических исследований показывают, что размах колебаний уровня Каспийского моря со временем сокращался. За последние 500-700 тысяч лет он превышал 100 м, в голоцене (последние 10 тысяч лет) достигал 15 м (между отметками -- 20 м и - 35 м). За последние 2 тысячи лет - 12 м, а за время инструментальных наблюдений (с 1830 года по настоящее время) примерно 4
Существует много гипотез, предположений, догадок, домыслов по этому поводу. Очевидно, однако, что процесс формирования Каспийского моря, с одной стороны, определялся глобальными геологическими явлениями, с другой -- региональными особенностями. Потому считается, что на колебание уровня Каспийского моря в раннем неогене преобладающее влияние оказывали тектонические и климатические факторы, на современном этапе -- климатические и антропогенные.
В последнее время на столе переговоров, в закулисных дискуссиях все чаще стала мелькать экологическая карта. Охрана природы -- козырный аргумент в ранге туза. Но эта карта постепенно превращается в крапленую узорную бумагу. И это уже само по себе катастрофично, поскольку чистосердечные опасения экологов теперь принято отражать обвинениями в политической предвзятости. Так политика в очередной раз демонстрирует свою всесильность перед любыми прагматическими соображениями экологического и экономического толчков. Где логика и последовательная любовь к природе?
Очевидные выводы
Изменение уровня Каспийского моря изначально и навечно заложено Природой, оно происходило в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем.
На современном этапе геологического развития планеты Земля колебания уровня Каспия главным образом вызваны:
а) крупномасштабными
гидрометеорологическими
б) хозяйственной деятельностью человека,
как в бассейне моря, так и далеко за его
пределами.
Незрелые, недоказуемые псевдонаучные гипотезы об уровненном режиме Каспия, обслуживая ведомственные интересы и направляя решение проблемы по ложному пути, наносят огромный вред народному хозяйству Прикаспийских стран. Накопленная человечеством к настоящему времени сумма знаний при всем могуществе современной науки не позволяет прогнозировать уровень Каспия. Ни на ближнюю. Ни на дальнюю перспективу.
Современный человек, живущий на берегах Каспия, с необъяснимым упорством воюет против выработанных природой законов вместо того, чтобы разумно приспосабливать их к своим нуждам.
Горько в этом признаться: катастрофы стали планировать, инициатировать, провоцировать, они стали желанными для многих ведомственных организаций, благополучие многих должностных лиц зависит от них.
Проблемы Казахстанского Прикаспия являются частью общих ключевых проблем всего Каспийского сектора. Для их решения необходимы совместные мероприятия прикаспийских государств по сбалансированному использованию биоресурсов и запасов углеводородного сырья. Казахстан является одной из пяти участниц международной Каспийской экологической программы. Целью этой долгосрочной программы является оздоровление и сохранение чувствительной экологической системы Каспия. Активная позиция Казахстана нашла отражение в возложении ответственности на Казахстан за деятельность Руководящего Комитета. В Казахстане по двум тематическим направлениям работа ведется на региональном уровне3
3. Журнал экология, 02.2007, Утегенов М., Естемесов М., Естемесов З. стр. 56-57)
1.3 Проблемы Балхаша
Регион озера Балхаш постепенно становится зоной экологического бедствия. По данным Организации Объединенных Наций, это второе по величине озеро Центральной Азии находится под угрозой высыхания. Площадь озера Балхаш, которое расположено на востоке Казахстана в 400 километрах к северу от Алма-Аты, к настоящему времени уже сократилась на две тысячи квадратных километров. По словам постоянного представителя Программы развития ООН в Казахстане Фикрета Аккуры, Балхаш может постичь судьба Арала. Ведь как и Аральское море, озеро питает все меньшее и меньшее количество воды. Дело в том, что основная его подпитка - это река Или, входящая в Казахстан с территории северо-западного Китая. Благодаря значительному росту населения в КНР, урбанизации, а также резкому увеличению объемов производства сельского хозяйства и промышленности, потребность в воде у китайской стороны непрерывно возрастает. Жарас Такенов, руководитель экологической группы Программы развития ООН в Алма-Ате считает, что здесь срочно необходимо принять решения политического характера. Недавно в беседе с журналистами Такенов заявил: «Мы потеряли Аральское море во многом из-за того, что его воду использовали несколько стран. И здесь у нас та же проблема. Если не будет соглашения с Китаем о количестве воды, которое он может брать из Или, Балхашу будет нанесен такой же урон, какой нанесен Аралу". Кроме того, эксперты считают, что, чтобы предотвратить новый экологический кризис, правительству Казахстана необходимо срочно изменить свою политику водопользования. Дело в том, что цены на воду в республике искусственно занижены, и, как следствие, используется она весьма неэффективно. В частности, несмотря на значительное сокращение за последние тринадцать лет объемов сельскохозяйственного производства в Казахстане, фермеры тратят то же количество воды, что и раньше.
По словам лидера казахстанского экологического союза «Табигат» Мэлса Елеусизова, проблемы Балхаша лежат в той же плоскости, что и у Арала, то есть значительно сократился приток по главной артерии озера – реке Или. С середины 80-ых годов в результате увеличения численности населения в западных районах Китая с 40 миллионов до почти 200 миллионов человек резко возросла потребность в воде, как для бытовых нужд, так и для орошения полей и для промышленного производства. Свою «лепту» внесли и казахстанские сельхозпроизводители, которые абсолютно бездумно использовали драгоценную влагу на рисовых плантациях. Таким образом поступление воды по реке Или упало с 12 кубических километров в год до 9,5. И концу 80-ых годов из 15 озерных систем дельты главной артерии Балхаша осталось только 5, а уровень озера понизился почти на 2 метра.
Правда,
в начале 90-ых годов в результате
принятых административных мер и
общего экономического спада в Казахстане
уровень озера поднялся на 1 метр
10 сантиметров, и угроза высыхания
Балхаша была временно ликвидирована.
Но длилось это недолго. Уже в
1997 году ученые и экологи вновь
заговорили о возможной потере озера
и значительном ухудшении экологической
обстановки в Или-Балхашском регионе.
Так к неурегулированным с
Китаем вопросам по водопользованию
добавились новые проблемы: постепенное
засаливание почв, опустынивание
прилегающих к Балхашу
ФАРИДА КОЗЫКБАЕВА: Мало того, что озеро Балхаш загрязняется тяжелыми металлами, выбросами медеплавильного комбината города Балхаша, еще идет загрязнение пестицидами, гербицидами, удобрениями с орошаемых земель! Все это приносят воды реки Или. И грунтовые воды поступают туда же! И это загрязнение надо учитывать. И поэтому, конечно же экологическая ситуация здесь оставляет желать лучшего. В будущем, если все так будет продолжаться, то Балхаш ждет то же, что и Арал. Нет Арала! Теперь мы можем потерять и Балхаш.
Уже сегодня, в результате всех этих неблагоприятных факторов, отметила доктор биологических наук, профессор Козыкбаева прямой экологический ущерб Казахстану составил около 2 миллиардов евро, поскольку кроме резкого сокращения воспроизводства рыбы, уменьшения поголовья ондатры и гнездовий птиц, происходит невосполнимая потеря пригодных для возделывания сельскохозяйственных культур земельных площадей.31
Информация о работе Экологические проблемы и их влияние на экономику Республики Казахстан