Инфляция как форма правления макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 22:32, реферат

Описание работы

Инфляция характерна для современной экономики, практика свидетельствует о ее повсеместной распространенности. Фактически термин "инфляция" возник в связи с массовым переходом на бумажные деньги и отражал факт переполнения последними каналов денежного обращения. В то же время надо иметь в виду, что во все времена государства сталкивались с проблемой сбалансированности доходов бюджета с постоянно возрастающими расходами.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Неплатежеспособность села, бьющая по сельскому хозяйству, в свою очередь подрывает промышленность, лишая рынков сбыта производителей сельхозтехники и удобрений.

Особая пагубность дисбаланса цен между промышленностью и сельским хозяйством в том, что он подрывает не только текущее производство сельхозпродукции (65% от среднегодового уровня 1986—1990 гг.), но и грозит катастрофой на будущее.

На уровне национальной экономики инфляционный рост цен дестабилизирует воспроизводственные процессы — нарушается их непрерывность, возникает разлад между производством и товарно-денежным обращением. Как известно, непрерывность   производства   достигается   двумя   взаимосвязанными" процессами: с одной стороны, постоянным возмещением потребленных элементов производительного капитала (оборудование, сырье, топливо и т. п.) и, с другой,— регулярной продажей производимой продукции. Всякие задержки или приостановки этих процессов (пополнения материальных ресурсов, получения денежных средств для их покупки) сводит на нет возможность  нормального продолжения производства.


Отрицательное воздействие инфляционного роста цен как раз и состоит в том, что инфляция (показано выше) задерживает, прерывает кругооборот процесса производства и на стадии закупки материальных факторов (на входе), и на стадии реализации произведенного товара (на выходе). Получается, что сфера обращения, которая в здоровой экономике выступает посредствующим, промежуточным звеном между производством и потреблением, перестает фактически обслуживать производство, отрывается от него и даже противопоставляется ему.

Первым общенациональным следствием такого положения дел является невозможность осуществления нормального воспроизводственного процесса. Недостача средств для приобретения материальных ресурсов, затруднения в сбыте вызывают простои предприятий. За январь-октябрь 1995 г. целодневные потери рабочего времени в промышленности составили 25 млн. человеко-дней, то есть 8,1% календарного фонда рабочего времени. По сравнению с 1994 г. они увеличились на 17,8%.'

Перебои в поступлении денег срывают расчеты с рабочей силой. Задолженность по заработной плате на предприятиях республики составляла на начало 1996 г. около триллиона рублей. В числе должников — более 40% всех субъектов хозяйствования.2

Перед все большим количеством предприятий встает призрак банкротства. Число убыточных предприятий в начале 1996 г. превышало полторы тысячи, или 17,9% общего состава. В промышленности с убытками работали 192 предприятия (11,6%).

Другим еще более глубоким общенациональным следствием инфляционного роста цен стало масштабное перераспределение экономических ресурсов в пользу сферы обращения ( торгово-посреднического и банковского секторов). Спасая свои накопления от обесценения, предприятия и население вкладывают свободные денежные средства не в материальное производство, где в условиях инфляции неизбежны потери в силу длительности самого производственного цикла, а в коммерческие и банковские структуры, где быстрый оборот денег сулит верные и высокие доходы. Как констатируют специалисты, "конкуренция между производственным и финансовым секторами за привлечение денежных ресурсов закончилась к началу 1996 г. крахом для первого".

В общеэкономическом плане эта фундаментальная перетасовка сфер экономики означает:

  • отрыв кредитно-финансовой сферы от производства. Происходит разрушительный перелив национального дохода из производства в каналы обращения; банковский капитал формируется и развивается за счет производительного капитала; производство остается без необходимой кредитно-денежной подпитки, оголяется;
  • отрыв потребления от национального производства. Торгово-посредническая деятельность, замыкаясь сама на себе, все более ориентируется на импортные товары. Относительная дешевизна низкокачественного заграничного ширпотреба сужает рынки сбыта для отечественного производителя.

Все это подрывает финансово-экономические источники развития, несет угрозу деиндустриализации республики.

Рассмотрев социально-экономические последствия, хотелось бы остановиться на проявлениях инфляции в РБ.

В развитии белорусской экономики 2001 год был переломным. С одной стороны, небывалый взлет денежных доходов к августу, с другой – столь же небывалый их спад в последующие месяцы. Впервые после зимы 1995-1996 года появились задержки с выплатой пенсий. И это не столько конъюнктурные колебания доходов, как одно из последствий инфляции. Похоже, закончился целый этап в истории белорусской экономики, начало которого находится во второй половине 1996 года. [1, с.3].

Прежде всего хочется отметить падение жизненного уровня населения. Рост реальной зарплаты 2001 – на 30,3 % никак не соответствовал росту возможностей экономики (прирост ВВП – 4,1 %). Поэтому он был недолговечным. Реальная зарплата с начала 2001 года и до сентября быстро росла. Если в январе на среднюю зарплату можно было купить 1,26 набора, составляющих МБП, то в августе – 1,69. Но потом за исключением декабря она неуклонно снижалась. Номинальная зарплата в январе была на 8,2 % выше, чем в августе 2001 года, но потребительские цены за это время выросли на 23,8 %. Это значит, что реальная зарплата снизилась за этот период на 12,7%, реальные пенсии – на 17,5 %.

Еще более покупательная способность зарплаты упала за анализируемый период (2001 год) в отношении к наиболее ценным продуктам питания – мясу и мясопродуктам – на 17 %; молочным продуктам – на 28-30 %; к услугам транспорта – на 18,1 %. В меньшей степени, то есть ниже, чем на 12,7 % упала покупательская способность зарплаты в отношении к муке, крупам, хлебу, товарам легкой промышленности, бытовой технике, бензину. Но последнее не столь сильно сказывается на уровне жизни людей, поскольку   66 % товарооборота сейчас приходится на продовольственные товары. Таким образом, после сентября 2001 года происходит устойчивое понижение уровня жизни. [7, стр.9].

Одновременно ухудшается и качество питания населения. Так, в январе 2001 года торговыми предприятиями продано меньше чем в 2000 году мясопродуктов на 2,1 %, цельномолочной продукции на 7,8 %, сливочного масла – 16,7 %.

 В январе 2002 года объем падения  уровня жизни значительно увеличился: цены выросли (январь 2002 года 148 % по  отношению к январю 2001 на товары  и услуги), номинальная заработная плата уменьшилась (декабрь 2001 года – 166,2 %, январь 2002 года – 158,9 % соответствующему периоду предыдущего года) и к тому же до конца не выплачена (задержка составила более 6 % фонда зарплаты). Поэтому столь заметна тенденция падения уровня жизни, которая началась еще в сентябре 2001 года и которую не удалось переломить повышением зарплаты в декабре, а пенсии – феврале 2003 года [7, с.9].

Несмотря ни на что необходимо так же заметить огромные задолженности по выплате зарплат в 2002 году. Заработную плату на 31 августа 2002 года не получили полностью или частично 119,6 тысяч человек, или 25% от общей численности работников. Размер недополученных сумм составил в расчете на одного работающего 187,8 тысячи рублей (по Минской области) [19, с.53].

Однако, как ни поразительны приведенные показатели роста цен (индекс потребительских цен в январе-сентябре 2002 года на товары и услуги населению по отношению к январю-сентябрю 2001 года составил 144,6 %, в том числе на товары –  138,6 %, на услуги – 190,8 %), сами по себе они еще не дают всей картины негативных последствий инфляции для уровня жизни. Опубликованные данные показывают, что заработная плата рабочих и служащих в своем реальном выражении совершает лишь замедленное движение за ростом цен, отставая от них при этом все больше. Столь же тяжело на эти категории давит и удорожание жилищно-коммунальных услуг (доля оплаты населением жилищно-коммунального хозяйства в январе-феврале 2002 года увеличилась сразу на 80 %).

Следует заметить, что материальное оскуднение сопровождается столь же драматическим оскуднением духовным: люди почти перестали выписывать газеты и журналы, редко ходят в кинотеатры и театры, язва нежелательной инфляции разъедает не только их быт, но и души. В 2003 году стала резко снижаться бюджетная поддержка социальных сфер. Здравоохранение 30 % своих издержек должно покрывать за счет оказания платных услуг, бюджетная поддержка школам и детским садам снизилась на 20 %, с середины года произошли сокращения в сфере образования. [7, с.9].  

Тяжелое положение в сфере потребления напрямую связано с ухудшающимся состоянием нашей промышленности и сельскохозяйственного производства. Инфляционный рост цен здесь действует особенно разрушительно. В масштабах всей экономики и на уровне отдельных предприятий продолжается спад производства, сокращается предложение товаров, сужаются рынки сбыта. [13, с.34].

Заметно снизилась конкурентоспособность белорусской продукции, ее экспорт в физическом выражении вырос в 2001 году на 9,7 %, а в стоимостном – только на 2,3 %.

По итогам января — мая 2004 года реальная заработная плата возросла на 12,3 процента, что лишь на 2,1 процентного пункта , выше темпов роста реального ВВП и предполагает отсутствие существенного влияния на инфляцию, которая определялась в основном внешним сектором: снижение среднего за период обменного курса белорусского рубля к доллару США в первом полугодии 2004 года относительно аналогичного периода 2003 года составило 8,1 процента при росте импортных цен на 14,8 процента, что дает 24,1 процента прироста цен внешнего сектора при росте среднего за период ИЦПП на 26,9 процента, дефлятора ВВП - на 24,2 процента.[10,стр.4]

В I полугодии текущего года потребительские цены увеличились на 3,6% (за аналогичный период 2006 г. - на 3,1%). Темпы их роста не отличались равномерностью: в 1 квартале индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 1.03%, во втором - всего 100,6%. Также существенно различались по кварталам среднемесячные темпы - 101 и 100,2% соответственно, данный показатель за полугодие - 100,6%. По компонентам потребительской корзины рост цен на продовольственные товары составил 104,4%; на непродовольственные - 102,8: услуги для населенна- 103%, в том числе жилищно-коммунальные -- 105,1. пассажирский транспорт - 101,7%. Динамика цен за последние полтора года представлена на рисунке 4.[8,стр.66]

По группе непродовольственных товаров наибольшими темпами росли цены на бензин - 109,5% (в I полугодии 2006 г. - 105,2%). На 7,1% они увеличились на велосипеды и мотоциклы, рост цен на печатные издания составил 105,2%, на табачные изделия - 104.6: моющие средства - 104.7; медикаменты - 103,5: легковые автомобили - 103,6%. Снизились они на меховые изделия - 95,3%, телерадиотовары - 98,1% (рисунок 5).[8,стр.67]

 

 

 

 

Рисунок 4. Изменение индекса потребительских цен и его составляющих (декабрь 2006 г. = 100%)

Рисунок 5. Динамика цен на непродовольственные товары в I полугодии 2007 г.

 

Темпы роста цен на продовольственные товары в 1 полугодии (1 квартал -102,8. второй - 101,8%) опережали темпы увеличения цен потребительского рынка в целом. По-прежнему значимым фактором этого остается сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию. Так, на капусту свежую белокочанную они в июне 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. выросли в 4 раза; на лук репчатый - в 2; морковь - в 2,2; свеклу - в 1,6; перец сладкий - в 1,5; картофель - в 1,12 раза. Лишь благодаря существенному снижению цен на свежие помидоры и огурцы (32,5 и 71,2% соответственно) их повышение по плодоовощной группе продовольственных товаров в целом составило за анализируемый период только 110,3% (рисунок. 6).[8,стр.68]

Индекс тарифов на платные услуги населению во 11 квартале 2007 г. по сравнению с первым снизился и составил 96,9%. В целом за 1 полугодие они возросли на 3,0%, что ниже на 3,3 п.п., чем в 1 квартале текущего года. В основном это произошло за счет снижения платежей по услугам жилищно-коммунального хозяйства, в частности, за отопление жилых помещений в апреле-«е на 35,5%, также уменьшились платежи за водоснабжение. При неизменных тарифах на услуги по газо- и электроснабжению, а также платы за техническое обслуживание жилых помещений произошло снижение индекса оплаты услуг ККХ, который составил во II квартале 91,1%, за полугодие - 105,1% в 1 полугодии 2006 г. - 105,4%). Вместе с тем уровень возмещения средневзвешенными тарифами затрат на оказание услуг ЖКХ снижается - 37,8% (по системе Минжилкомхоза Республики Беларусь), причем эта тенденция наблюдается на протяжении последних полутора лет. Складывающаяся ситуация оказывает негативное воздействие на финансовое состояние организаций, производящих .данные виды услуг для населения, создает дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней. [8,стр.68]

Рисунок 6. Динамика цен на основные продовольственные товары в I полугодии 2007 г.

 

Наибольший рост тарифов в 1 полугодие зафиксирован на услуги детских дошкольных учреждений - 125,2%. причем "весь он пришелся на II квартал (118,4% в апреле и 105,2% в июне). Достаточно высокими темпами увеличивались тарифы на медицинские и санаторно-оздоровительные услуги - 110,5%; правовые - 107,6%.

Из общего прироста потребительских цен в 3,6% за 1 полугодие на продовольственные товары приходится 2,3 п.п.; непродовольственные - 0,7; платные услуги населению - 0.6 п.п. Вклад сезонных товаров (овощи, фрукты, картофель) составил 0.45 п.п.

Таким образом, увеличение цен потребительского рынка в 1 полугодии текущего года соответствует прогнозным параметрам на 2007 г.: среднемесячный прирост цен составил 0.6% при прогнозном интервальном значении 0,49-0,64%. Вместе с тем следует отметить неравномерность динамики индекса потребительских цен: повышение на протяжении первых трех месяцев года, дефляция в апреле и незначительные ценовые подвижки в мае-июне. Ожидаются более высокие среднемесячные темпы инфляции в IV квартале (допустимый темп прироста цен в этот период не должен превысить 2,5-4%).[8,стр.69]

Сдерживание инфляционных процессов во многом зависит от эффективного применения регулятивных возможностей государства. Вместе с тем длительное использование только инструментов государственного ценового регулирования может привести к несбалансированности цен потребительского рынка и производителей промышленной продукции. На протяжении последних лет по темпам роста цены производителей стабильно опережают потребительские (рисунок 7).

Информация о работе Инфляция как форма правления макроэкономической нестабильности