Финансовая политика Новой Зеландии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 11:51, реферат

Описание работы

Кризисы 70–80-х годов заставили многие страны пересмотреть свою экономическую политику, провести структурные реформы, повышающие действенность рыночных механизмов. Страны сумевшие сделать это в относительно сжатые строки, преодолели кризисные ситуации. Правительства Новой Зеландии, напротив, в 70 – начале 80-х годов стремлении защитить страну от влияния благоприятных внешних факторов, усиливали государственное регулирование экономики, в частности рынка труда, что вело к снижению эффективности народного хозяйства. Назрела необходимость такого изменения экономического курса, которое позволила бы стране приспособиться к новым условиям в мире.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

Финансовая политика Новой Зеландии

 

Кризисы 70–80-х годов заставили многие страны пересмотреть свою экономическую политику, провести структурные реформы, повышающие действенность рыночных механизмов. Страны сумевшие сделать это в относительно сжатые строки, преодолели кризисные ситуации. Правительства Новой Зеландии, напротив, в 70 – начале 80-х годов стремлении защитить страну от влияния благоприятных внешних факторов, усиливали государственное регулирование экономики, в частности рынка труда, что вело к снижению эффективности народного хозяйства. Назрела необходимость такого изменения экономического курса, которое позволила бы стране приспособиться к новым условиям в мире. Лейбористское правительство, пришедшее к власти в 1984 г., начало кардинальной реформы, нацеленные на создание стимулов для повышения деловой активности, более эффективного использования производственных ресурсов.

В 1987 г. лейбористский кабинет объявил о продаже государственных ценных бумаг, дабы сократить достигшую непомерных размеров иностранную за должность. На протяжении нескольких поколений Новая Зеландия жила в долг. В 60-х – первой половине 70-х годов он колебался в пределах 3 – 12 ВВП. Однако он всё время рос и в 1987 г. достиг 40% ВВП. В результате реализаций акций, принадлежащих государству, он снизился до 28% в 1990 г. и 21,4% 1999 г.

Не последнюю роль в углублении финансового бремени государства играли его субсидии экспортёрам. До 1979 г. фермеры имели приоритет в доступе к кредитам, получили ссуды для покупки удобрений, пользовались налоговыми льготами. В 1979 г. экспорто-ориентированные субсидии были величины, особенно для овцеводов. Одновременно были повышенно субсидии для производителей нерадиационных предметов экспорта, в частности готовых промышленных изделий.

К 1994 г. защита экспортёров от колебаний конъюнктуры на мировых рынках сравнялись по существу защитой внутренних производителе йот импорта, вытекавши из традиционной протекционистской торговой политики стран. Такое положение вещей подорвало финансовые ресурсы страны, и в бюджете 1984 г. ряд экспортных субсидий был отменён совсем, однако 20% девальвация позволила фермерам получать большие доходы за свою продукцию.

Острый дефицит бюджета, растущий государственный долг вынудили правительство пересмотреть финансовую политику. 1 июля 1989 г. был принят закон о государственных финансах, согласно которому Резервный банк страны получал определённую автономию. Были чётко разграничены функции: правительство определяло цели финансовой политики, а Резервный банк самостоятельно выбирал средства их достижения. Отныне министр финансов не мог давать директивные указания руководству банка. Изменения в принятом финансовом курсе становились возможными только после обсуждения их в парламенте утверждения генерал-губернатором. Раннее для Новой Зеландии было характерно увлечение денежной массы и расходов в год парламентских выборов, а затем снижение их в последующий период. Оптимальной денежной политикой признавалась та, которая способствовала стабильности основных потребительских цен. Это, в свою очередь, повышало ответственность Резервного банка за свои действия.

Под надзором резервного банка находятся коммерческие банки, которые должны проходить регистрацию. С 1 января 1996 г. им вменялась в обязанность ежеквартальная публикация отчётов, содержащих сведения о размерах активов, банковских гарантиях, международном рейтинге, а также деловой двухстраничной информации, необходимой клиентам. Для улучшения финансового положения страны правительство, кроме продажи ценных государственных бумаг, ввело налог на добавленную стоимость. Однако эти меры не дали позитивных результатов. В 1990 г. Новую Зеландию снова постиг финансовый кризис. Дефицит бюджета поднялся до 3% ВВП и мог, по прогнозам специалистов, повысится до 6,3%, если не будут внесены коррективы в финансовую политику. Основные принципы финансовой политики формулировались при этом следующим образом:

  1. сокращение государственного долга;
  2. сбалансированность расходов и доходах;
  3. сохранение государственных ценностей, используемых для смягчения последствий внезапных финансовых шоков;
  4. умелое управления финансовыми рисками;
  5. прогнозирование уровня инфляции и удержание стабильности цен в последующие годы.

Предполагаемый уровень инфляции фиксируется в соглашении между Резервным банком и правительством. Так, в соглашении, подписанном в декабре 1998 г., уровень инфляции определялся 0 – 3%. Дополнительно к поправки к соглашению указывается, что для достижения цели следует проводить прозрачную денежную политику, искать пути для устранения нестабильности в сфере производства, уровне процентных ставок и обменном курсе. Инфляция, достигшая в 80-е годы двузначной цифры (с пиком во втором квартале 1987 г. – 19%), в 1999 г. составила 1,1% и была меньше, чем в Австралии (1,5%), Канаде (1,7%), Великобритании (2,4%).

В течение 90-х годов правительство Национальной партии проводило жёсткую финансовую линию, экономия средств для выплаты государственного внешнего долга и увеличения бюджетного профицита. Правительство Хелен Кларк (коалиция лейбристов с партией Альянс), пришедшее к власти в ноябре 1999 г., замедлило погашение долгов, дабы увеличить расходы на здравоохранение и образование. В течении ближайших четырёх лет оно намеривается довести их до 2,7 млрд. ам. Долл.; примерно 70% этой суммы заложенною в бюджет на 2000/2001 г.

В декабре каждого года или перед парламентскими выборами казначейство обязанною публиковать данные о положении дел в экономики. Таким образом устраняется возможность скрыть ухудшение экономических показателей во время предвыборной компании. Финансовые отчёты подписываются министром финансов и секретарём казначейства. Этот первый в мире акт такого рода делает финансовую политику и государственные счета прозрачными, что достаточно редко даже в других развитых демократических странах.

Приоритетной задачей министра финансов правительства Национальной партии, победившей на парламентских выборах 1990 г., было сокращение государственного внешнего долга до 30% ВВП. (Нынешнее правительство намеривается уменьшить его до 20,1% в 2001 г., 19% в 2002 г. и 17,5% ВВП в 2003 г.). Второй задачей стало тогда снижение налогов, стимулирующих стремление физических и юридических лиц к росту доходов и повышению конкурентоспособности на мировой арене. Правительство было вынуждено проводить жёсткую монетаристскую политику. Ежегодный прирост М2, т.е. массы денег в обращении плюс сумма вкладов в банках (срочных и до востребования), сократился с 12,5% в 1990 г. до 1,8% в 1998 г.

Ограничение государственных расходов вызывало недовольство, велись острые дискуссии о финансовой роли в масштабах государственного сектора. Государственное потребление в Новой Зеландии в 1960–1961 гг. увеличивалось ежегодно на 3,5%, затем темпы его снизились до примерно 1% в 1981–1982 гг. Оно начало реально снижаться только после 10 лет реформ, что показывает, как трудно добиться сокращен государственных расходов, которые, естественно, затрагивают уровень жизни широких слоёв населения. Так, с 1 апреля 1991 г. государственные пенсия и пособия уменьшились на 2,9 – 24,7%. Доля заработной платы государственных служащих снизилась с 21% всех государственных затрат в 1980 г., до 10% в 1995 г. В итоге удалось сократить удельный вес государственных расходов в ВВП с 38,3% в 1980 г. до 32% в 1997 г.

Проведя налоговую реформу, правительство снизило до 33% верхнюю планку подоходного налога (раннее он достигал 66, затем 43%), повысив одновременно налог на добавленную стоимость. Удельный вес прямых налогов (на личные доходы и прибыль) уменьшились с 67% всех бюджетных доходов в 1980 г. до 61% в 1997 г., а косвенных (на продажу товаров и услуг) за тоже период возрос с 18 до 27%. Правительство добилось увеличения налоговых поступлений в казну (в 1980 г. они составляли 30,7% в 1993 г. – 32,1% ВВП). В результате бюджет в 1996 г. был закрыт с профицитом в 5,2% ВВП, тогда как в 1980 г. его дефицит достигал 6,7% ВВП. Правда, в дальнейшем таких крупных успехов уже не было. Но все же бюджет не дефицитен, причём планируется профицита в 0,9% ВВП в 2001 г., 1,8% – в 2002 г., 2,2% и – в 2003 г.

Последовательная финансовая политика позволила обуздать инфляцию. Среднегодовые темпы роста цен – дефлятор по ВВП – снизился с 0,8% в 1980–1990 гг. до 1,6 в 1990–1998 гг. Дефлятор ВВП характеризует общую экономическую ситуацию в стране, тогда как для населения более существенней снижение темпов роста цен на потребительские товары и услуги, составляющие соответственно 11 и 2% (в том числе на продукты питания соответственно 9,9 и 1,1%).

Жёсткая монитористская политика правительства не только в ограничении темпов роста денежной массы, сокращение расходов государственного сектора, но и в ставке процентов по банковским кредитам. Вообще-то кредит в Новой Зеландии дорог, ссудный процент достигал в 1998 г. 9,8%. Тем не меньше общая сумма кредитов, предоставляемых банками, возросла с 80% ВВП в 1990 г. до 112,5% ВВП в 1997 г. Кредиты, предоставленные частному сектору, возросли соответственно с 21,5 до 112,5% ВВП, что отражает расширение сферы действия рыночных механизмов.

Спрэд – разница в процентных пунктах между ставкой процента по банковским кредитам и процентной ставкой, выплачиваемой банками по депозитам, – составил в 1998 г., как и в 1990 г. – 2,4 процентного пункта. Отметим, что в тех странах, где экономическое положение устойчиво и прогнозы на будущее благоприятны, спрэд обычно не велик. Так, например, в Норвегии он составлял 0,7 п.п., в Японии и Испании – 2,1, в Англии – 2,7. Наоборот, там, где экономическое положение меньше устойчиво и прогнозы экономической конъюнктуры не очень благоприятны, размеры спрэда выше: в Бельгии, например, – 4,2, Италии – 4,7, в Германии – 6,1, а врос сии – даже 24,7 п.п. В сущности это отражает уровень доверия банка к своим должника к их возможности вовремя и полностью вернуть кредиты с установленными процентами.

Что же касается доверия потенциальных инвесторов в Новой Зеландии, то оно достаточно высоко. Сводный индекс рисков здесь – на март 2000 г. он составлял 80,3 – примерно такой же, как в других европейских странах: Франции – 80,3, Германии – 83,3, Англии – 85,3. Однако по показателям кредитного рейтинга среди институциональных инвесторов Новой Зеландии уступает названным странам: 75,5 против соответственно 91,7 до 92,2; 91,9. Составляемый компонент «Стандарт энд Пурс» рейтинг доверия к облигациям внешнего долга также сравнительно высок, выше, скажем, чем у Италии, а к обязательствам внутреннего долга обозначается кодом ААА – знаком самого высокого доверия.

Хороший климат для иностранного капитала обусловил резкий рост доли прямых инвестиций из-за рубежа в общем объёме внутренних инвестиций в экономику страны – с 3,9% в 1980 г. до 19,7% в 1998 г., безусловно, свидетельствует о доверии к новозеландской финансовой политике со стороны иностранных кредиторов. Удельный вес инвестиций в ВВП в указанный период возрос с 0,8 до 4,1%, и поскольку это происходило в период значительного повышения темпов роста ВВП, можно продолжить, эффективность инвестиций, особенно иностранных, существенно возросла.

Последовательно жесткая финансовая политика правительства дала определённые позитивные результаты. Обычно ограничение денежной массы в обращении приводит к замедлению деловой активности. Новой Зеландии удалось пройти между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, подавить инфляцию, с другой – обеспечить приемлемый рост ВВП: в 1980–1990 гг. он составлял в среднем 1,7%, в 1990–1998 гг. – 2,9% (в 2000 г. – 4,6%),

Намерения на сокращение государственных расходов, социальные расходы оставались стабильными, а их доля в общих бюджетных расходах даже увеличилась с 69% в 1990 г. до 71% в 1998 г. В частности, удельный вес расходов на образование в ВВП вырос с 5,8% в 1980 г. до 7,3% в1997 г. Расходы в расчёте на одного ученика начальной школы увеличились с 15 до 18% среднедушевого ВВП; средней школы – с 14 до 24%; высшей снизились с 60 до 46%. Доступность высшего образования возросла более чем вдвое. В 1990 г. в высших учебных заведениях занимались 27%, а в 1997 г. – 63% лиц соответствующей возрастной группы. Не удивительно, что процент людей с высшим образование в Новой Зеландии один из наиболее высоких среди стран ОЭСР. Доля лиц трудоспособного возраста, получивших университетское образование, увеличилась в период между переписями населения 1991 и 1996 гг. с 6,5 до 8,5%.

Как уже отмечалось, нынешнее лейбристское правительство Новой Зеландии уделяет большое внимание проблемам социальной сферы. Оно отменило прежнее непопулярное (только 30% школ приняли его) положение, когда денежные фонды распределялись между школами с тем, чтобы они самостоятельно использовали их, по-своему решению, в частности, о размерах заработной платы педагогов и вернулось к прежней централизованной системе содержания учебных заведений.

В бюджете на 2000–2001 г. предусматривается 7%-ный рост расходов на образование, включая домашнее обучение при невозможности посещать школу. Правительство оказывает прямую помощь учащимся из малообеспеченных семей. Чтобы расширить доступ к высшему образованию выходцам из беднейших слоёв, планируется увеличить ассигнования всем высшим учебным заведениям с тем, чтобы они не повышали плату за обучение в 2000–2000 г. В 1990 г. была принята программа предоставления студентам ссуд на учёбу. В 1999 году было подсчитанною, что в целом студенческий долг вырос до 1,6 млрд. ам. Долл. Дабы облегчить его бремя, нынешнее правительство решило в 2000 г. уменьшить процентную ставку по ссуде для лиц, проходящих обучение.

Что касается здравоохранения, то расходы на него находятся примерно на том же уровне, что и расходы на образование: в 1990–1998 гг. в среднем 7,6% ВВП. Три четверти всех затрат на медицинское обслуживание населения берёт на себя государство. Это одна из главных статей бюджета, в 2000/01 г. на неё отводится 19% всех государственных расходов.

В сущности, правительство ограждает сферы образования и здравоохранения от негативных последствий проводимого им общего курса на снижение государственных расходов. Даже в области пенсионного обеспечения оно не было столь беспощадным, как, к примеру, в России. Повысив пенсионный возрази с 60 до 65 лет, и заставив пенсионеров, получающих высокий доход, платить налоги. Правительство направило освобождающиеся средства на нужды малоимущих семей и лиц со средним достатком. Ожидая, например, в связи с введением налога на добавленную стоимость повышения цен на 5%, оно объявило об увеличении социальных выплат на те же 5%. Подняв государственную ренту на жильё до уровня частной и отказавшись от её субсидирования, правительство ввело для низкооплачиваемых систем ваучеров, которые можно использовать как в государственном, так и частном секторе. Социальная поддержка стала более адресной. Напротив, лица, получающие более высокие доходы, должны больше платить за образование и медицинскую помощь – не только по налоговым каналам, но и прямо.

Самым пагубным последствием реформ в Новой Зеландии стал невиданный раннее рост безработица, но и она обнаруживает тенденцию к сокращению. Если в 1998 г. безработные составляли 7,5% всей рабочей силы, то в 1999 г. – 6,8%.

Информация о работе Финансовая политика Новой Зеландии