Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:55, доклад
Поражение России в русско-японской войне и народные волнения 1905-1907 гг. показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обуславливало отставание России от ведущих капиталистических держав.
Предпосылки аграрной реформы. Личность П.А. Столыпина на российской политической арене…………………………………………………3
Сущность и содержание аграрной реформы
П.А. Столыпина………………………………………………………………….10
Результаты реформы П.А. Столыпина и причины ее краха…….16
Список литературы……………
Из
приведённых цитат ясно видно
преобладание в идеях Столыпина
стратегических и макроэкономических
соображений, акцентуация на проблеме
качества прав собственности и экономических
свободах, что было достаточно необычно
для правительственного чиновника
того времени и поэтому не вызывало
понимания современников.
Цели реформы:
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счёт крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю.
Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счёт крестьянства.
По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне. Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий.
Основное направление реформ заключалось в следующем:
Мероприятия и законодательные акты аграрной реформы.
1. Указ 9 Ноября 1906 года — основополагающий акт аграрной реформы. 9 ноября 1906 года издается главный законодательный акт аграрной реформы — указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли.
Указ провозглашал, что «каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Собственность на бывшие надельные земли оставалась, однако, связанной некоторыми ограничениями: земля могла быть продана только крестьянам, их обществам или товариществам; право принимать бывшую надельную землю в залог имел только Крестьянский поземельный банк. Важным моментом было то, что укрепленная земля становилась личной собственностью крестьянина-домохозяина, а не коллективной собственностью крестьянской семьи.
В
тех обществах, где переделов
общинной земли не было свыше 24 лет,
каждый домохозяин мог безвозмездно
закрепить в собственность тот
участок земли, которым он пользовался
на постоянной основе. В тех обществах,
где переделы были, безвозмездному
закреплению в собственность
подлежал такой участок, который
данному домохозяйству в
При
укреплении в собственность участков
за новыми собственниками сохранялось
прежнее право пользования
Домохозяева,
желающие закрепить землю в
Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в разных полях (эти участки назывались «отрубами», а если на участке стоял и дом владельца — «хуторами»). Если крестьянин желал выделиться «на отруб», сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили.
Закон стимулировал выход на отруба путем предоставления собственникам отрубных участков более качественных прав собственности. Собственники чересполосных участков были уравнены в правах со старыми подворными владельцами. Они не могли огораживать и окапывать свои полоски и должны были пускать на них скот односельчан (в те периоды, когда данное поле не было засеяно); таким образом, им приходилось синхронизировать свой сельскохозяйственный цикл со всей общиной. В то же время, собственники отрубных участков могли огородить свои участки и использовать их по своему усмотрению. Собственники чересполосных участков могли наследовать землю, но не могли продавать её без согласия общины; собственники отрубных участков могли совершать с ними любые сделки.
Выделение
отрубов (разверстание) было технически
и организационно более сложной
задачей, чем традиционные переделы
при чересполосном
2. Закон 14 июня 1910 года.
14 июня 1910 года был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», представлявший собой закон 1906 года, повторно, после бесчисленных многоступенчатых обсуждений, внесенный правительством в III Думу в январе 1908 года. Закон, кроме описанных выше положений закона 1906 года, содержал также и важные новации; он явился следующим шагом в деле разрушения традиционной сельской общины.
Все
общины, в которых не было общих
переделов с момента наделения
их землею, признавались общинами с
подворным землевладением. Все владельцы
участков в общинах с подворным
землевладением (включая и те общины,
в которых подворное
В тех общинах, которые производили переделы, за каждым домохозяйством сохранялось право требовать укрепления земли в частную собственность на условиях, близких к закону 1906 года.
Закон представлял собой некоторое отстутпление от прежнего курса на выделение участков к одному месту, связанное с тем, что землеустроительные комиссии не справлялись с потоком заявлений на землеустроительные работы — в 1910 году было подано около 450 тыс. ходатайств о землеустройстве, из которых удалось реализовать только около 260 тыс. Правительство было вынуждено предпочесть закрепление в собственность чересполосных владений (как требующее меньшего объёма землеустроительных и организационных работ) отсрочкам в исполнении заявлений на полное разверстание.
Большие
дискуссии вызвал вопрос о том, личной
или семейной должна быть собственность.
Столыпин твердо держался позиции, что
земля должна находиться в личной
собственности крестьянина-
3. Закон о землеустройстве 1911 года
29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве». Закон существенно детализовал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов. Закон был внесен ещё в I Думу в 1906 году, однако его принятие чрезвычайно затянулось.
Особенностями закона были следующие положения:
—
возможность принудительного
— четкий перечень тех земель, которые не могут быть разверстаны без согласия владельцев (земли под застройкой, под виноградниками и т. п. ценными насаждениями, под разными промысловыми сооружениями);
— право любого селения требовать выдела земли (если сельское общество состоит из нескольких селений);
— отдельный домохозяин может требовать выдела себе земли к одному месту только до решения общины о переделе, и если это возможно без особенных затруднений; одна пятая домохозяев может требовать выдела им участков к одному месту в любое время и в любом случае;
— полный передел всех общинных земель с выделением их к одному месту производится по требованию половины домохозяев (при подворном владении) или двух третей домохозяев (при общинном владении);
—
возможность производить
Закон, в целом, подчеркнул курс на выделение хуторов и отрубов и на полное разверстание сельских обществ. Высокая деталированность закона способствовала уменьшению количества недоразумений и жалоб при землеустройстве.
Результаты
реформы характеризуются
Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США – 262 рубля.
Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве 11 были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции – 89, а в Бельгии – 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований – к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.