Значение неоклассической теории рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Экономическая теория — одна из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономической теории — реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что в XIX в. А.С.Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическую экономию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………….1-3
1. Альтернативные теории товара и стоимости (ценности)………………….……….3-8
1.1. Теория трудовой стоимости (К. Маркс)…………………………………………..8-12
1.2. Теория предельной полезности (маржинализм)…………………………12-14
1.3. Теория взаимодействия рыночных сил в виде предложения и
спроса (неоклассика, А. Маршалл)………………………………………………………14-23
2. Значение неоклассической теории рынка……………………………………...……..23-26
Заключение……………………………………………………………………………………………26-28
Литература……………………………………………………………………………………………….…29
Рецензия……………………………………………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Экономическая теория-полная работа.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

2.Маржиналистская  теория.

     Заметное  место в структуре мировой  экономической мысли занимает теория предельной полезности (маржинализм), появившаяся в 70-е гг. XIX в. как альтернатива господствовавшей тогда теории трудовой стоимости. Эта теория рассматривает стоимость товара с позиции потребителя, исходя из оценки им предельной полезности (англ. marginal utility) потребляемых благ.

     Первым  шагом маржиналистов на пути к  собственной концепции стала  резкая критика подхода новой  исторической школы.В ходе ставшего знаменитым “спора о методе”, развернувшегося между двумя буржуазными течениями , маржиналисты заявляли о недопустимости сведения политэкономии и экономической истории, требовали изучения общих экономических закономерностей , независимых от национальной специфики , отстаивали плодотворность абстрактно-логического способа исследования и т.д. Это дало повод буржуазным историкам экономической мысли объявить У.Джевонса и К.Менгера наследниками Рикардо, защитившими и возродившими его традиции. Однако в действительности, несмотря на определённое сходство точек зрения буржуазного классика и маржиналистов, их взгляды не основополагающие методологические проблемы принципиально расходятся, что проявляется уже в трактовке характера политэкономии как науки и понимании её взаимоотношения с идеологией.

Одной из наиболее характерных черт методологии маржинализма является тезис об идеологической нейтральности  анализа. С точки зрения его сторонников, развитие политэкономии классического периода тормозилось недостатком профессионализма. Экономической теорией занимались государственные деятели, журналисты, философы, вносившие в неё элементы политики, публицистики и морализирования. Она находилась в плену идеологогических доктрин и была подчинена решению мелких сиюминутных вопросов.

     Превращение политэкономии в подлинную науку, считали маржиналисты, предполагает освобождение её от влияния идеологии и отделение от конкретно-экономических дисциплин, таких, как коммерческая статистика, фискальная теория и т.д. Например, Л.Вальрас во всей совокупности экономических дисциплин выделял прикладную, социальную и чистую теорию, полагая, что поле деятельности учёного как такового ограничивается лишь последней. Чистая теория политэкономии предназначена для выведения универсальных закономерностей, независимых от места и времени; её отличительная черта, по словам Вальраса, состоит также в «совершенном безразличии к выводам… которые она делает в поисках истины».

Мнение Вальраса разделяли его английские и австрийские  единомышленники. Чтобы подчеркнуть «не заинтересованность» своих исследований, маржиналисты отказались даже от самого термина «политическая экономия» в пользу более нейтрального «экономикс» (economics). Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, которого поддержало большинство теоретиков Великобоитании и США.

     Маржиналисты  считают, что основой стоимости являются не затраты на производство благ, а их будущая полезность, поэтому сферой исследования у них стал рыночный спрос, поведение потребителя. Подобный методологический подход к экономическому анализу получил название маржиналпапской революции.

     Среди первых экономистов, принадлежащих  к маржиналистам, выделяются английский ученый Уильям Стенли Джевонс, опубликовавший в 1871 году работу «Теория политической экономии», австрийский экономист Карл Менгер с работой «Основания политической экономии» (1871) и француз Леон Вальрас, выпустивший в 1874 г. «Элементы чистой политической экономии». Характерно, что их произведения вышли автономно и почти одновременно, в 1871 — 1874 гг. Им, по существу, принадлежит честь создания новой теории, названной предельным анализом.

     Опираясь  на новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную теоретическую систему, охватившую все разделы политэкономии. В 90-х годах она, дополненная благодаря усилиям А. Маршалла отдельными элементами рикардианства, а также снабжённая разработанным математическим аппаратом, получила название неоклассического течения и к концу столетия завоевала господствующее положение в ведущих странах.

Более 100 лет  прошло со времени зарождения маржинализма. Но в отличие от многих школ буржуазной политэкономии, бесследно растворившихся в прошлом, он не сошёл со сцены. Любая  современная буржуазная концепция  в позитивном или негативном плане  отталкивается от маржинализма. Столь  необычное долголетие обусловлено, по-видимому, принципиальной ориентацией маржинализма на внеисторический подход, которая имела два противоречивых, но взаимосвязанных следствия. С одной стороны, абстрактный анализ рыночного механизма «в чистом виде» позволил маржиналистам зафиксировать ряд закономерностей ценообразования, конкуренции, поведения потребителя и т. д., которые обладают большей общностью, чем их конкретное воплощение в экономике 19 в., и, следовательно, во многом сохраняют силу и сегодня. С другой стороны, та же методологическая установка, отсекающая весь исторический контекст «чисто экономической деятельности», т. е. функционирования рынка, изначально исключало саму правомерность вопроса о социальных противоречиях капитализма, что отвечает апологетическим устремлениям правящего класса. 

3. Неоклассическая  теория.

     В конце XIX в. в экономической теории обозначилось неоклассическое направление. Такое название оно получило в связи с тем, что представители входивших в него школ ориентировались на исходные принципы классической буржуазной политической экономии — свободу предпринимательства и ценообразования, автоматизм рыночного саморегулирования и т. д. Неоклассики ставили задачи исследовать данные принципы в новых условиях и стремились к разработке моделей, имеющих практическое значение для функционирования капиталистических фирм в системе рыночного механизма.   Возникновение неоклассического направления связано с разработками представителей кембриджской школы А. Маршалла, Ф. Эджуорта, А. Пигу, А. Кларка, которые поставили задачу создания политически и идеологически нейтральной, «чистой» экономической теории, что нашло отражение и в изменении самого названия науки с «политической экономии» на «экономике». Новый термин, содержащийся в названиях произведений У.С. Джевонса и А. Маршалла, получил широкое распространение. Неоклассическая теория не рассматривала сущность таких экономических категорий, как собственность и стоимость, а сосредоточилась на внешних проявлениях рыночного хозяйства и постепенно приобрела черты прикладной науки. Особенностью неоклассической теории явилась ее микроэкономическая направленность на изучение механизма движения отдельных товаров, функционирования отдельных хозяйственных единиц и рынков. Анализ осуществляется по следующему алгоритму: из совокупности взаимодействующих элементов рыночного механизма выбирается один как изменяющийся, и исследуется его влияние на другие элементы, считающиеся неизменными, и так по каждому элементу. Неоклассический анализ рассматривает взаимовлияние элементов рынка преимущественно не в качественном, а в количественном аспекте. Основоположником неоклассического направления является Альфред Маршалл (1842-1924), вошедший в историю мировой экономической мысли благодаря своей работе «Основы экономической науки» (Principles of Economics, 1890). В ней он исследовал взаимное влияние цены, спроса и предложения.

     В последнее время появились различные  «альтернативные» теории

стоимости, претендующие на роль «новой парадигмы трудовой стоимости» или «парадигмы нетрудовой теории», одной из ключевых особенностей которых является критика трудовой теории за её «затратный» характер,

способствующий, якобы, неэффективной растрате ресурсов, и не отражающий специфику экономических взаимосвязей и информационном обществе. Однако фундаментальным принципом философии экономики является признание того факта, что никакое производство благ невозможно без затраты ресурсов, и в этом смысле любая экономическая теория всегда имеет «затратный» характер. Сопоставление индивидуальных и общественных затрат труда, способствующее росту эффективности производства и на индивидуальном, и на общественном уровнях, объясняется именно на основе положений трудовой теории стоимости.

     Эти положения инвариантны относительно содержательной природы ресурсов, испытывающих воздействие труда, и, в частности, относительно информационных и интеллектуальных ресурсов, которые трансформируются в потребительные стоимости опять-таки посредством затрат труда, а не каким-то иным образом. Никакие концепции «полезности», никакие иные «альтернативные», отступающие от существа трудовой теории стоимости, не смогут объяснить внутренних закономерностей движения экономической системы, в которой бриллиант дороже, чем вода, компьютер дороже карандаша, а автомобиль дороже, чем колесо от этого автомобиля. 

1.1ТЕОРИЯ ТРУДОВОЙ  СТОИМОСТИ.

      Анализ  всех этих взглядов дозволяет выделить связь категорий «стоимость» и «ценность». До этого всего отметим, что цена продукта представляет собой частный вариант проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.

     Человечество  не может существовать без экономической  деятельности, а экономическая деятельность - без экономической ценности как  единства цели и средства. В условиях товарного производства экономические  ценности принимают форму стоимости. Экономическая ценность лежит в базе стоимости, являясь исходной категорией по отношению к стоимости.

     Сущность  ценности, её субстанция - это определенная экономическая деятельность, которая  включает мишень (итог) и средство (издержки). Экономическая ценность есть в свою очередь единство результата (полезности) и издержек. Итак, экономическая ценность - это единство экономической полезности блага и экономических издержек на его создание. Ценностью владеют только ограниченные блага. Поэтому уникальность (ограниченность) блага является элементом ценности.

     Из  того, что экономическая полезность благ зависит от степени их ограниченности, насыщения потребностей, следует, что рост производства благ не прямо пропорционален росту их экономической полезности, так как эти блага по мере роста их наличного количества обесцениваются, стают менее ограниченными, относительно менее полезными.

     Механизм  взаимоограничения двух названных  действий основан на функциональной связи меж пользой и затратами: один и тот же прирост производства благ (и издержек ресурсов совместно с ним) сразу вызывает и замедление роста экономической полезности благ, и ускорение роста экономических издержек.

     Экономические издержки и экономическая полезность в единстве, образуя ценность, осуществляют принцип саморегулирования, присущий целесообразной деятельности вообще, экономической в частности. Экономический субъект (отдельный производитель) не будет осуществлять издержки, если они не оправданы плодами, т.е. пользой создаваемых благ.

     Отсюда  следует, что предельные издержки, либо издержки на последнее производимое благо, не обязаны превосходить предельную полезность, либо полезность этого последнего производимого блага.

     Развитие  экономической науки напрямую связано  с поиском ответа на вопрос о природе  стоимости, ценности и источнике  прибыли, в совокупности представляющих собой органичное единство. Меркантилисты  считали торговлю источником дополнительных средств и богатства; физиократы отождествляли получение незапятнанного дохода с действием сил природы в сельском хозяйстве; основатели классической школы делали упор на роли производительной силы труда как основного источника стоимости; сторонники трех факторов производства давали при определении цены учесть производительность земли, вклад капитала и издержки работника; авторы теории предельной полезности размер цены при совпадении спроса с предложением объясняли субъективно-психологической оценкой потребителем полезности блага в реальном по сравнению с будущими доходами, что и определяло его огромную ценность.

Разные подходы по определению стоимости, ценности и прибыли, исходя из конкретных социально-исторических условий и субъективных предпочтений отдельных авторов, отражали особенности этих понятий.

     Начнем  с того, что продукт владеет  не лишь свойством удовлетворять  человеческие потребности, но и свойством  вступать в дела с другими продуктами, обмениваться на остальные продукты.

     Способность продукта к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая цена. Категории «потребительная стоимость» и «меновая стоимость» введены в научный оборот много веков назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие остальные ученые-экономисты отмечали различие меж этими категориями.

В течение XVIII и XIX вв. Сформировались главные концепции  экономистов по вопросу о стоимости  продукта.

  Стоимость — это категория  исключительно товарного (рыночного) хозяйства и представляет собой общественное отношение товаропроизводителей, которое возникает при обмене товаров, так как товаропроизводители вступают на рынке в экономические отношения друг с другом. Таким образом, за обменом товаров (вещами, благами) скрываются отношения между людьми.

  Чтобы благо  стало товаром, оно должно обладать и потребительной стоимостью и стоимостью. Два свойства товара образуют единство. Как потребительные стоимости товары разнородны и несопоставимы, как стоимости — однородны и качественно соизмеримы. Один и тот же товар на рынке для продавца имеет значение как стоимость, а для покупателя — как потребительная стоимость. Прежде чем реализовать потребительную стоимость товара (т.е. потребить его), товар должен быть реализован как стоимость. В этом единство и противоречие товара.

Информация о работе Значение неоклассической теории рынка