Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2010 в 14:54, Не определен
Курсовая работа
3.2
Внешнеэкономические
связи России и Европы
Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером Российской Федерации – только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.1 В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.
В
настоящее время структура
ЕС не проявляет чрезмерной заинтересованности в расширении спектра товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.
При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.
Политико-экономические системы России и ЕС сейчас малосовместимы.
Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в ВТО эксперты разошлись во мнениях о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.
Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.
В настоящее время практически нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.
Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.
Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС
Евросоюз располагает 0,6 % мировых запасов нефти (у США – 2,5 %, у России – 6,6 %). На Европейский союз приходится 2,9 % мирового производства (на Соединенные Штаты – 8 %, на Россию – 12,3 %). Доля от мирового потребления составляет в случае Европейского союза 18,6 % (США – 24,1 %, Россия – 3,3 %). Что касается газа, то на территории единой Европы находится 1,3 % мировых запасов (в Соединенных Штатах – 3,3 %, в России – 26,3 %). На ЕС приходится 7,1 % мировой добычи газа (США – 18,5 %, Россия – 21,3 %) и 17 % мирового потребления (Соединенные Штаты – 22 %, Россия – 15,1 %). Ввоз энергоресурсов в Европу будет постоянно расти, что часто преподносится как усиление энергетической зависимости от поставщиков, в первую очередь от России.
Поставки газа в Евросоюз составляют 84,8 % от всего российского экспорта. 26,3 % газа, потребляемого на территории Европейского союза, приходит из России. Экспорт нефти из постсоветских стран в ЕС составляет 83,3 % от всех поставок из этой зоны и покрывает 38,7 % общего потребления нефти в Европе. Нефть, поступающая с постсоветского пространства в США, покрывает лишь 1,79 % потребностей этой страны. 75 % российских экспортных доходов непосредственно зависят от европейского энергетического рынка. Последняя цифра лучше всего отражает тесную взаимозависимость России и Европы в данной сфере.2
Евросоюз является основным рынком сбыта для российского экспорта, а также крупнейшим поставщиком импортных товаров в Россию. Наиболее важными торговыми партнерами России в Евросоюзе являются Германия (объем торгового оборота 15 млрд. долл.) и Италия (9,1 млрд. долл.). На эти две страны приходится около 40% российского экспорта в Европу и из них поступает 30% европейского импорта. США является пятым торговым партнером России после Германии, Белоруссии, Украины и Италии, однако торговый оборот с США в 7,5 раз меньше, чем с Европейским Союзом.3
Роль России как торгового партнера для Евросоюза гораздо скромнее. Россия является пятым крупнейшим торговым партнером EC. На Россию приходится всего 2,8% экспорта и 4,6% импорта стран Евросоюза. Однако, по отдельным товарным позициям значимость России существенно выше. Так, например, Россия обеспечивает 17% европейского импорта энергоносителей.4
В структуре российского экспорта в ЕС преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются, главным образом, потребительские товары и оборудование (по оценке, 66-67%).
Энергоносители составляют 67% российского экспорта в ЕС. Лидерами по объемам импортируемого из России топливно-энергетического сырья являются Германия и Италия: в эти две страны поставляется свыше половины (54%) всех экспортируемых в Евросоюз энергоносителей. На рынки ЕС поставляется существенная часть российского экспорта металлов (35%), древесины и целлюлозы (30%), продуктов химии (24%).
В
списке товаров с наибольшей долей
в объеме торговле в первую тройку
попадают ядерные реакторы. Предположительно,
так отражается ввоз радиоактивных
отходов для переработки в России или
импорт сырья для производства ядерного
топлива. Рейтинг остальных ключевых товаров
отражает особенности структуры внешней
торговли, описанные выше.
Германия
ГТК (ТН ВЭД) |
Италия
ГТК | |
Поставки из России | Топливо, изделия из недрагоценных металлов, алюминий | Топливо,чёрные металлы |
Поставки в Россию | Реакторы ядерные
и их части, электротехника,
автомобили |
Реакторы ядерные и их части, электротехника |
За
2006-2007 гг. торговый оборот, регистрируемый
Государственным таможенным комитетом,
он вырос более чем на треть. ЕС, объединяющий
27 стран, получает из России четвертую
часть необходимых энергоносителей, а
больше половины совокупных российских
поставок нефти и около четверти газа
идут в Европу (хотя экспорт газа приходится
частично компенсировать импортом из
Центральной Азии). В последнее время доходы
федерального бюджета России почти на
50 % складываются из налогов нефтегазовой
сферы (налог на добычу сырья, налог на
прибыль, экспортные пошлины). Конечно,
далеко не все они связаны с импортом в
Европу, но данное направление наиболее
прибыльно: цены и экспортные пошлины
здесь намного выше, чем внутри России
и СНГ.
3.3 Внешнеэкономические связи России и КНР
Последние
годы торгово-экономические
Темпы
развития сотрудничества и колоссальный
взаимный интерес деловых кругов
России и Китая позволяют судить
о двусторонних торгово-экономических
отношениях как наиболее динамично
развивающихся в мировой
Возросла
роль общественных объединений и
организаций, выразителей интересов
различных слоев населения
Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно-измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т.д.
Если
ранее РКЦ, как и многие другие
ведомства и организации
С уверенностью можно сказать об острой востребованности китайской стороны в такой структуре как РКЦ. В этой связи и с учетом мнений китайской стороны, РКЦ разработал и подготовил комплексную программу деловой подготовки китайских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории России или в КНР.
По последним статистическим данным Китайской таможни, в январе-августе 2004 года объем китайско-российской торговли составил 12,87 млрд. долл. США или возрос на 35,4%. В 2003 г. двусторонний товарооборот достиг 15,76 млрд. долл. США (рост – 32%). Таким образом, уже в течение 5 лет сохраняется тенденция динамичного роста китайско-российской торговли.
Как показывает статистика, за первые 8 месяцев 2004 года экспорт Китая в Россию составил 4,85 млрд. долл. США (рост – 57%), импорт Китая из России - 8,02 млрд. долл. США (рост - 25 %). В настоящее время Россия является 8-м по величине торговым партнером Китая. По статистике российской стороны, по объему торговли с Россией Китай занимает 4-е место среди ведущих российских торговых партнеров, уступая Европейскому Союзу, Беларуси и Украине.
Китай поставляет в Россию, главным образом, текстильные изделия, одежду, обувь, бытовые электроприборы и другие товары бытового назначения. На их долю приходится свыше 70% общего объема экспорта Китая в Россию. Россия экспортирует в Китай в основном сырьевые ресурсы. Импорт машиностроительной и электронной продукции из России постоянно сокращается.
Согласно статистическим данным Министерства коммерции КНР, к концу августа в России было зарегистрировано 549 проектов с китайскими инвестициями на договорную сумму 582 млн. долл. США. В позапрошлом году договорная сумма китайских инвестиций в экономику России составила 339 млн. долл. США, увеличившись в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции Китая в России, главным образом, сосредоточены в торговле, микроэлектронике, связи, производстве одежды, сборке бытовой техники, общепите, переработке древесины и сельском хозяйстве.