Свободные экономические зоны Мексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

На протяжении многих веков некоторые страны создавали на части своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал и развивать отдельные виды хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Таким образом, корнями СЭЗ уходят в глубокую старину, но в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстро окупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

Содержание работы

Введение 3
I глава Теория СЭЗ 5
II глава Структура СЭЗ в Мексике 14
III глава Использование опыта СЭЗ в Мексике для развития СЭЗ в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Глоссарий 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 69.15 Кб (Скачать файл)

Организация управления. Предприятия "макиладорас" по типу организации управления подразделяются на три группы:

 а) принадлежащие полностью или частично иностранному капиталу и управляемые целиком головной зарубежной компанией;

 б) работающие по контракту;

 в) типа "shelter", т.е. создаваемые для выполнения конкретного заказа.

Предприятия первого типа получили наибольшее распространение (82% от общего числа предприятий), т. к. они позволяют владельцу осуществлять полный контроль за его деятельностью, обеспечивать взаимосвязанность операций и снабжение сырьем и полуфабрикатами по схеме "just in time".

Предприятия типа "shelter" чаще всего принадлежат мексиканским владельцам и работают по зарубежным, в основном, американским заказам. Заказчик снабжает предприятие "макиладорас" сырьем и полуфабрикатами, нанимает работников, арендует помещение, осуществляет контроль за процессом производства и качеством, обеспечивает транспортировку, таможенное освобождение и окончательную приемку готового изделия. Он же осуществляет и реализацию через свои сбытовые каналы. Предприятие "исполнитель" только обеспечивает производство продукции. Доля предприятий типа "shelter" – 8%.

Национальная принадлежность капитала. Основными иностранными инвесторами являются североамериканцы.

Сферы деятельности. Первые предприятия "макиладорас" создавались в текстильной и швейной промышленности, а также в "отверточном" производстве – сборке телевизоров. Постепенно под влиянием научно-технического прогресса характер деятельности и облик "макиладорас" меняется. В настоящее время значительная часть "макиладорас" представляют собой высокотехнологические предприятия, выпускающие продукцию электронной, электротехнической и машиностроительной промышленности. Основная масса "макиладорас" в настоящее время создана и действует в электротехнической, электронной, автомобильной и текстильной отраслях промышленности.

Лидером среди  компаний, использующих эту форму  организации производства, является "Дженерал Моторс", которая владеет 15 заводами с общим числом работников 22 тыс. человек.

Анализ тенденции  роста рабочих мест на предприятиях "макиладорас" позволяет судить о степени активности развития различных  отраслей. Высокий динамизм характеризует  предприятия, занятые производством автомобилей, электробытовой и электронной техники. Традиционные отрасли легкой промышленности развиваются темпами в два-три раза более низкими, чем эти передовые в технологическом отношении отрасли. Таким образом, в 1998 г. более 60% всех занятых на "макиладорас" работали на предприятиях электронной и электротехнической промышленности, 12% работало в швейной промышленности, 10% было занято в автомобильной промышленности. Эти данные свидетельствуют также и о возрастании технологического уровня мексиканской промышленности в целом.

Само понятие "макиладорас" предполагает, что  созданная на этих предприятиях продукция  основывается на импортных компонентах. Тем не менее, стратегической задачей  правительства Мексики в области  регулирования сектора "макиладорас" является повышение доли в стоимости  продукции национального производства. Однако до сих пор лишь небольшая  часть потребляемого сырья и  компонентов имеют национальное происхождение, а национальная добавленная  стоимость составляет 9% от вновь созданной стоимости в целом.

Структура стоимости  произведенного на "макиладорас" продукта складывается следующим образом: 50% приходится на заработную плату и  прочие выплаты работникам, 30% –  операционные расходы и содержание административного аппарата, 13% –  прибыль, 7% – стоимость потребленных сырья и компонентов национального  происхождения. В зависимости от отрасли, участие национального сектора в создании добавленной стоимости на предприятиях "макиладорас" может варьироваться. Но в целом, наибольший процент национального участия приходится на продукцию шести основных сфер: производство компонентов для электротехнической и электронной промышленности – 24,4%; производство узлов и деталей для сборки автомобилей и автосборка – 23,5%; производство электротехнического оборудования и электронной техники – 11,5%; пошив одежды из кроя – 11,4%; производство мебели, деталей для сборки, изделий из дерева и металла – 6,8%; прочие отрасли – 10,6%.

Внешнеторговая деятельность. Более 80% произведенной на этих предприятиях продукции вывозится за рубеж. Предприятия "макиладорас" обеспечивают до 50% мексиканского промышленного экспорта. Основным рынком сбыта продукции "макиладорас" являются США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III глава Использование опыта СЭЗ в Мексике для развития СЭЗ в РФ

 

Практика  создания имеющихся и проекты  будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

    • комплексные зоны производственного характера;
    • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
    • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней  мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в России, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево") , свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта .

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера  относится СЭЗ в Зеленограде, которая должна специализироваться в области микроэлектроники, информатики и связи; к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

Основной  отличительной чертой процесса  создания  СЭЗ  в  России  является его политизированность в ущерб  экономической сути,  вопросы  создания зон решаются стихийно, при  отсутствии четких критериев и достаточной  нормативно-правовой базы. В отношении вопроса о свободных зонах  российское  руководство  до сих пор действовало весьма непоследовательно.  Оно то,  поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами.  В результате большинство СЭЗ,  организованных в начале 90-х годов,  фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций.  Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее,  т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации.  В итоге остается  нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности  через выборочную  либерализацию инвестиционного климата.

Вместе  с  тем,  исходя из мирового опыта,  курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области  стабилизации и подъема экономики,  возрождения регионов, укрепления федерализма,  развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.  Однако отсутствие в РФ надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ,  а у правительства  - четкой концепции о роли СЭЗ в российской экономике переходного периода не позволяет вопросу о свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Функционирование  СЭЗ  в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает,  что территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности.  Между тем,  конституционность  норм  таможенной экстерриториальности  принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ  (площадью  в несколько кв.  км),  не говоря уже о регионах размером с целую область,  поскольку  Конституция Российской Федерации  запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление  таможенных  границ,  пошлин,  сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств"1.  Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности,  защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей"2. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных  целей создания зон,  не противоречащих как интересам регионов, так и  Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких  зонах  лишь одну сиюминутную привлекательную  сторону - перспективу получения  льгот по полному или частичному освобождению от налогов.

Между тем  система предоставляемых свободной  зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся  сравнительных  преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов  развития. 

В-третьих, все  претенденты  на  создание  СЭЗ  стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории,  не понимая,  что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту,  для нормального обустройства 1 квадратного  километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн.  долларов США,  таможенно-торговой - 10-15. 

Вот почему  большая часть действующих в  мире СЭЗ ограничена пределами предприятия,  нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений  на  обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например,  отсталость инфраструктуры),  так и частные, но эти три  рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными  интересами  отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном,  и на региональном  уровне)  средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению,  основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

Пример Мексики  интересен для России по многим причинам. Во-первых, по обеспеченности ресурсами  Мексика в настоящее время  вполне сравнима с нашей страной. Страна занимает четвертое место  в мире по добыче нефти, первое по добыче серебра, одно из первых по добыче серы, графита, ртути, молибдена, цинка, свинца, меди и др. металлов.

Во-вторых, Мексика  в последние годы демонстрирует  вполне позитивные последствия активной интеграции в мировое хозяйство. Интеграция и открытость обеспечили доступ к международным рынкам капитала и помогли ей в короткие сроки преодолеть последствия жесточайшего кризиса 1994-1995 годов.

В-третьих, Мексика  интересна и как пример возможности  экономического возрождения при  широком участии иностранного капитала. Правительство Мексики проводит последовательную политику стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность и  добилось того, что в группе развивающихся  экономик по размерам поступления притока  прямых иностранных инвестиций в 1994-1998 годах Мексика вышла на второе место после Китая.

Мексиканский  опыт концентрации усилий на отдельных  конкретных направлениях вполне применим в современной России, промышленность которой явно страдает от нехватки финансовых ресурсов. Адресное предоставление широкого спектра льгот и последовательная политика по обеспечению возможности  развития экспортоориентированного производства позволило бы многим российским предприятиям выйти из затяжного кризиса в  относительно короткие сроки. Прежде всего, это относится к текстильной  промышленности (например, предприятия  Иваново, Костромы и др.), а также  предприятиям машиностроительного  комплекса. Адаптировав политику, используемую мексиканскими властями в целях  развития передовых отраслей производства, Россия сможет более эффективно использовать свои основные преимущества – географическое положение ("мост" между Западной Европой и Азией, Америкой и Европой, Японией Европой и т.д.), относительно дешевую и высококвалифицированную  рабочую силу, высокий научно-технический  потенциал.

Эффективная  реализация  экономической  формы, а именно создание СЭЗ может  осуществляться при соблюдении следующих  обязательных условий:

  • формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;
  • предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Информация о работе Свободные экономические зоны Мексики